Педагогического знания (2 часа).




Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного

В Средние века культурная ситуация в Западной Европе не стимулировала

интереса к международным сопоставлениям в сфере образования. На протяже-

нии целого тысячелетия образование, как и другие сферы культуры, было мо-

нополизировано церковью, а основным языком обучения являлась латынь. В

результате учебные заведения разных стран мало различались по своей органи-

зации, целевым установкам, содержанию и методам обучения.

В период позднего Средневековья в Европе развернулся процесс форми-

рования наций, который в XVIII в. в наиболее развитых странах уже был бли-

зок к завершению. Национальная консолидация пронизывала разные сферы

жизни и самосознание народов; выразительно проявлялась она и в области

культуры и образования. Латынь постепенно вытесняется национальными язы-

ками, учебные заведения каждой страны приобретают свою национальную

специфику и несколько уменьшается их зависимость от церкви.

В таких условиях во многих европейских странах назревала потребность

знакомства с организацией образования у соседей. Это нашло яркое отражение

в деятельности Яна Амоса Коменского (1592—1670). Разрабатывая принципы

и структуру единой системы образования — от начальных школ до универси-

тетов, он постоянно обращался к опыту Чехии, Польши, Венгрии, Голландии,

Швеции, т.е. тех стран, в которых ему пришлось в разное время жить и рабо-

тать. В 1641 г. Коменский был приглашен в Лондон, так как предполагалось

использовать эти его знания при становлении английской национальной систе-

мы образования.

В эпоху создания крупной машинной индустрии расширялся охват детей

школьным образованием, делались первые шаги по организации профессио-

нального обучения, в ряде стран закладывались основы государственных сис-

тем просвещения.

По ряду вопросов становления и развития сравнительной педагогики меж-

ду учеными не прекращается полемика. Но, пожалуй, все сходятся на том, что

попытку определить цели и функции сравнительно-педагогических исследова-

ний и обозначить некоторые методы сбора и систематизации соответствующе-

го фактического материала по разным странам впервые предпринял М.-А.

Жюльен Парижский (1775—1848). Поэтому в западной литературе его нередко

называют "отцом" сравнительной педагогики. И действительно, он впервые по-

ставил вопрос об изучении международного опыта развития образования как об

особом направлении научных исследований.

В России начало систематическому изучению зарубежных систем образо-

вания положил К.Д. Ушинский. В ряде его работ ("Педагогическое путешест-

вие по Швейцарии", "Отчет о командировке за границу", "Школьные реформы

в Северной Америке") и особенно в известном труде "О народности в общест-

венном воспитании" (1857) содержатся обстоятельные очерки о народном об-

разовании во Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Северной Америке,

раскрывающие специфику организации и деятельности учебных заведений в

каждой из этих стран.

Объект науки - какая-либо целостная система или широкое многогран-

ное явление, на которые направлено исследование.

Объектом сравнительной педагогики считают:

 развитие образования в современном мире (Б.Л. Вульфсон, З.А. Малько-

ва);

 педагогическую теорию и практику в различных странах и регионах ми-

ра

(М.Л. Родионов);

 образование и воспитание в современном мире (А.Н. Джуринский).

Предмет науки - это стороны, аспекты, элементы объекта, подлежащие

непосредственному изучению.

Предметом сравнительной педагогики являются:

• состояние, основные тенденции и закономерности развития образования

в различных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе; со-

отношение всеобщих тенденций и национальной или региональной специфики,

позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта,

формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур

(Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова);

• компаративизм (сравнение) и обобщение воспитания и образования,

школьно-педагогического опыта стран с ярко выраженными различия

ми (А.Н. Джуринский).

2. Основные функции сравнительной педагогики:

• анализировать (в сопоставительном плане) состояние, закономерности и

тенденции развития образования и воспитания в различных странах и регионах

мира;

• вскрывать соотношение всеобщих тенденций и национальной (регио-

нальной) специфики;

• выявлять различные аспекты (позитивные и негативные) международ-

ного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения на-

циональных педагогических культур;

• прогнозировать развитие школы и педагогики;

• преодолевать терминологические разночтения.

Задачи сравнительной педагогики:

• сопоставление педагогических идей и школьной практики;

• формулирование на этой основе теоретических подходов универсально-

го, прогностического характера (А.Н. Джуринский).

Сравнительная педагогика тесно связана с рядом отраслей научного

знания, куда входят:

• философия образования;

• история педагогики;

• теория воспитания и образования;

• школоведение;

• экономика и социология образования;

• демография и др.

К наиболее распространенным в сравнительной педагогике методам

исследований относятся:

• изучение источников;

• изучение статистических данных;

• изучение литературных источников;

• наблюдение;

• беседа и интервью;

• сравнительный метод.

Краткая характеристика методов сравнительно-педагогических исследо-

ваний.

Изучение источников, к которым относятся:

• государственные документы различных стран - конституции, акты, зако-

ны, постановления, инструкции разных уровней, регулирующие деятельность

образовательных учреждений и представляющие собой важнейший первоис-

точник при изучении как состояния, так и тенденции развития образования в

стране, так как в современную эпоху в большинстве стран образование носит в

основном государственный характер;

• международные документы - материалы и документы ООН, ЮНИСЕФ,

ЮНЕСКО и особенно международных конференций по образованию

под эгидой Международного бюро просвещения;

• документы, в которых непосредственно фиксируются содержательный

компонент образования и учебный процесс, - учебные планы, про

граммы, учебники, учебные пособия, поурочные планы учителей, про

граммы или планы работы конкретных школ, классные журналы.

Изучение статистических данных, характеризующих образование, ко-

торые собирает каждая страна:

• в одних странах сбор данных ограничивается весьма небольшим числом

параметров;

• в других - статистика занимает толстые тома и включает в себя самые

разнообразные данные.

Изучение литературных источников, в которых отражаются повседнев-

ная жизнь школ и других учебных заведений, их проблемы, пути и способы мо-

дернизации образования. Наиболее важные их виды:

• педагогические журналы и газеты;

• научно-педагогические, психологические, социологические журналы;

• книги по вопросам образования;

• публикации международных организаций - МПБ, ЮНЕСКО, ООН,

ЮНИСЕФ и др.

Сопровождается:

• анализом;

• контент-анализом;

• сопоставлением;

• сравнением;

• вычислением наиболее характерных черт действительности.

Метод наблюдения - один из ведущих в комплексе методов изучения об-

разования других народов.

Типы наблюдения:

• обычное;

• включенное.

Обычное наблюдение осуществляется исследователем со стороны. В зави-

симости от целей исследования может быть:

• экстенсивным - в основном применяется для ознакомления с системой

образования, ее типическими чертами, выявления общего и особенного в дея-

тельности учебных заведений;

• интенсивным - исследователь посещает одну - две школы длительное

время; присутствует на уроках, внеклассных мероприятиях, учительских и ро-

дительских собраниях, чтобы более глубоко проникнуть в содержание работы и

атмосферу школы.

Включенное наблюдение - наблюдающий непосредственно включается в

педагогический процесс и наблюдает его "изнутри" в качестве члена коллекти-

ва; дает еще более глубинную информацию о жизни школы.

Беседа и интервью дают возможность уточнить неясные для исследова-

теля вопросы, получить информацию о явлениях в области образования из пер-

вых рук.

Беседа отличается от интервью большей свободой в организации и со-

держании, более неформальной атмосферой и отношениями между со-

беседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована зара-

нее. В соответствии с поставленной задачей исследователь:

• разрабатывает план беседы;

• вычленяет ключевые вопросы;

• применяет средства фиксации беседы.

Сравнительный метод:

• способствует выявлению черт сходства и различия систем образования;

• позволяет фиксировать общие и специфические проявления педагоги-

ческих закономерностей;

• может с применением математического аппарата и компьютерной тех-

ники вскрыть многие взаимосвязи и закономерности.

Важный аспект данного метода - разработка показателей сравнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: