Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.




ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы "выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";

- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;

- какой симптом (симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.

I. Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов:

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом неудовлетворенности собой.

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

3. Симптомы «загнанности в клетку».

Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании фазы.

II. Фаза резистенции - вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:
- экономичное проявление эмоций: речь идет о полезном навыке взаимодействия с деловыми партнерами - подключать эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. При необходимости профессионал способен отнестись к подопечному или клиенту более эмоционально, с искренним сочувствием. Такой режим общения свидетельствует о высоком уровне профессионализма.
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, т.е. переходит в плоскость нравственности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет» и т.п. Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства социального работника остаются в стороне. Врач, социальный работник, учитель не имеет морального права делить подопечных на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.

III. Фаза истощения - характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

Подопечный может быть глубоко травмирован проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности.

Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений

Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о трудных больных, подопечных вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

 


 

Пухаева Анна Вадимовна ●

 

Опросник Марстона-Гайера (DISC) Список тестов

 

Результат тестирования от 10.06.2014 22:36 Расстояния по тесту Статистика по тесту

Теория DISC

Теория системного управления людьми DISC базируется на принципе разделения людей на определенные типы по общим для них характеристикам. Первым подобную мысль высказал Карл Густав Юнг, предположив, что люди могут быть разделены на несколько типов, на основании неких общих для них личностных качеств, черт характера. Позже эту идею развил американский ученый Уильям Маултон-Марстон, который наглядно показал, что существует четыре типа людей. Почему всего четыре? Потому что это удобно и, главное, достаточно для целей эффективного управления. Конечно, деление может быть более подробным, но, это слишком громоздко, неудобно и обычно не нужно. В результате, принятые для классификации четыре типа личности были объединены в модель четырех квадрантов человеческого поведения, образующуюся при пересечении двух поведенческих осей. Соответственно, каждому типу личности, располагающемуся в определенном квадранте, присущи свои отличительные черты.
Подобное деление людей на четыре группы дало руководителям удобный и точный инструмент: четыре стандартных методики управления разными людьми, основанные на четкой и проверенной системе, а не бесконечное многообразие подходов, основанное на личном опыте, мнении и пр. В результате, подобная система сделала эффективное управление людьми доступным для всех желающих, а не только для тех, кто особенно опытен или одарен от природы в области человеческих коммуникаций.
Характеристики этих четырех основных стилей поведения приведены ниже. Ни один из стилей не лучше и не хуже других. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

D-стиль (Dominance, Доминирование). В системе DISC ассоциируется с КРАСНЫМ цветом
Соревнующийся, агрессивный, решительный и ориентированный на результат. Представитель D-стиля предпочитает быстрое движение, риск и достижение немедленного результата. Представителям этого стиля нравится нести ответственность, контролировать ситуацию и держать власть в своих руках. Им нравятся изменения и сложные задачи. Представитель D-стиля может быть невежливым, властным и даже грубым. Зачастую он не очень хороший слушатель и может принимать внезапные решения. Окружающими представители этого стиля могут восприниматься как эгоцентричные, требовательные, резкие и слишком агрессивные люди.
I-стиль (Inducement, Влияние). В системе DISC ассоциируется с ЖЕЛТЫМ цветом
Разговорчивый, общительный, оптимистичный, жизнелюбивый. Представитель I-стиля ориентирован на людей, он непредсказуемый, энергичный, полный энтузиазма. При взаимодействии с людьми он стремится быть позитивным и доброжелательным. Представители I-стиля могут быть невнимательны к деталям, слишком разговорчивы и эмоциональны. Они могут пообещать больше, чем способны исполнить, поскольку оптимизм и популярность для них главное. В глазах окружающих представители этого стиля могут выглядеть беззаботными, импульсивными и не всегда завершающими начатое дело.
S-стиль (Stability, Постоянство). В системе DISC ассоциируется с ЗЕЛЕНЫМ цветом
Спокойный, помогающий, терпеливый, скромный и неторопливый. Он всегда готов помочь, лоялен и зачастую является отличным участником команды. Представитель S-стиля является хорошим слушателем, он настойчив, надежен и уравновешен. Представителям S-стиля необходима стабильность и безопасность, и потому, при резких переменах, им требуется помощь. Они охотно берутся за выполнение работы, и, зачастую, этим пользуются окружающие. В глазах окружающих представители этого стиля могут выглядеть слишком медлительными, упорно сохраняющими «статус кво», нерешительными, упрямыми и даже обидчивыми.
С-стиль (Compliance, Соответствие). В системе DISC ассоциируется с СИНИМ цветом
Точный, последовательный, деловой, осторожный, имеет аналитический склад ума. Представителю этого стиля необходимы время, информация и анализ. Он концентрируется на задании и стремится выполнить его безупречно. Обычно представитель С-стиля выполняет работу очень качественно. Представители этого стиля могут быть также излишне сосредоточенными на деталях, придирчивыми, медленными и упускать из виду общую картину. В глазах окружающих они могут выглядеть слишком критичными, отдаленными от людей, пессимистичными и даже холодными.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: