На протяжении 50 - 90-х гг. в ведущих странах мира прокатилась волна
реформ, в результате чего изменились системы общего образования.
Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует проме-
жуточная ступень между начальной и полной средней школой. После получе-
ния начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются
по трем основным учебным потокам:
• полная общеобразовательная школа - ориентирует на теоретическую
под
готовку и дальнейшее обучение в университете;
• средняя школа - готовит к обучению в техническом вузе;
• профессионализированные учебные заведения.
Количество частных школ в большинстве крупных стран остается ста-
бильным на протяжении века. Частные учебные заведения, как правило, плат-
ные; некоторые - дорогие и привилегированные (английские"публичные шко-
лы", американские независимые школы, российская школа "Премьер" и пр.).
Государственная политика в отношении частных школ в различных стра-
нах базируется на разных принципах:
• в Англии, России, Японии власти уделяют им меньше внимания, чем
общественным учебным заведениям, что выражается в предпочтениях при фи-
нансировании государственных учебных заведений;
• в США и Франции при субсидировании частные и общественные школы
пользуются равными правами.
Число учащихся в частных средних школах в первой половине 90-х гг. состав-
ляло от общего количества школьников:
• в США- 11%;
• Великобритании - 6%;
• Германии - 10%;
• Франции - 15%;
• Японии-28%.
В России система частных школ стала возрождаться в начале 90-х гг., после
отхода от политики искоренения частной инициативы во всех сферах общест-
венной жизни. В 1994/95 учебном году в РФ насчитывалось около 450 негосу-
дарственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс.
школьников, что составило около 0,1% всех учащихся.
Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно свя-
зано со светскостью обучения, Отделением школы от церкви. Если в Японии и
России частные школы создаются преимущественно светскими лицами и ком-
паниями, то на Западе большинство частных школ принадлежит конгрегациям
различных церквей.
Во многих ведущих странах мира общественные учебные заведения отде-
лены от церкви и религии (США, Франция, Япония, Россия). В этих странах
религиозное обучение - частное дело граждан.
В Англии и Германии религия включена в стандартные программы общего
образования.
Церковь и государство в школьном вопросе отказываются от конфронтации
или прочного союза и переходят к лояльному сотрудничеству. Примером при-
мирения государства и церкви в школьном вопросе является Франция.
Системы профессионально-технического образования превращаются из
второстепенного в существенный компонент образования.
Особая комиссия Европейского экономического сообщества проводит еди-
ную политику унификации программ, номенклатуры профессий, квалификаци-
онных разрядов для учащихся профессионально-технических заведений.
С 1986 г. в Западной Европе установлены стандартные квалификационные
требования при обучении многим специальностям.
В некоторых странах (Германия, Франция) складывается так называемая
дуальная система профессионального образования, при которой организуется
обучение параллельно в учебном заведении и в мастерских различных пред-
приятий.
Эффективность профессионального обучения зависит оттого, насколько
прочна связь школы с промышленностью и производством. Школе следует
предвидеть перемены в производственном процессе. В организацию профес-
сиональной подготовки должны вовлекаться предприятия.
При реформировании управления школой необходимо преодолеть бюрок-
ратизацию управленческих структур, выражающуюся в:
• поэтажном распределении власти;
• потере самостоятельности учебных заведений.
В США на протяжении 80 - 90-х гг. были приняты акты, повышающие зна-
чимость центральных органов просвещения.
Во Франции, напротив, все больше полномочий получают департаментские
власти и администрация учебных заведений.
Многим странам удалось сбалансировать соотношение централизации и
децентрализации при управлении школой.
Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект фи-
нансирования.
В России затраты на образование намного меньше, чем в других индус-
триально развитых странах: они составляли в 1992 г. 4,6%, 1993 г. - 5,8%, 1994
г. - около 3% национального дохода; несмотря на то, что Законом "Об образо-
вании" предусмотрено, что эти затраты должны ежегодно составлять не менее 21
10% национального дохода (ст. 40 "Государственные гарантии приоритетности
образования").
Аналитики образования считают, что необходимо рассматривать общие ка-
питаловложения и инвестиции в образование на равной основе.
Один из путей, ведущих к поддержанию на соответствующем уровне фи-
нансирования образования, - предоставление существенных финансовых при-
вилегий компаниям, особо отличившимся как инвесторы школьного дела.
Непрерывное образование.
Непрерывное образование - философско-педагогическая концепция, со-
гласно которой образование рассматривается как:
• процесс, охватывающий всю жизнь человека;
• аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекраща-
ющееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта
с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы;
• принцип организации образования, образовательной политики.
В современном обществе идея непрерывного образования приобретает характер
парадигмы научно-педагогического мышления.
В теории и практике непрерывного образования делается особый акцент на об-
разование взрослых за пределами базового образования:
• приобретение и повышение профессиональной квалификации;
переподготовка в процессе смены профессий;
образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям;
• досуговое образование и т. д.
До сих пор ни в одной стране еще не создано стройной системы непре-
рывного образования. Но опыт многих стран, руководствующихся стратегией
непрерывности образования, позволяет видеть уже сейчас некоторые сущест-
венные черты моделей новой образовательной системы.
Проблематику непрерывного образования можно условно разделить на
две основные области:
социально-образовательный аспект - связан с построением системы не-
прерывного образования как части социальной практики;
психолого-педагогический аспект - связан с самим процессом освоения че-
ловеком нового жизненного, социального, профессионального опыта.
В социально-образовательной практике ключевое значение для осуще-
ствления непрерывного образования имеют:
• преемственность звеньев образовательной системы;
• разветвленность каналов неформального образования за пределами ба-
зового образования.
Реализация непрерывного образования в образовательной системе опирается на
ее:
вертикальную интеграцию - преемственность ступеней формального
образования - дошкольного, начального, среднего и послесреднего, при
которой каждый уровень образования предполагает возможность пере
хода на последующий;
горизонтальную интеграцию - соотнесенность Образования, получаемого
вне формальной образовательной системы, с образованием в рамках
учебных заведений и специально организованных образовательных про
грамм.
Среди функций непрерывного образования условно выделяют:
• компенсирующую - восполнение пробелов в базовом образовании;
• адаптивную - оперативная подготовка и переподготовка в условиях ме-
няющейся производственной и социальной ситуации;
• развивающую - удовлетворение духовных запросов личности, потребно-
стей творческого роста.
В развитых странах действуют вспомогательные, компенсирующие учеб-
ные программы для выпускников средних школ с пробелами в общеобра-
зовательной подготовке, продолжающих образование или проходящих произ-
водственное обучение. Распространены учебные центры для взрослых, обычно
сотрудничающие с традиционными высшими и средними специальными учеб-
ными заведениями (университетами, колледжами и др.) и предлагающие широ-
кий спектр образовательных услуг.
В развивающихся странах - образовательные программы по формированию
основ грамотности.
Широкое распространение получают программы, дающие "второй шанс"
при перемене места работы или смене профессии.
В ряде стран развиваются программы, обеспечивающие преемственность
образования в средней школе и послесреднем звене:
• среднее специальное образование;
• высшее;
• последипломное;
• производственное обучение;
• повышение квалификации.
Значительные усилия государственных, деловых и общественных орга-
низаций направлены на развитие программ непрерывного образования в кон-
тексте обновления профессионального опыта, повышения квалификации и пе-
реобучения Особое внимание уделяется нетрадиционным областям непрерыв-
ного образования:
• образованию инвалидов;
• образованию женщин, включающихся в производственную сферу;
• досуговому образованию по интересам для ушедших на пенсию.
4.Каналы реализации непрерывного образования охватывают всю сферу
формального и неформального образования, включают:
• государственную образовательную систему;
• частные учебные заведения;
• очное обучение;
• вечернее обучение;
• заочное обучение.23
Значительные возможности осуществления непрерывного образования свя-
заны с каналами так называемого дистантного образования.
С начала 70-х гг. идеи непрерывного образования широко пропагандируют-
ся
ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по развитию образования (Па-
риж, 1972) непрерывное образование предлагалось в качестве руководящей
концепции для будущего развития образования во всех странах мира.
Непрерывное образование стало лозунгом, провозглашенным на III Меж-
дународной конференции ЮНЕСКО (Токио, 1972).
На XIX Генеральной конференции было выдвинуто развернутое пони-
мание непрерывного образования: не ограниченное ни во времени (по сро-
кам), ни в пространстве (по месту обучения), ни по методам обучения; оно объ-
единяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на
достижение гармоничного развития личности и прогресса в преобразовании
общества.
Непрерывное образование одновременно выступает:
• и как средство связи и интеграции элементов существующей системы об-
разования,
• и как основополагающий принцип организации перестройки различных
звеньев образования.
В качестве ведущих принципов непрерывного образования выделяются:
• гуманистический характер;
• демократизм (равенство доступа);
• всеобщность (включенность всего населения в различные структуры и
уровни образования);
• интеграция (формальных и неформальных образовательных структур тра-
диционного и нового типа);
• гибкость (учебных планов и программ, альтернативность способов орга-
низации учебного процесса, вариативность стратегий обучения);
• релевантность (связь с жизнью индивида, профессиональной и соци-
альной деятельностью).
В ряде стран действуют региональные, национальные и международные
центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и ин-
формационный обмен по вопросам непрерывного образования:
• Европейский центр по вопросам образования и досуга;
• Европейская ассоциация по образованию взрослых;
• Африканская ассоциация по грамотности и образованию взрослых и др.
Крупнейшей национальной ассоциацией по непрерывному образованию
является Американская ассоциация по образованию взрослых и непрерывному
образованию.