Философия как учение о взаимоотн. человека и мира.
Философия в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». Специфика философии как теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются на природу, общество, человека и его мышление.
Поэтому можно сказать, что философия — это учение о мире, о месте человека в нем, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и преобразования этого мира. Это общая теория мира и человека в нем.
Объектом философии является «мир и человек», а предметом ее — универсальные, всеобщие законы и принципы бытия.
Философия возникла в глубокой древности на Востоке — примерно 2,5 тыс. лет назад в Индии, Египте, Вавилоне, Китае. Но наибольшего расцвета она достигла в Европе и, прежде всего, в Греции. На протяжении всей истории философии в ней отражались общие представления о реальности, о месте и назначении человека в мире, о его деятельности и т.д. (творчестве, свободе, счастье.)
Для выживания, закрепления своих знаний и передачи их последующим поколениям человек нуждался в понимании природы и ее осмыслении.
Так формулируются первые философские проблемы: как сформировался мир, кто такой человек, его место в этом мире, его возможности и способности, то есть необходимость раскрыть внутреннее «Я».
Философия выделяет несколько разделов. Проблемой человека и бытия в мире занимается один из разделов философии – философская антропология (антропос-человек).
Кроме этого выделяются разделы: 1) занимающиеся учением об общих принципах бытия мироздания (онтология и метафизика),
2) о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия или философия истории);
|
3) теория познания; 4) этика; 5) эстетика; 6) теория культуры; 7) история философии.
Философская антропология рассматривает вопросы: общего понятия о человеке; многомерности человека; человека и человечества; личности и я; идеи личной уникальности и т.д.
Проблема взаимоотношения человека и мира – одна из ключевых для философии.
Философская онтология как учение о бытии.
Онтология (онтос – сущее, логос - учение) — раздел философии, изучающий принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтологическая функция философии — вырабатывает самые общие теоретические основы представлений человека о бытии природной и социальной действительности и его деятельности.
Бытие (быть, существовать) — главная философская категория, которая означает существование чего-либо вообще. Бытие включает в себя все виды материи со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок. При этом учитывается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.
Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.
В целом можно сформулировать три аспекта проблемы Бытия:
1) Первый аспект проблемы Бытия связан с осмыслением противоречивого единства непреходящего и преходящего Бытия вещей, состояний природы, общества и человека.
2) Второй аспект проблемы связан с вопросом о единстве мира. Т.е. мир в своем существовании образует неразрывную целостность, некое единство, и он неотделим от бытия в мире всего, что существует.
|
3) Третий аспект проблемы Бытия сводится к осознанию того, что мир есть объективная реальность, т.е. реальность выступает как совокупная целостность, а жизнедеятельность людей является частью этой реальности.
Философия трактует категорию Бытия как сложную связь всеобщего характера, которая объединяет все существующее в мире.
Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Основные формы Бытия:
1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяет состояния природы возникших вещей «до человека» и вещей созданных «человеком».
2. Бытие человека. С одной стороны человек представляется как вещь среди вещей, включая совокупность физиологических процессов в его организме, а с другой стороны он выступает как уникальное для природы сочетание естественного, природного, духовного и социального начал.
3. Бытие духовное. Оно складывается из индивидуализированного (сознание индивида) и объективированного (духовная культура) бытия.
4. Бытие социального. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества.
5. Виртуальное бытие. Оно связано с существованием виртуальной реальности, возникающей по средствам новейших технологий (компьютера) и соответствующей информацией.
Бытие — основной предмет онтологии.