Разования в мире на пороге ХХI века (4 часа).




В развитых странах прогресс образования непосредственно связан с по-

требностями современного этапа научно-технической революции и ста-

новлением высокотехнологического общества.

Если промышленная революция XIX в. потребовала ликвидации негра-

мотности и широкого развития начального образования, то современная НТР

объективно поставила задачу: создания системы массового среднего образова-

ния и существенного расширения охвата молодежи разными видами послес-

реднего образования

• количество высококвалифицированных специалистов, занятых в науч-

ных

исследованиях и экспериментальных разработках, увеличилось с 1970 по

1990 гг. в США - на 80%, во Франции - на 100%, в Японии - на 120%;

• диплом об окончании колледжа (включая 2-летние) в 1970 г. в США

имел каждый седьмой работник, в середине 80-х гг. - каждый четвертый, а в на-

чале 90-х гг. - почти каждый третий.

Такая тенденция была характерна и для СССР.

Повышение образовательного уровня населения объективно отвечает ма-

гистральным направлениям развития экономики. Такая установка начинает на-

ходить отражение в государственной образовательной политике ряда западных

стран. Во Франции, Англии, Италии само государство - крупнейший предпри-

ниматель, владеет огромными промышленными комплексами и целыми отрас-

лями экономики. В таких условиях государственные власти непосредственно

заинтересованы в создании и функционировании наиболее рациональной сис-

темы подготовки рабочей силы, что требует поступательного развития общего

и профессионального образования.

Однако уровень развития образования в той или иной стране не определя-

ет непосредственно состояние ее экономики, поскольку развитие образования,

особенно общего, не ведет автоматически к соответствующему росту произво-

дительности труда и повышению эффективности производства. Между общими

затратами на образование и их экономической отдачей неизбежен значитель-

ный хронологический разрыв (по имеющимся подсчетам - 10-15 лет), а сами

эти затраты оказываются экономически рентабельными лишь при условии, что

выпускники учебных заведений имеют реальную возможность применить по-

лученные знания на практике.

До недавнего времени государственные программы развития образования

в странах Запада базировались на прогнозах, имеющих целью определить кон-

кретные потребности национального производства в рабочей силе в последую-

щие годы. При этом одна из задач планирования состояла в том, чтобы избе-

жать излишней ”переобученное” населения.

Теперь вопрос ставится иначе: выдвигается идея создания так называемого

"квалификационного запаса", то есть подготовки такого количества квалифи-

цированных кадров, которое применительно к сегодняшней ситуации может

показаться избыточным, но в перспективе даст возможность развивать высоко-

технологическое производство.

Показатели состояния образования в развивающихся странах Азии, Аф-

рики и Латинской Америки существенно различаются, однако общие тенден-

ции таковы:

• для создания современной экономики, развития социальной и культур-

ной сфер многоукладного общества необходимы высококвалифицированные

кадры. Но именно в этой области разрыв между развитыми и развивающимися

странами особенно велик (число научных работников и инженеров в сфере ис-

следований и экспериментальных разработок на миллион жителей в развитых

странах в 25 - 30 раз больше, чем в развивающихся);

• с другой стороны, в ряде развивающихся стран системы среднего и

высшего образования по темпам количественного роста обгоняют расширение

тех сфер трудовой деятельности, которые требуют квалифицированных спе-

циалистов в области науки и техники, тем более что значительную часть таких

специалистов составляют иностранцы. В результате многие выпускники выс-

ших и средних специальных учебных заведений оказываются безработными

или вынуждены идти на неквалифицированную работу;

• таким образом, нынешний уровень социально-экономического развития

многих стран не создает пока достаточных стимулов к широкому применению

квалифицированного труда, однако их будущее требует развития образования,

подготовки национальных кадров, необходимых для достижения экономиче-

ской независимости и продвижения по пути социального прогресса.

В современном мире увеличивается социальный спрос на полноценное

образование, что особенно характерно для развитых стран.

Для значительных слоев населения этих стран характерен иной образ жиз-

ни, отличающийся как более высокими экономическими стандартами, так и бо-

лее высоким уровнем социальных притязаний. Широкие слои молодежи рас-

сматривают получение полноценного образования как необходимое условие

достижения желаемого социального статуса.

Между уровнем образования и размером заработной платы обна-

руживается четкая корреляция.

Высокий образовательный уровень рассматривается и как известная га-

рантия от безработицы, первыми жертвами которой становятся именно неква-

лифицированные работники с - минимальным уровнем образования.

Повысилось значение образования и для молодежи из привилегированных

слоев населения, что связано с новыми способами формирования социальной

элиты западного общества.

Рост социального спроса на образование в значительной мере связан с

расширением охвата девушек средним и высшим образованием, что объясняет-

ся действием ряда экономических и социально-психологических причин:

• структурные сдвиги в экономике развитых стран;

• рост общественного самосознания женщин, их стремления к независи-

мости и реальному социальному равенству с мужчинами;

• также экономическая активность женщин объясняется нехваткой

средств для поддержания определенного материального уровня семьи, если ее

бюджет составляет только заработная плата мужчин.

Увеличивающийся приток женщин на рынок труда - глобальное явление.

В 80-х гг. в СССР женщины составляли более половины общей численности

трудового населения, а в здравоохранении, просвещении, культуре, торговле и

общественном питании - более 75%. Доля женщин в экономически активном

населении составляла в этот же период примерно 45% в США, Швеции, Дании,

около 40% во Франции, Англии, ФРГ.

В развитых западных странах девушки составляют более половины уча-

щихся полных средних школ и почти половину студентов высших учебных за-

ведений. Значительно возрос женский контингент бакалавров, магистров, док-

торов наук.

В развивающихся странах также имеются большие сдвиги в развитии жен-

ского образования. С 1970 по 1990 гг. доля девушек в контингентах учащихся

средних школ увеличилась: в Африке с 33% до 38%, в Азии с 35% до 40%. Ана-

логичная тенденция характерна и для высших учебных заведений.

Большое воздействие на развитие образования оказывают демографи-

ческие факторы.

Эволюция рождаемости приводит к изменению через определенный про-

межуток времени числа учащихся тех возрастов, которые подлежат обязатель-

ному обучению.

В развитых странах спад рождаемости вызвал уменьшение численности

учащихся начальных школ. С 1980 по 1990 гг. она сократилась: в Англии на

500 тыс., во Франции - на 400 тыс., в Японии почти на 2 млн. Что же касается

средних школ, то в 60 - 70-х гг. темпы роста их контингентов оставались высо-

кими. И лишь в последние годы уменьшение общей численности молодежи в

развитых странах стало сказываться и на контингентах средних школ: с 1980 по

1990 гг. их численность уменьшилась примерно на 3,5%. Только высшая школа

пока не обнаруживает прямой зависимости от демографической конъюнктуры:

ее контингента продолжают расти почти во всех странах.

Политические факторы развития образования.

Состояние образования и перспективы его развития в огромной мере зави-

сят от государственной и общественной политики в этой сфере.

Цели, приоритеты, методы и результаты образовательной политики опре-

деляются сочетанием глобальных тенденций и национальной и региональной

специфики:

• в промышленно развитых странах с рыночной экономикой и сходными

чертами социально-политического строя становление высокотехнологического

общества и разнообразные последствия этого процесса обусловили новые ас-

пекты образовательной политики, которая становится все более важной состав-

ной частью социальной стратегии;

• в развивающихся странах после завоевания ими политической незави-

симости важной задачей стала разработка законодательных основ просвещения.

В конституциях ряда стран этим вопросам посвящены особые разделы, в кото-

рых содержатся не только наиболее общие положения, но и формулируются ак-

туальные задачи, решение которых способствовало бы развитию образования и

национальной культуры. В социальных программах многих развивающихся го-17

сударств подчеркивается необходимость приблизиться в развитии образования

к лучшим мировым стандартам.

Одним из важных принципов социальной политики большинства госу-

дарств мира провозглашается демократизация образования. Новейшие законы

об образовании и официальная педагогическая документация предусматрива-

ют:

• установление строгой преемственности различных ступеней образова-

ния;

• ликвидацию тупиковых направлений учебы;

• первостепенную важность повышения качества обучения во всех типах

учебных заведений;

• упрочение связи содержания образования с жизнью;

• воспитание учащихся в духе высоких гражданских, нравственных и эс-

тетических идеалов.

Реальным выражением образовательной политики в значительной мере

являются масштабы финансирования этой сферы. Национальные и реги-

ональные различия огромны:

• в развитых странах расходы на образование составляют примерно 5 -7%

стоимости валового национального продукта; помимо государственных

ассигнований, включающих расходы центральных, региональных и местных

властей, а также государственные субсидии частным учебным

заведениям, в ряде стран значительны частные расходы на образование -

в мире они, по оценке, составляют примерно 10-15% от государственных

расходов;

• системы образования большинства развивающихся стран находятся в ка-

тастрофическом финансовом положении. В этой области отставание от разви-

тых стран особенно велико - в 1990 г. расходы на образование в пересчете на

одного жителя в развитых странах были почти в 25 раз выше, чем в развиваю-

щихся. На нужды образования расходуются суммы, равные стоимости 2 - 4%

ВНП, а по самым скромным подсчетам для удовлетворительного функциониро-

вания школ нынешние ассигнования должны быть хотя бы удвоены. Однако

существующая сейчас в большинстве развивающихся стран социально-

экономическая и политическая ситуация не дает оснований полагать, что это

окажется возможным в ближайшем будущем.

Тем не менее и в самых развитых и богатых странах системы образования

испытывают в той или иной степени финансовый дефицит. Поэтому в структу-

ре текущих расходов на образование львиная доля уходит на заработную плату

педагогического персонала (во Франции - 72%, Англии - 74%, ФРГ - 75%), а на

развитие школьной инфраструктуры выделяются недостаточные суммы.

Международный опыт свидетельствует, что самые крупные капиталов-

ложения в образование могут оказаться бесплодными, если они не будут связа-

ны с глубокими реформами организационного и содержательного характера.

Интеграция в сфере образования

В последние десятилетия выявился новый аспект образовательной поли-

тики, связанный с развивающимся процессом экономической, социальной и

культурной интеграции. В нем находит выражение характерная для со-

временного мира объективная тенденция:

• к интернационализации мира;

• сближению стран и народов;

• совместному решению глобальных проблем, выходящих за национальные

и государственные рамки.

Интеграция осуществляется главным образом в масштабах геополити-

ческих регионов, объединяющих страны со сходными условиями исто-

рического развития и социально-экономической структурой.

Наибольшее внимание международные организации уделяют развива-

ющимся странам. В 80-х гг. при активном участии ЮНЕСКО были разработаны

четыре новые региональные программы развития образования:

• для Латинской Америки и стран Карибского бассейна;

• Африки;

• Азии;

• арабских государств.

Организация экономического сотрудничества и развития функциони-

рует с 1961 г. В нее входят более 20 промышленно развитых стран.

Деятельность Организации направлена главным образом на согласование

различных аспектов экономической политики, но в составе ее координацион-

ных органов функционируют Комитет образования и Центр исследований и но-

вовведении в области образования. Они вырабатывают рекомендации, касаю-

щиеся изменения структуры системы образования, ее управления, финансиро-

вания, модернизации содержания и методов обучения в разных типах учебных

заведений, новых принципов подготовки учителей.

Наибольшее развитие интеграция получила в Западной Европе. Главную

роль в развитии интеграционных процессов играет Европейский союз (ЕС).

В 1976 г. был создан постоянно действующий Комитет образования госу-

дарств - членов ЕС, в функции которого входит разработка стратегии сотруд-

ничества с целью "гармонизации" национальных систем образования. Под его

эгидой действует находящийся в Париже Европейский институт воспитания и

социальной политики. Его составной частью является Бюро сотрудничества в

области воспитания, располагающееся в Брюсселе.

В 1987 г. Совет министров образования государств - членов ЕС утвердил

программу "ЭРАЗМУС". Ее главная цель - способствовать расширению обмена

студентами между высшими учебными заведениями стран, входящих в ЕС.

Координационные органы ЕС в сотрудничестве с соответствующими орга-

низациями ЮНЕСКО проводят работу по унификации педагогической терми-

нологии и параметров национальных статистик образования.

Создается западноевропейская система документации и информации в об-

ласти просвещения.19

В решениях и рекомендациях координационных органов ЕС ставится зада-

ча создать в учебных заведениях такую обстановку, которая способствовала бы

формированию "наднационального европейского сознания" молодежи.

Интеграция в сфере образования получает все большее развитие и рас-

сматривается теперь как необходимое условие дальнейшего политического уп-

рочения ЕС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: