Английский философ Дж. Локк (1632-1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Идею бога он считал неясной и путаной; отвергая точку зрения о врожденных идеях, полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного – чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – знание.
Те или иные идеи одобряются людьми не в силу своей врожденности, а в следствие своей полезности. Так, например идея Бога и богопочитания не является врожденной, поскольку в мире существуют атеисты, отрицающие бытие Бога, а также целые народы, у которых нельзя найти понятий ни о Боге, ни о религии. Появление этих идей объясняется влиянием воспитания, образования, здравого смысла и постоянного интереса к имени Бога.
Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении,– вот основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. Внешний опыт это действие нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Но Локк неоднократно подчеркивал, что душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.
Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта Локк допускает все же, что уму присуща некая спонтанная сила, независящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа.
По способам формирования и образования идеи делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на составляющие элементы. (Идеи пространства, формы, покоя, света, движения). По содержанию простые идеи делятся на две группы. К первой группе относятся идеи, отображающие первичные качества внешних объектов, которые совершенно не отделимы от этих объектов и которые наши чувства находят в каждой частице материи, достаточной для восприятия объема.(плотность, протяженность, форма, покой, движение). Ко второй группе он относит идеи, отражающие вторичные качества, которые представляют собой силы, вызывающие в нас ощущения своими первичными качествами: (цвет, звук, вкус).
|
В учение Локка о природе общества и государства обоснованна идея разделения властей. Она разработана Локком в контексте теории происхождения государства и власти. Государство возникает из естественного состояния по договору людей.
Скептицизм Д.Юма.
Англия, конец 17 нач 18 в. Идет процесс становления бурж общества в зап Европе. Распространяются идеи просвящения. В центре вопр. фил. просвящения стоял вопр. об отнош. знания к вере, об отнош. нового естественнонаучного мировоззрения к сверхестеств. событиям, о кот говорило свящ писание. Исория английского просвящения оказалась в знач. мере историей развития религиозного свободомыслия, а идейной формой этого свободомысл. стал деизм. Деизмом назыв взгляд на религию как на веру, кот ограничивается лишь признанием бога в качестве первопричины, первотолчка, отказываясь от всех ост положений религии, кот. рассматриваются как противоречащие разуму. Давид Юм. (1711 - 1776) - скептик, агностик. Издал «Трактат о чел. природе», «Опыты нравственные и политические». Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта. Опыт однако, понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления. Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно, ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др, предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Причинная связь если и существует, то непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюдаемых в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в будущем (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же последовательность будет и будущем. Почему люди действ подобным образом? Это рез-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм. Поток наших впечатлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире. В онтологии (учении о бытии) Юм отрицает существ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств. В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.
|