В развитых странах прогресс образования непосредственно связан с по-
требностями современного этапа научно-технической революции и ста-
новлением высокотехнологического общества.
Если промышленная революция XIX в. потребовала ликвидации негра-
мотности и широкого развития начального образования, то современная НТР
объективно поставила задачу: создания системы массового среднего образова-
ния и существенного расширения охвата молодежи разными видами послес-
реднего образования
• количество высококвалифицированных специалистов, занятых в науч-
ных
исследованиях и экспериментальных разработках, увеличилось с 1970 по
1990 гг. в США - на 80%, во Франции - на 100%, в Японии - на 120%;
• диплом об окончании колледжа (включая 2-летние) в 1970 г. в США
имел каждый седьмой работник, в середине 80-х гг. - каждый четвертый, а в на-
чале 90-х гг. - почти каждый третий.
Такая тенденция была характерна и для СССР.
Повышение образовательного уровня населения объективно отвечает ма-
гистральным направлениям развития экономики. Такая установка начинает на-
ходить отражение в государственной образовательной политике ряда западных
стран. Во Франции, Англии, Италии само государство - крупнейший предпри-
ниматель, владеет огромными промышленными комплексами и целыми отрас-
лями экономики. В таких условиях государственные власти непосредственно
заинтересованы в создании и функционировании наиболее рациональной сис-
темы подготовки рабочей силы, что требует поступательного развития общего
и профессионального образования.
Однако уровень развития образования в той или иной стране не определя-
ет непосредственно состояние ее экономики, поскольку развитие образования,
особенно общего, не ведет автоматически к соответствующему росту произво-
дительности труда и повышению эффективности производства. Между общими
затратами на образование и их экономической отдачей неизбежен значитель-
ный хронологический разрыв (по имеющимся подсчетам - 10-15 лет), а сами
эти затраты оказываются экономически рентабельными лишь при условии, что
выпускники учебных заведений имеют реальную возможность применить по-
лученные знания на практике.
До недавнего времени государственные программы развития образования
в странах Запада базировались на прогнозах, имеющих целью определить кон-
кретные потребности национального производства в рабочей силе в последую-
щие годы. При этом одна из задач планирования состояла в том, чтобы избе-
жать излишней ”переобученное” населения.
Теперь вопрос ставится иначе: выдвигается идея создания так называемого
"квалификационного запаса", то есть подготовки такого количества квалифи-
цированных кадров, которое применительно к сегодняшней ситуации может
показаться избыточным, но в перспективе даст возможность развивать высоко-
технологическое производство.
Показатели состояния образования в развивающихся странах Азии, Аф-
рики и Латинской Америки существенно различаются, однако общие тенден-
ции таковы:
• для создания современной экономики, развития социальной и культур-
ной сфер многоукладного общества необходимы высококвалифицированные
кадры. Но именно в этой области разрыв между развитыми и развивающимися
странами особенно велик (число научных работников и инженеров в сфере ис-
следований и экспериментальных разработок на миллион жителей в развитых
странах в 25 - 30 раз больше, чем в развивающихся);
• с другой стороны, в ряде развивающихся стран системы среднего и
высшего образования по темпам количественного роста обгоняют расширение
тех сфер трудовой деятельности, которые требуют квалифицированных спе-
циалистов в области науки и техники, тем более что значительную часть таких
специалистов составляют иностранцы. В результате многие выпускники выс-
ших и средних специальных учебных заведений оказываются безработными
или вынуждены идти на неквалифицированную работу;
• таким образом, нынешний уровень социально-экономического развития
многих стран не создает пока достаточных стимулов к широкому применению
квалифицированного труда, однако их будущее требует развития образования,
подготовки национальных кадров, необходимых для достижения экономиче-
ской независимости и продвижения по пути социального прогресса.
В современном мире увеличивается социальный спрос на полноценное
образование, что особенно характерно для развитых стран.
Для значительных слоев населения этих стран характерен иной образ жиз-
ни, отличающийся как более высокими экономическими стандартами, так и бо-
лее высоким уровнем социальных притязаний. Широкие слои молодежи рас-
сматривают получение полноценного образования как необходимое условие
достижения желаемого социального статуса.
Между уровнем образования и размером заработной платы обна-
руживается четкая корреляция.
Высокий образовательный уровень рассматривается и как известная га-
рантия от безработицы, первыми жертвами которой становятся именно неква-
лифицированные работники с - минимальным уровнем образования.
Повысилось значение образования и для молодежи из привилегированных
слоев населения, что связано с новыми способами формирования социальной
элиты западного общества.
Рост социального спроса на образование в значительной мере связан с
расширением охвата девушек средним и высшим образованием, что объясняет-
ся действием ряда экономических и социально-психологических причин:
• структурные сдвиги в экономике развитых стран;
• рост общественного самосознания женщин, их стремления к независи-
мости и реальному социальному равенству с мужчинами;
• также экономическая активность женщин объясняется нехваткой
средств для поддержания определенного материального уровня семьи, если ее
бюджет составляет только заработная плата мужчин.
Увеличивающийся приток женщин на рынок труда - глобальное явление.
В 80-х гг. в СССР женщины составляли более половины общей численности
трудового населения, а в здравоохранении, просвещении, культуре, торговле и
общественном питании - более 75%. Доля женщин в экономически активном
населении составляла в этот же период примерно 45% в США, Швеции, Дании,
около 40% во Франции, Англии, ФРГ.
В развитых западных странах девушки составляют более половины уча-
щихся полных средних школ и почти половину студентов высших учебных за-
ведений. Значительно возрос женский контингент бакалавров, магистров, док-
торов наук.
В развивающихся странах также имеются большие сдвиги в развитии жен-
ского образования. С 1970 по 1990 гг. доля девушек в контингентах учащихся
средних школ увеличилась: в Африке с 33% до 38%, в Азии с 35% до 40%. Ана-
логичная тенденция характерна и для высших учебных заведений.
Большое воздействие на развитие образования оказывают демографи-
ческие факторы.
Эволюция рождаемости приводит к изменению через определенный про-
межуток времени числа учащихся тех возрастов, которые подлежат обязатель-
ному обучению.
В развитых странах спад рождаемости вызвал уменьшение численности
учащихся начальных школ. С 1980 по 1990 гг. она сократилась: в Англии на
500 тыс., во Франции - на 400 тыс., в Японии почти на 2 млн. Что же касается
средних школ, то в 60 - 70-х гг. темпы роста их контингентов оставались высо-
кими. И лишь в последние годы уменьшение общей численности молодежи в
развитых странах стало сказываться и на контингентах средних школ: с 1980 по
1990 гг. их численность уменьшилась примерно на 3,5%. Только высшая школа
пока не обнаруживает прямой зависимости от демографической конъюнктуры:
ее контингента продолжают расти почти во всех странах.
Политические факторы развития образования.
Состояние образования и перспективы его развития в огромной мере зави-
сят от государственной и общественной политики в этой сфере.
Цели, приоритеты, методы и результаты образовательной политики опре-
деляются сочетанием глобальных тенденций и национальной и региональной
специфики:
• в промышленно развитых странах с рыночной экономикой и сходными
чертами социально-политического строя становление высокотехнологического
общества и разнообразные последствия этого процесса обусловили новые ас-
пекты образовательной политики, которая становится все более важной состав-
ной частью социальной стратегии;
• в развивающихся странах после завоевания ими политической незави-
симости важной задачей стала разработка законодательных основ просвещения.
В конституциях ряда стран этим вопросам посвящены особые разделы, в кото-
рых содержатся не только наиболее общие положения, но и формулируются ак-
туальные задачи, решение которых способствовало бы развитию образования и
национальной культуры. В социальных программах многих развивающихся го-17
сударств подчеркивается необходимость приблизиться в развитии образования
к лучшим мировым стандартам.
Одним из важных принципов социальной политики большинства госу-
дарств мира провозглашается демократизация образования. Новейшие законы
об образовании и официальная педагогическая документация предусматрива-
ют:
• установление строгой преемственности различных ступеней образова-
ния;
• ликвидацию тупиковых направлений учебы;
• первостепенную важность повышения качества обучения во всех типах
учебных заведений;
• упрочение связи содержания образования с жизнью;
• воспитание учащихся в духе высоких гражданских, нравственных и эс-
тетических идеалов.
Реальным выражением образовательной политики в значительной мере
являются масштабы финансирования этой сферы. Национальные и реги-
ональные различия огромны:
• в развитых странах расходы на образование составляют примерно 5 -7%
стоимости валового национального продукта; помимо государственных
ассигнований, включающих расходы центральных, региональных и местных
властей, а также государственные субсидии частным учебным
заведениям, в ряде стран значительны частные расходы на образование -
в мире они, по оценке, составляют примерно 10-15% от государственных
расходов;
• системы образования большинства развивающихся стран находятся в ка-
тастрофическом финансовом положении. В этой области отставание от разви-
тых стран особенно велико - в 1990 г. расходы на образование в пересчете на
одного жителя в развитых странах были почти в 25 раз выше, чем в развиваю-
щихся. На нужды образования расходуются суммы, равные стоимости 2 - 4%
ВНП, а по самым скромным подсчетам для удовлетворительного функциониро-
вания школ нынешние ассигнования должны быть хотя бы удвоены. Однако
существующая сейчас в большинстве развивающихся стран социально-
экономическая и политическая ситуация не дает оснований полагать, что это
окажется возможным в ближайшем будущем.
Тем не менее и в самых развитых и богатых странах системы образования
испытывают в той или иной степени финансовый дефицит. Поэтому в структу-
ре текущих расходов на образование львиная доля уходит на заработную плату
педагогического персонала (во Франции - 72%, Англии - 74%, ФРГ - 75%), а на
развитие школьной инфраструктуры выделяются недостаточные суммы.
Международный опыт свидетельствует, что самые крупные капиталов-
ложения в образование могут оказаться бесплодными, если они не будут связа-
ны с глубокими реформами организационного и содержательного характера.
Интеграция в сфере образования
В последние десятилетия выявился новый аспект образовательной поли-
тики, связанный с развивающимся процессом экономической, социальной и
культурной интеграции. В нем находит выражение характерная для со-
временного мира объективная тенденция:
• к интернационализации мира;
• сближению стран и народов;
• совместному решению глобальных проблем, выходящих за национальные
и государственные рамки.
Интеграция осуществляется главным образом в масштабах геополити-
ческих регионов, объединяющих страны со сходными условиями исто-
рического развития и социально-экономической структурой.
Наибольшее внимание международные организации уделяют развива-
ющимся странам. В 80-х гг. при активном участии ЮНЕСКО были разработаны
четыре новые региональные программы развития образования:
• для Латинской Америки и стран Карибского бассейна;
• Африки;
• Азии;
• арабских государств.
Организация экономического сотрудничества и развития функциони-
рует с 1961 г. В нее входят более 20 промышленно развитых стран.
Деятельность Организации направлена главным образом на согласование
различных аспектов экономической политики, но в составе ее координацион-
ных органов функционируют Комитет образования и Центр исследований и но-
вовведении в области образования. Они вырабатывают рекомендации, касаю-
щиеся изменения структуры системы образования, ее управления, финансиро-
вания, модернизации содержания и методов обучения в разных типах учебных
заведений, новых принципов подготовки учителей.
Наибольшее развитие интеграция получила в Западной Европе. Главную
роль в развитии интеграционных процессов играет Европейский союз (ЕС).
В 1976 г. был создан постоянно действующий Комитет образования госу-
дарств - членов ЕС, в функции которого входит разработка стратегии сотруд-
ничества с целью "гармонизации" национальных систем образования. Под его
эгидой действует находящийся в Париже Европейский институт воспитания и
социальной политики. Его составной частью является Бюро сотрудничества в
области воспитания, располагающееся в Брюсселе.
В 1987 г. Совет министров образования государств - членов ЕС утвердил
программу "ЭРАЗМУС". Ее главная цель - способствовать расширению обмена
студентами между высшими учебными заведениями стран, входящих в ЕС.
Координационные органы ЕС в сотрудничестве с соответствующими орга-
низациями ЮНЕСКО проводят работу по унификации педагогической терми-
нологии и параметров национальных статистик образования.
Создается западноевропейская система документации и информации в об-
ласти просвещения.19
В решениях и рекомендациях координационных органов ЕС ставится зада-
ча создать в учебных заведениях такую обстановку, которая способствовала бы
формированию "наднационального европейского сознания" молодежи.
Интеграция в сфере образования получает все большее развитие и рас-
сматривается теперь как необходимое условие дальнейшего политического уп-
рочения ЕС.