Тема 4. Стратегия обновления содержания общего образования.




Национальные стандарты.

Обновление учебных планов и поиски новых путей дифференциации обра-

зования в значительной мере связаны с разработкой национальных образова-

тельных стандартов.

Стандартизация по-разному осуществляется в странах с централизован-

ными и децентрализованными системами образования:

• в централизованных системах национальные стандарты фактически все-

гда существовали в виде учебных планов и программ, утвержденных государ-

ственным ведомством образования и обязательных для всех школ страны;

• для децентрализованных систем общенациональные стандарты содержа-

ния школьного образования - принципиально новое явление.

В разных странах мира предпринимаются попытки установить наиболее

оптимальное соотношение между инвариантным "ядром" школьного обра-

зования и дифференцированными учебными курсами.

В США разрабатываемые стандарты рассматриваются как условие для дос-

тижения мирового лидерства по качеству школьного образования. На основе

разработанных стандартов в США создан образец учебного плана под симво-

лическим названием "Учебный план средней школы Джеймса Медисона" (Дж.

Медисон - 4-й президент США). Он делится на две части: первая - от детского

сада до 8-го класса включительно, вторая - 9 - 12 классы.

В 8-летней школе действует единый учебный план. В 9 - 12 классах преду-

сматривается значительное повышение роли обязательных академических дис-

циплин. Элективные предметы остаются, но они могут занимать не более 25 -

30% учебного времени. В Англии до 1988 г. система образования была крайне

децентрализована, и школы могли самостоятельно создавать свои учебные пла-

ны и программы, порой значительно отличавшиеся друг от друга. После при-

нятия закона об образовании, провозгласившего обязательным установление

национального стандарта общего образования, были организованы комиссии по

пересмотру содержания основных школьных дисциплин. Они предусматривают

усиление акцента на изучении обязательных дисциплин естественно-

математического и гуманитарного циклов. В странах с централизованными сис-

темами образования также ведется интенсивная работа по установлению новых

стандартов содержания общего образования.

Дифференциация образования

Важнейший компонент нормативной педагогической документации –

учебный план.

Предметное построение учебного плана создает известную опасность изо-

ляции в сознании ученика знаний, навыков и умений, полученных при изуче-

нии разных предметов. Поэтому столь важное значение приобретает развитие

межпредметных связей: они способствуют:

• формированию целостного взгляда на мир;

• уяснению роли и места различных наук в общем процессе познания. Для

этого необходимо, чтобы та или иная дисциплина своевременно давала уча-

щимся знания и навыки, нужные для изучения другой дисциплины;

• делала это изучение более осмысленным и глубоким. Межпредметные

связи теперь все чаще понимаются как путь к построению целостной системы

обучения в общеобразовательной школе. Попытки создать именно такую сис-

тему предпринимаются сейчас во многих странах.

В начальных школах набор учебных предметов относительно стабилен и на-

циональные различия здесь не слишком велики:

• во всех странах главной задачей считается формирование прочных на-

выков чтения, письма и счета - на это уходит более половины всего

учебного времени;

• дети изучают также элементарные курсы естествознания, обществове-

дения (граждановедения), истории и географии, причем акцент делается на изу-

чении родного края;

• более или менее обстоятельно представлены в учебных планах предме-

ты эстетического цикла, занятия по ручному труду, физкультура.

Тем не менее в ряде случаев национальная специфика дает о себе знать:

• в начальных школах Японии особое внимание уделяется эстетическому

воспитанию, и предметы этого цикла занимают в учебном плане боль

шее место, чем в большинстве стран мира;

• в начальных школах Индии трудовое обучение занимает 20% всего

учебного времени, то есть больше, чем любая другая дисциплина;

• в начальных школах ряда стран Западной Европы интенсивно внедряет-

ся регулярное изучение иностранного языка.

Сопоставительный анализ показывает значительное сходство учебных планов

неполных средних школ разных стран по набору изучаемых дисциплин:

• учебные планы содержат гуманитарные и естественно-математические

дисциплины, предметы эстетического цикла, физическое воспитание;

• содержание обучения в большинстве стран ориентировано преимуще-

ственно на базовую общеобразовательную подготовку.

Неполная средняя школа - первый цикл среднего образования - имеет, как пра-

вило, унифицированную структуру и в большинстве стран не делится на секции

или потоки. В старших классах средних школ складывается иная ситуация - в

разных странах дифференциация обучения осуществляется не идентичными пу-

тями:

• один путь - наличие стационарных отделений и секций. Каждое из них

строит занятия в строгом соответствии с учебными планами и программами,

введенными именно для данного профиля обучения и обязательными для всех

учащихся, избравших его. Факультативы и предметы по выбору играют вспо-

могательную роль и их удельный вес в общем балансе учебного времени отно-

сительно невелик. Пример такой системы - 3-летний французский лицей (10 -

12-й годы обучения); стационарные отделения и секции с особыми учебными

планами и программами существуют также в старших классах средних школ

Италии, Испании, Нидерландов, Дании, Ирана, Индии, Сирии, Аргентины и не-

которых других стран;

• в ряде стран дифференциация строится на ином принципе: учащимся

предлагается широкий спектр элективных предметов, и фактически именно они

играют главную роль в осуществлении специализированного обучения. Такая

система характерна для средней школы США. В старшей средней школе диф-

ференциация углубляется. Организуется ряд учебных профилей, все многооб-

разие которых в конечном счете можно свести к двум типам - академическому

и практическому, имеющим принципиально разные целевые установки, реали-

зующиеся прежде всего с помощью системы элективных предметов. Учащиеся

академических потоков в большинстве случаев исходят из требований высших

учебных заведений и потому главные усилия обращают на изучение набора

традиционных общеобразовательных дисциплин - литературы, английского и

иностранного языков, математики, физики, химии, биологии. Те учащиеся, ко-

торые не ориентируются на поступление в высшую школу, выбирают главным

образом учебные курсы практического цикла;

• есть страны, где в общеобразовательных школах действует единый учеб-

ный план. Включенные в него предметы обязательны для всех учащихся и на

их изучение отводится основная часть учебного времени. Такая система долгие

годы функционировала в Советском Союзе.

Дифференциация должна способствовать росту активности учащихся в их

учебной деятельности, лучше готовить их к осознанному выбору будущей про-

фессии.

Некоторые видные ученые в разных странах считают углубленную диф-

ференциацию обучения в средней школе необходимой для эффективной подго-

товки будущих высококвалифицированных специалистов. Другим представля-

ется, что жесткая специализация обучения в средней школе несет в себе угрозу

сужения интересов и общего кругозора учащихся, односторонности их интел-

лектуального и эмоционального развития; старшие классы средней школы фак-

тически утрачивают общеобразовательный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: