Концепция пожизненного воспитания трактуется как разнообразный спектр
формирования и развития личности в течение всей жизни и рассматривается
как взаимосвязанный процесс школьного и внешкольного (институционного и
неформального) воспитания и обучения.
Пожизненное воспитание означает:
• преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными
учреждениями;
• самообразование, подготовку и переподготовку активных участников
социально-экономической жизни общества.
Пожизненное воспитание предусматривает:
• развитие системы периодически повторяющегося обучения;
• обогащение внешкольных образовательных программ;
• расширение возможностей приобретения знаний о правах человека, ох
ране природы, международном сотрудничестве и других актуальных пробле-
мах.
Препятствием для эффективного формирования личности школьника яв-
ляются недостаточные взаимосвязи между учебными заведениями и внешколь-
ным воспитанием и образованием. Чтобы устранить это препятствие, предлага-
ется и осуществляется несколько путей.
В США одним из таких путей является политика "общинного воспитания",
которая предусматривает два важных подхода:
- во-первых, школа выступает поставщиком педагогических услуг (уве-
личивает время пребывания детей в учебном заведении после занятий, предла-
гает педагогические консультации и пр.);
- во-вторых, школа становится координирующим центром усилий обще-
ственных и государственных учреждений округи по воспитанию школьника,
что позволяет создавать некую местную "педагогическую экологическую сре-
ду".
Программа "Америка 2000" предусматривает активизацию усилий по вне-
школьному воспитанию. Создаются и совершенствуются детские центры, цен-
тры детского творчества, "академии юниоров", летние детские лагери. К вне-
школьному воспитанию и образованию подключаются местные библиотеки,
музеи. Университеты предлагают подросткам разнообразные образовательные
программы. Активно действует ассоциация "Добровольцы в помощь школе".
Члены ассоциации работают в качестве руководителей детских кружков, репе-
титоров, помощников, учителей и пр.
В Западной Европе к удачным попыткам гармонизировать школьное и
внешкольное воспитание и образование можно отнести деятельность школьных
кооперативов. Особый размах она приобрела во Франции, где участниками
школьных кооперативов является пятая часть учащихся общеобразовательной
школы. Это движение во Франции имеет региональные и центральные органы
управления; ежегодно созывается национальный конгресс школьных коопера-
тивов.
Интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования в Запад-
ной Европе реализуется в деятельности культурно-просветительных центров.
Во Франции эти учреждения именуются "интегрированными культурными
центрами", "социопедагогическими комплексами" и пр. При подобных учреж-
дениях создают учебные курсы, библиотеку, спорт-комплекс, иногда и церковь.
Аналогичные учреждения распространены в странах Северной Европы.
Например, в Швеции для школьников организуют "Дома свободного времени".
Они рассчитаны на небольшое число детей - 20 - 30 чел.
Курс на интеграцию школьного и внешкольного образования и воспитания
в рамках концепции пожизненного воспитания взят в Японии.
Японская школа является центром жизни учащихся в будни, выходные и
каникулы. Здесь школьники играют, занимаются спортом, проводят фестивали
и праздники.
Помимо школьных учреждений для учащихся создана разветвленная сеть
неформального образования.
В России существует давняя традиция внешкольного образования и вос-
питания. В 90-х гг. действовала сеть внешкольных образовательных уч-
реждений, ведущее место среди которых занимали Дома творчества (бывшие
Дворцы пионеров). В этот период корректировались подходы к внешкольному
воспитанию и образованию. Так, была пересмотрена концепция школы как
центра воспитательной работы по месту жительства, координатора усилий се-
мьи и общественности.
Традиционно важную роль играют организации учащихся, среди которых
наиболее массовыми являются объединения скаутов. Скаутизм (от англ. scout -
разведчик) - система воспитания детей, подростков и юношества.
Скаутизм - добровольное негосударственное неполитическое воспита-
тельное движение, открытое для всех молодых людей независимо от их соци-
ального происхождения и вероисповедания. Находит свое выражение в обще-
ственном детском и юношеском движении, основанном на принципах скаутин-
га.
Основная цель скаутизма - содействие развитию интеллектуального, обще-
ственного и духовного потенциала молодых людей, становлению их как лично-
стей и граждан.
Скаутизм прежде всего ориентирован на личность ребенка, а затем уже на
деятельность национальных и международных организаций и скаутского брат-
ства.
Скаутизм - одно из самых многочисленных международных детских и
юношеских движений. С 1907 г. в нем участвовало свыше 250 млн. чел. Совре-
менные национальные скаутские организации существуют в 157 странах мира
(начиная с 90-х гг.) и объединяют свыше 16 млн. чел.
Возникновение скаутизма обусловлено потребностью общества в создании
массовой организации, воспитывающей будущих граждан в соответствии с его
идеалами.
Нравственное воспитание
За долгую историю своего существования человечество выработало нормы
личностных и групповых отношений, которые обеспечивали стабильность че-
ловеческого сообщества и его эволюционное развитие. Эти нормы менялись в
различные исторические эпохи. Тем не менее сохранялось некое постоянное
ядро нравственных норм, которое зафиксировано в учениях и книгах всех глав-
ных религий мира:
• христианстве;
• магометанстве;
• конфуцианстве;
• буддизме.
Ядро нравственности составляют гуманистические нормы отношений, га-
рантирующие выживание и благосостояние людей. К ним в первую очередь
нужно отнести такие нравственные нормы, как:
• ненасилие;
• сотрудничество;
• честность;
• милосердие;
• забота о слабых и общественном благе;
• уважение к другим людям..
Традиционно главную роль в нравственном воспитании играет семья, ко-
торая является первым для ребенка социальным организмом. В самый сензи-
тивный период своего развития ребенок через общение с родителями и другими
членами семьи познает нравственные нормы и формирует гуманистическую
модель поведения. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети, как пра-
вило, регулярно посещают церковь вместе с родителями.
Христианская церковь имеет воскресные школы, в которых священнос-
лужители читают и обсуждают библейские сюжеты с детьми, беседуют с ними
на моральные темы.
Религия как обязательный предмет включается в программы школ многих
стран, где доминирует одна конфессия (Англия, Италия, арабские страны).35
В мусульманских странах (Пакистан, Египет, Иран, Индонезия, Ирак, Сау-
довская Аравия и др.) религия в школе по количеству учебных часов занимает
одно из первых мест.
В поликонфессиональных странах (Индия, Канада, США) религия не пре-
подается в государственных школах. Но, осознавая важность религии в нравст-
венном воспитании учащихся, американская школа, например, освобождает
время для посещения детьми церковных занятий. В 90-е гг. конгресс США под
напором требований христианской церкви принял решение, позволяющее госу-
дарственным школам создавать условия для учащихся, желающих молиться в
течение школьного дня.
Гуманистический кризис современного мира повысил требования к школе в
плане нравственного воспитания молодежи.
Главная цель школы - формировать нравственно устойчивую личность.
Школа может и должна нести ответственность за моральное воспитание.
Отвечая на объективные потребности современной эпохи, школы:
• вводят в учебные программы курсы морали, этики (Китай, США, Фран-
ция, Япония), прямо направленные на нравственное воспитание под
ростков;
• стремятся полнее использовать имеющийся потенциал других предметов,
особенно гуманитарных, для нравственного воздействия на учащихся. В шко-
лах Австралии и США, например, программы по литературе могут строиться по
нравственному критерию (проблема мужества и стойкости в литературных
произведениях; честность, благородство и ложь в произведениях Шекспира и т.
д.);
• активно включают в учебные планы человековедческие курсы типа
"Психология личности", "Я и группа", "Я и общество", "Причины конфликтов",
"Факторы поведения человека" и др. (школы Англии, Канады, США) - сложно-
сти и трудности воспитания в условиях растущей дегуманизации мира побуж-
дают школу к поискам нетрадиционных путей нравственного формирования
молодежи, и один из них - развитие у школьников позитивной "Я"-концепции;
• широкое распространение в школах получило преподавание прав челове-
ка - по инициативе ООН и при поддержке ее организаций (многочисленные
международные конференции под эгидой ООН, ЮНЕСКО, ЕЭС
в 70 - 90-е гг.. настойчиво рекомендовали ввести преподавание прав чело
века как интегральную часть процесса нравственного воспитания в школе);
• активно расширяют филантропическую деятельность учащихся, которые
работают в больницах, домах для престарелых, бедных районах. Во многих
американских школах, например, такая общественно полезная деятельность
приравнивается к школьному предмету и засчитывается при
выдаче школьного сертификата.
Экологическое воспитание.
В современную эпоху взаимоотношения "человек-природа" становятся од-
ним из важнейших условий человеческого прогресса и приобретенным направ-
лением в воспитании молодых поколений как ответственных граждан мира.
Во многих школах различных стран материалы по экологии прочно вошли
в школьные программы естественнонаучных и общественных дисциплин. При-
чины этого:
• мощное и широко распространенное движение "зеленых";
рекомендации ООН и ЮНЕСКО, подчеркивающие первостепенную
важность школы в передаче учащихся как экологических знаний, так и
развитие чувства ответственности за сохранение живого и неживого мира
на Земле.
2. В экологическом воспитании доминируют методы, обращенные не толь-
ко к сознанию и памяти, но и эмоциональной сфере детей:
• правильно организованные экскурсии, несущие сильный эстетический
заряд, что играет большую роль в формировании бережного отношения
к природе. Японские дети, например, регулярно выезжают "на природу", чтобы
любоваться закатом солнца, цветением сакуры;
• специальные экологические центры и лагери, окруженные полями, во-
доемами, лесом, в которых дети проходят теоретический и практический курс
экологии. Устраиваются в ряде стран - США, Швеция, Финляндия. По оконча-
нии курса американские дети, например, получают звание "Хранитель земли", и
им вручается символический ключ и дневник для записи того полезного, что
они сделают для охраны природы;
• экологические клубы, объединяющие учащихся всех возрастов и взрос-
лых. Клубы устраивают выставки рисунков и фотографий, популяризуя
идеи гармонии человека и природы; проводят различные акции по улучшению
окружающей среды.
Трудовое воспитание
Во многих африканских странах работа сельской школы строится на
принципе "рюрализации", то есть приближения ее деятельности к потребностям
и нуждам местной общины.
Идея "рюрализма" - связи обучения, в том числе трудового, с потребно-
стями сельской общины, - без сомнения, педагогически и социально полезна,
так как:
• позволяет связать школу с реальной жизнью, поддерживать интерес уча-
щихся к учению;
• обеспечивает вклад школы в совершенствование окружающего мира.
Труд в начальной школе:
• для большинства детей стран Азии, Африки, Латинской Америки на-
чальная школа - единственное учебное заведение, которое они заканчивают, и
здесь труд занимает 20 - 25% учебного времени;37
• в Индии дети учатся ремеслу и изготовляют игрушки и сувениры из
местных материалов, причем средства, вырученные от продажи игрушек и су-
вениров, идут на школьные нужды;
• у детей в развитых странах труд неразрывно связан с художественной
деятельностью. Одновременно дети даже в обеспеченных семьях западных
стран поощряются к возможно раннему посильному труду по найму; приуча-
ются самостоятельно зарабатывать деньги, ценить любой труд как источник
благополучия, достоинства и независимости человека.
В младших классах средней школы труд - обязательный предмет в боль-
шинстве стран:
• мальчики в западных странах занимаются в школьных мастерских сто-
лярным и слесарным делом, электротехникой, ремонтом бытовых приборов; из-
готавливают разные вещи для школы и для себя;
• девочки занимаются домоводством (кулинария, шитье, уход за ребен
ком и больными, уход за собой); учатся печатать на машинке, работать
с компьютером.
В старших классах средней школы для учащихся, не планирующих учебу в
вузе, начинается допрофессионалъная подготовка. Заметный рост числа уча-
щихся в полной средней школе изменил ее сугубо академическую направлен-
ность. В старших классах появляются профессиональные или практические
профили, цель которых - дать молодежи умения и навыки, достаточные для по-
лучения работы в области обслуживания, делопроизводства или кустарного
производства.
В школах развитых стран учащиеся получают основы экономического об-
разования. Специальный курс или темы в традиционных дисциплинах знакомят
учащихся с основными понятиями свободного рынка (спрос и предложение,
прибыли, налоги, маркетинг и т. д.), учат малому бизнесу.
В сельских школах основным методом трудовой подготовки является ин-
дивидуальный проект. Учащийся, выбрав проект (вырастить овцу; посеять на
определенном участке и получить урожай кукурузы, свеклы и т. п. на ферме
родителей), работает самостоятельно, получая консультационную помощь пре-
подавателя.
В школах проводится профессиональная ориентация учащихся.
• знакомство с миром труда, различными профессиями;
• тестирование подростков для определения их пригодности к профессии.
Профессиональная ориентация ведется учителями труда, а там, где сло-
жилась профориентационная служба на школьном, региональном и на-
циональном уровнях, - специально подготовленными консультантами.
Во многих странах широко распространен труд учащихся по найму. В раз-
витых странах он разрешается подросткам, достигшим 16 лет. В США, напри-
мер, более 70% учащихся средней школы работают 15 - 20 ч. в неделю, глав-
ным образом, в торговле и общественном питании, которые предоставляют
временные рабочие места и оплачивают труд подростков по минимальным рас-
ценкам.
Реальная работа для заработка в сочетании с освоением базовых трудовых
умений формирует у молодежи серьезное отношение к труду. Однако, как от-
мечают многие педагоги, ранний труд для заработка отвлекает учащихся от
школьных занятий и снижает уровень их учебных успехов.
В развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки детский труд
зачастую не регулируется законом, и в тяжелый сельскохозяйственный труд
вовлекаются дети 8-9 лет.
В целом в мире более 80 млн. детей в возрасте 8-14 лет вынуждены рабо-
тать, чтобы добыть средства для существования себе и своей семье. Конвенция
о правах ребенка (ООН, 1989) имеет в связи с этим специальную статью о праве
ребенка на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой рабо-
ты, которая не позволяет получить им образование либо наносит ущерб его
здоровью, физическому, умственному, духовному и социальному развитию.
Физическое воспитание
Здоровье детей обеспечивается прежде всего рациональным питанием как в
семье, так и в школе.
В богатых странах мира (в них проживает лишь одна пятая часть всего че-
ловечества) школы располагают большими столовыми, в которых всем уча-
щимся дается обед по льготной цене, а дети несостоятельных родителей полу-
чают его бесплатно.
В настоящее время бедность, недостаток продуктов питания - реальность
для большинства живущих на земле. Голод и недоедание отрицательно сказы-
ваются на физическом и интеллектуальном развитии детей.
Школы во многих странах мира бессильны перед этой проблемой.
Огромное значение для физического состояния учащихся имеют:
рациональная планировка школьных зданий;
разумный режим учебного дня;
наполняемость классов.
В развитых странах школы, как правило, располагают богатой инфра-
структурой: современной архитектуры здания, одноместные парты, огромные
окна, хорошее освещение, разнообразные кабинеты, спортивные залы, бассей-
ны. Учебный день спланирован таким образом, что уроки класса чередуются с
подвижными играми на воздухе, большим перерывом на обед, самостоятель-
ными занятиями в библиотеке или ауди-видеоцентре.
Ничего похожего нет в массовых, особенно сельских школах развиваю-
щихся стран. Занятия зачастую проходят в ветхих хижинах или прямо поддере-
вом; нет воды, света, канализации; велика наполняемость классов (от 50 и бо-
лее учеников).
Во многих странах непомерная учебная нагрузка учащихся. В сочетании с
экзаменационной и конкурсной системой она создает нервно-психическую пе-
регрузку, которая не под силу неокрепшему организму ребенка. Самоубийства
подростков - серьезная проблема.39
Физкультура и спорт - одни из приоритетных дисциплин в общеобразова-
тельной школе большинства стран. На них отводится 20 - 25% учебного
времени.
В западных странах физкультура в начальной школе включает в себя раз-
нообразные виды физической деятельности (бег, лазание, игра с мячом, гимна-
стические упражнения, ритмика, аэробика и т. д.). Курс физкультуры включает
в себя также темы, связанные с сохранением здоровья, правильным питанием,
режимом дня, личной гигиеной.
В средней школе, располагающей спортивными залами, открытыми пло-
щадками, стадионами, бассейнами, учащиеся занимаются спортом, который от-
вечает их интересам (гимнастика, борьба, футбол, плавание, баскетбол, волей-
бол).
Для учащихся, особенно мальчиков, создаются условия для воспитания вы-
носливости, стойкости, умений положиться на свои силы. Во Франции многие
дети ежегодно проводят несколько недель в горах в "снежных школах", в США
расширяется движение "Проверь себя". Его участники после необходимых тре-
нировок помещаются в отдаленные и трудные для жизни места, где они, распо-
лагая минимальными средствами для поддержания себя, должны проявить фи-
зическую выносливость, силу, ответственность, чтобы выжить.
На физическую тренировку направлена деятельность многих детских и
юношеских организаций и, в первую очередь, скаутов.
Усиление в молодежной среде негативных явлений, разрушающих здоровье
(курение, алкоголизм, наркомания, ранние половые связи), активизировало ра-
боту школы по подготовке молодых поколений к здоровому образу жизни.
В традиционных (биология, обществоведение) или специальных предметах
разъясняется вред курения и алкоголя; рассказывается о СПИДе, последствиях
применения наркотиков. Школы объявляют себя "зонами, свободными от куре-
ния и наркотиков"; создаются ученические общества "За здоровый образ жиз-
ни".