Классификация форм движ-я (исторический аспект: Гегель «Философия природы», Энгельс «Диалектика природы»)




Движение есть сущностный атрибут материи и оно, так же как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностно едины. Движение – это способ существования материи: быть – значит быть в движении. Противоположность движения – покой, как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Это движение в равновесии. Покой существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, т.к. обрести его – значит перестать существовать. Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Ф.Энгельсу. Он выделил такие формы: механическую (перемещение тел в пространстве по определённой траектории или «смена мест» по определению Гегеля (падение камня)), физическую (включает такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм, гравитация. Здесь нет чёткой траектории движения, иногда оно носит даже хаотическое движение (броуновское движение молекул газа)), химическую (сложное взаимодействие атомов, что в результате реакций порождает новые вещества (образование озона в атмосфере после грозы). В рамках химических процессов зародились явления жизни на планете), биологическую (существование и развитие живых организмов. Сейчас их на Земле насчитывается 12 млн. Носителем является белок. Тенденция к самосохранению преобладает над тенденцией распада), социальную (движение в рамках общественной жизни. Носителем выступает человек – существо деятельное, мыслящее). В настоящее время наука открыла целый ряд новых форм движения – геологическая, географическая, космологическая. В рамках исторического материализма К.Маркс и Ф.Энгельс разрабатывают идеи материалистической диалектики. Они отвергают гегелевскую идеалистическую диалектику и создают свою – материалистическую, как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и процесса познания. Диалектический метод должен быть методом материалистической диалектики, которая обращена к действительным явлениям, предметам как источникам знания. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации. Субмикроэлементарный уровень – гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра(ядерный уровень), из них молекулы (молекулярный уровень), а из молекул - газообразные, жидкие, твердые тела(макроскопический уровень). Последние образуют планеты, звезды, звездные системы и т.д (космический уровень). Органический уровень – результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Общество – не просто материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Поскольку он есть разумное общественное существо, которому присуща внутренняя духовная жизнь, и поскольку действия его носят целенаправленный характер, постольку социальная форма движения выражается в субъектно-объектных отношениях, то есть в отношениях человека, социальных групп, общества в целом к окружающему миру, объективной реальности. В этом и заключается специфика социальной формы движения материи, ее коренное отличие от всех иных форм движения. Д. охватывает все формы развития материи. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм Д. материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает, напротив, деградацию и распад системы, упрощение форм ее Д. Диалектический взгляд: Низшие формы входят в высшие. Высшая форма не простая сумма низших, а новое качество. Метафизический взгляд: 1. Высшие формы сводятся к низшим. 2. При изучении высш.ф. не учитывают действие в них низших.

Гегель. Весь мир, по мнению философа, это исторический процесс развёртывание и реализации возможностей Абсолютной Идеи (АИ). Это идеальное начало, которое обладает творческой активностью, выступает основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Философия природы. Это развитие АИ в форме «инобытия»: в виде явлений природы. Здесь так же три ступени развития: механика, химия, органика. В природе существует связь неорганической и органической природы, законы развития мира, связь пространства и времени. Признавая за историей культуры сферу духовности и свободы, Гегель определяет природу как путь к истории, как связующее звено, не имеющее собственной ценности. «Сущностью движения является то, что оно есть непосредственное единство пространства и времени; оно есть существующее благодаря пространству реальное время, или, иначе говоря, только благодаря времени подлинно различенное пространство. …Существуют вообще три вида движения: a) механическое, извне сообщенное движение, которое равномерно; b) полуобусловленное, полусвободное движение падения, в котором отделенность тела от своей тяжести положена пока что еще случайно, но движение принадлежит уже самой тяжести; g) безусловное свободное движение, - великая небесная механика. Это движение происходит по кривой. В этом движении особые тела одновременно полагают центральное тело и сами полагаются этим центральным телом. Центр не имеет никакого смысла без периферии, и периферия не имеет смысла без центра» Ф. Энгельс так оценил мысль Гегеля о переходе притяжения и отталкивания: «Превращение притяжения в отталкивание и обратно у Гегеля мистично, но по сути дела он здесь предвосхитил позднейшие естественнонаучные открытия... Гегель гениален даже в том, что он выводит притяжение как вторичный момент из отталкивания как первичного: солнечная система образуется только благодаря тому, что притяжение берет постепенно верх над господствовавшим первоначально отталкиванием». Рассматривая притяжение и отталкивание не как силы, а как одну из форм движения, Энгельс подчеркнул: «Всякое движение состоит во взаимодействии притяжения и отталкивания». Гегель трактует покой как частный случай движения.

Энгельс характе­ризует падение как простейшую форму механического движения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: