Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного
В Средние века культурная ситуация в Западной Европе не стимулировала
интереса к международным сопоставлениям в сфере образования. На протяже-
нии целого тысячелетия образование, как и другие сферы культуры, было мо-
нополизировано церковью, а основным языком обучения являлась латынь. В
результате учебные заведения разных стран мало различались по своей органи-
зации, целевым установкам, содержанию и методам обучения.
В период позднего Средневековья в Европе развернулся процесс форми-
рования наций, который в XVIII в. в наиболее развитых странах уже был бли-
зок к завершению. Национальная консолидация пронизывала разные сферы
жизни и самосознание народов; выразительно проявлялась она и в области
культуры и образования. Латынь постепенно вытесняется национальными язы-
ками, учебные заведения каждой страны приобретают свою национальную
специфику и несколько уменьшается их зависимость от церкви.
В таких условиях во многих европейских странах назревала потребность
знакомства с организацией образования у соседей. Это нашло яркое отражение
в деятельности Яна Амоса Коменского (1592—1670). Разрабатывая принципы
и структуру единой системы образования — от начальных школ до универси-
тетов, он постоянно обращался к опыту Чехии, Польши, Венгрии, Голландии,
Швеции, т.е. тех стран, в которых ему пришлось в разное время жить и рабо-
тать. В 1641 г. Коменский был приглашен в Лондон, так как предполагалось
использовать эти его знания при становлении английской национальной систе-
мы образования.
В эпоху создания крупной машинной индустрии расширялся охват детей
|
школьным образованием, делались первые шаги по организации профессио-
нального обучения, в ряде стран закладывались основы государственных сис-
тем просвещения.
По ряду вопросов становления и развития сравнительной педагогики меж-
ду учеными не прекращается полемика. Но, пожалуй, все сходятся на том, что
попытку определить цели и функции сравнительно-педагогических исследова-
ний и обозначить некоторые методы сбора и систематизации соответствующе-
го фактического материала по разным странам впервые предпринял М.-А.
Жюльен Парижский (1775—1848). Поэтому в западной литературе его нередко
называют "отцом" сравнительной педагогики. И действительно, он впервые по-
ставил вопрос об изучении международного опыта развития образования как об
особом направлении научных исследований.
В России начало систематическому изучению зарубежных систем образо-
вания положил К.Д. Ушинский. В ряде его работ ("Педагогическое путешест-
вие по Швейцарии", "Отчет о командировке за границу", "Школьные реформы
в Северной Америке") и особенно в известном труде "О народности в общест-
венном воспитании" (1857) содержатся обстоятельные очерки о народном об-
разовании во Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Северной Америке,
раскрывающие специфику организации и деятельности учебных заведений в
каждой из этих стран.
Объект науки - какая-либо целостная система или широкое многогран-
ное явление, на которые направлено исследование.
Объектом сравнительной педагогики считают:
развитие образования в современном мире (Б.Л. Вульфсон, З.А. Малько-
|
ва);
педагогическую теорию и практику в различных странах и регионах ми-
ра
(М.Л. Родионов);
образование и воспитание в современном мире (А.Н. Джуринский).
Предмет науки - это стороны, аспекты, элементы объекта, подлежащие
непосредственному изучению.
Предметом сравнительной педагогики являются:
• состояние, основные тенденции и закономерности развития образования
в различных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе; со-
отношение всеобщих тенденций и национальной или региональной специфики,
позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта,
формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур
(Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова);
• компаративизм (сравнение) и обобщение воспитания и образования,
школьно-педагогического опыта стран с ярко выраженными различия
ми (А.Н. Джуринский).
2. Основные функции сравнительной педагогики:
• анализировать (в сопоставительном плане) состояние, закономерности и
тенденции развития образования и воспитания в различных странах и регионах
мира;
• вскрывать соотношение всеобщих тенденций и национальной (регио-
нальной) специфики;
• выявлять различные аспекты (позитивные и негативные) международ-
ного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения на-
циональных педагогических культур;
• прогнозировать развитие школы и педагогики;
• преодолевать терминологические разночтения.
Задачи сравнительной педагогики:
• сопоставление педагогических идей и школьной практики;
|
• формулирование на этой основе теоретических подходов универсально-
го, прогностического характера (А.Н. Джуринский).
Сравнительная педагогика тесно связана с рядом отраслей научного
знания, куда входят:
• философия образования;
• история педагогики;
• теория воспитания и образования;
• школоведение;
• экономика и социология образования;
• демография и др.
К наиболее распространенным в сравнительной педагогике методам
исследований относятся:
• изучение источников;
• изучение статистических данных;
• изучение литературных источников;
• наблюдение;
• беседа и интервью;
• сравнительный метод.
Краткая характеристика методов сравнительно-педагогических исследо-
ваний.
Изучение источников, к которым относятся:
• государственные документы различных стран - конституции, акты, зако-
ны, постановления, инструкции разных уровней, регулирующие деятельность
образовательных учреждений и представляющие собой важнейший первоис-
точник при изучении как состояния, так и тенденции развития образования в
стране, так как в современную эпоху в большинстве стран образование носит в
основном государственный характер;
• международные документы - материалы и документы ООН, ЮНИСЕФ,
ЮНЕСКО и особенно международных конференций по образованию
под эгидой Международного бюро просвещения;
• документы, в которых непосредственно фиксируются содержательный
компонент образования и учебный процесс, - учебные планы, про
граммы, учебники, учебные пособия, поурочные планы учителей, про
граммы или планы работы конкретных школ, классные журналы.
Изучение статистических данных, характеризующих образование, ко-
торые собирает каждая страна:
• в одних странах сбор данных ограничивается весьма небольшим числом
параметров;
• в других - статистика занимает толстые тома и включает в себя самые
разнообразные данные.
Изучение литературных источников, в которых отражаются повседнев-
ная жизнь школ и других учебных заведений, их проблемы, пути и способы мо-
дернизации образования. Наиболее важные их виды:
• педагогические журналы и газеты;
• научно-педагогические, психологические, социологические журналы;
• книги по вопросам образования;
• публикации международных организаций - МПБ, ЮНЕСКО, ООН,
ЮНИСЕФ и др.
Сопровождается:
• анализом;
• контент-анализом;
• сопоставлением;
• сравнением;
• вычислением наиболее характерных черт действительности.
Метод наблюдения - один из ведущих в комплексе методов изучения об-
разования других народов.
Типы наблюдения:
• обычное;
• включенное.
Обычное наблюдение осуществляется исследователем со стороны. В зави-
симости от целей исследования может быть:
• экстенсивным - в основном применяется для ознакомления с системой
образования, ее типическими чертами, выявления общего и особенного в дея-
тельности учебных заведений;
• интенсивным - исследователь посещает одну - две школы длительное
время; присутствует на уроках, внеклассных мероприятиях, учительских и ро-
дительских собраниях, чтобы более глубоко проникнуть в содержание работы и
атмосферу школы.
Включенное наблюдение - наблюдающий непосредственно включается в
педагогический процесс и наблюдает его "изнутри" в качестве члена коллекти-
ва; дает еще более глубинную информацию о жизни школы.
Беседа и интервью дают возможность уточнить неясные для исследова-
теля вопросы, получить информацию о явлениях в области образования из пер-
вых рук.
Беседа отличается от интервью большей свободой в организации и со-
держании, более неформальной атмосферой и отношениями между со-
беседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована зара-
нее. В соответствии с поставленной задачей исследователь:
• разрабатывает план беседы;
• вычленяет ключевые вопросы;
• применяет средства фиксации беседы.
Сравнительный метод:
• способствует выявлению черт сходства и различия систем образования;
• позволяет фиксировать общие и специфические проявления педагоги-
ческих закономерностей;
• может с применением математического аппарата и компьютерной тех-
ники вскрыть многие взаимосвязи и закономерности.
Важный аспект данного метода - разработка показателей сравнения.