Русский религиозно-философский Ренессанс (первая половина XX в. Н.О. Лосский, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк)




19 столетие но праву называют «.золотым веком» русской философии - по богатству ярких имен, содержательных учении, школ и идеи. То был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразия) в ней. Следует также отметить, что в это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, а в художественной литературе с А.С.Пушкиным. П.Я.Чаадаев одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской философии 19 столетия и возникновению в ней двух противоположных течений – западничества и славянофильства. Философский материализм Н-Г.Чернышевского. В своей статье «Антропологический принцип в философии» Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо, и будучи продуктом эволюции живой природы, он должен исследоваться прежде всего с позиций естествознания. Весьма заметным явлением русской общественной мысли 60–70-х годов 19 столетия было народничество, в котором основным явилась идея крестьянской революции. В этом течении имели место три ветви, представленные крупными мыслителями: анархистская, пропагандистская и заговорщическая. Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе прежде всего Г.В.Плеханова и его сподвижников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуществить социалистическую революцию. Они полагали, что противоречивое развитие капитализма неизбежно приведет к социальному взрыву и социалистической революции, построению в России социализма. Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин. В это же время в России значительное развитие получил естественнонаучный материализм (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В.Ломоносова, А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. Николай Бердяев – русский религиозный философ, представитель персонализма. Сначала нах. под воздействием «буржуазного» и «легального» марксизма (согласие с некот. положениями экон. материализма, но неприятие марксизма в целом, особенно диалект материализма, учения о неизбежности караха капитализма и революции)и неокантизма, затем обратился к религиозной философии. После поражения рев 1905–07 Б. и Булгаков, Струве, Мережевский и др. «легальные» марксисты со злобой обрушились на рев. марксизм. Выпуск сборника «Вехи» с открытой благодарностью царизму за разгром рев. После рев. 1917г способствовал развитию экзистенционализма(человеческое сущетсвование). Б. отказывается выводить свою философию из единого целого. Он развертывает ее как совокупность нескольких независимых идейных комплексов: идея свободы, определяющая всю онтологию Б., идея творчесва, идея личности, лежащая в основе социалистической философии и этики, идея «метаисторич» смысла истории. Общая основа этих идей – дуалистическая картина мира, реальности, в кот. противопост. два ряла начал: свобода, дух(Бог), субъект(я, личность) и необходимость, мир, объект. Эти два ряда – две реальности, кот. взаимод м/ду собой. Б. считает, что только в субъекте, в личности закл. непостижимая внутр. глубина, коренящаяся в свободе. В «здешнем» мире происходит «низпадание» свободы из–за необходимости – законов пространсв\тва и времени, причитн и следствий, логики. Происходит искажение, закрытие духа, свободы, следовательно, страдание, рабство, зло. Спасение – творчество, которое преодалевает отчуждение. Творец включает мир в себя – это внутренняя свобода. Это «соборность» – свободная социальность, положенная личностью изнутри. Ей противостоит принудительная социальность – классы, нации, партии, церкви. Говоря о своем пути к марксизму Б. подчеркивает этическое видение социалистич. идеи. Утв., что в своих взглядах исходит из немецкого идеализма(Кант). Сторонник критичного, не тоталитарного марксизма, альтернативного проросшему на русском грунте. В центре внимания – человек–индивид, а не масса, что привело его к экзистенциальной форме. Критичность своей маркситской т.зр. Б. видит в необязательном приняии материалистической позиции (разделяет идеалистические взгляды). Было бы ошибкой ставить знак равенства между телом и материей. Тело человека – это прежде всего форма. Воззрения Лосского весьма своеобразны. Много занимаясь вопросами гносеологии, он называет свое гносеологическое направление интуитивизмом, в то время как онтологические построения склонен считать теорией идеал-реализма. Основополагающей, путеводной нитью в этом вопросе, определившей специфику решения метафизических проблем, выступила попытка обоснования Реального бытия Идеальным в духе метафизики платонизма. Лосский принимает довольно распространенное в русской философии положение о том, что познаваемый предмет вступает в сознание познающего индивиуума в подлиннике. Подобное живое созерцание чужого живого бытия возможно только потому, что мир есть органическое целое, в котором индивидуальное человеческое Я «интимно связано со всем миром». Мир доступен человеку рационально и интуитивно. Рационально мы ухватываем «бесконечно малую часть его», зато интуиция допускает нас в святая святых Бытия, распадающегося на 3 сферы: идеальное бытие – содержание общих понятий, не связанных узкими рамками пространства и времени; реальное бытие – события и все то, что имеет пространственно-временную форму; металогическое бытие, согласующее два первых слоя в их «последней глубине». Реальное бытие – предмет дискурсивного мышления, идеальное бытие – интеллектуальной интуиции (умозрения), металогическое бытие доступно только мистической интуиции. К идеальному бытию следует отнести прежде всего множество субстанциональных деятелей самой разной ступени развития, каждый из которых есть сверхпространственное и сверхвременное существо, стоящее выше различия психического и материального. Субстанциональный деятель (бытие «метапсихофизическое») творит свои проявления как реальное бытие сообразно принципам, имеющим характер отвлеченно-идеальных начал (например, принципы строения времени и пространства, математические законосообразности и др.). Субстанциональные деятели строго иерархизированы. Во главе этой системы стоит высоко развитый «субстанциональный деятель – Мировой Дух». Построенную таким образом картину мироздания Лосский называет иерархическим персонализмом, считая, что этим выражено существо его концепции, близкой к лейбницеанской монадологии. Активность и «жизненное беспокойство» субстанциональных деятелей, образующих стройное сцепление мира в систему, предполагает бытие и Сверхсистемного начала, которое трудноопределимо, и даже термин «Абсолютное» мало что скажет нашему уму. Это начало – Божественное Сверхчто, творящее мир как совершенно новое. Иное бытие, несоизмеримое с божественной глубиной, но вызванное к жизни чудом творения. С этого момента божественное Сверхчто приоткрывается миру как абсолютная полнота бытия и как высшая абсолютно совершенная ценность: Добро, Любовь, Истина, Свобода, Красота. Абсолютные ценности осмысляют, одухотворяют мировой процесс, выступая тем ясным божественным светом, к которому неодолимо стремится каждая личность. Проблема принятия и обоснования системы ценностей – прежде всего проблема этическая, поэтому религиозная картина мира, начертанная Лосским, внутренне выверена высшими нравственными императивами. Неопределенность субстанциональных деятелей, сопряженная с их творческий свободой, выступает такой точкой отсчета, с которой может начаться в равной мере падение во зло или восхождение к добру. Прогресс или регресс есть свободно развивающаяся личная история каждого существа. Эта личная история может быть написана дьявольской рукою, поскольку субстанции обращаются и к «сатанинской природе», восстав против Бога. Отсюда зло. Учение Лосского в своих самых глубоких, концептуальных ориентациях есть прежде всего учение этическое и лишь затем, в своеобразной теософской форме, — религиозное. Сам же он определял свои философские задачи так: разработка метафизики, необходимая для христианского миропонимания. 19 столетие дало миру такое явление, как русская космическая философия, представленная прежде всего творчеством К.Э. Циолковского. Этот русский ученый высказывал мысль о возможности обитания в Космосе иных разумных существ, призывал к активному освоению космического пространства человеком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: