Национальные стандарты.
Обновление учебных планов и поиски новых путей дифференциации обра-
зования в значительной мере связаны с разработкой национальных образова-
тельных стандартов.
Стандартизация по-разному осуществляется в странах с централизован-
ными и децентрализованными системами образования:
• в централизованных системах национальные стандарты фактически все-
гда существовали в виде учебных планов и программ, утвержденных государ-
ственным ведомством образования и обязательных для всех школ страны;
• для децентрализованных систем общенациональные стандарты содержа-
ния школьного образования - принципиально новое явление.
В разных странах мира предпринимаются попытки установить наиболее
оптимальное соотношение между инвариантным "ядром" школьного обра-
зования и дифференцированными учебными курсами.
В США разрабатываемые стандарты рассматриваются как условие для дос-
тижения мирового лидерства по качеству школьного образования. На основе
разработанных стандартов в США создан образец учебного плана под симво-
лическим названием "Учебный план средней школы Джеймса Медисона" (Дж.
Медисон - 4-й президент США). Он делится на две части: первая - от детского
сада до 8-го класса включительно, вторая - 9 - 12 классы.
В 8-летней школе действует единый учебный план. В 9 - 12 классах преду-
сматривается значительное повышение роли обязательных академических дис-
циплин. Элективные предметы остаются, но они могут занимать не более 25 -
30% учебного времени. В Англии до 1988 г. система образования была крайне
децентрализована, и школы могли самостоятельно создавать свои учебные пла-
|
ны и программы, порой значительно отличавшиеся друг от друга. После при-
нятия закона об образовании, провозгласившего обязательным установление
национального стандарта общего образования, были организованы комиссии по
пересмотру содержания основных школьных дисциплин. Они предусматривают
усиление акцента на изучении обязательных дисциплин естественно-
математического и гуманитарного циклов. В странах с централизованными сис-
темами образования также ведется интенсивная работа по установлению новых
стандартов содержания общего образования.
Дифференциация образования
Важнейший компонент нормативной педагогической документации –
учебный план.
Предметное построение учебного плана создает известную опасность изо-
ляции в сознании ученика знаний, навыков и умений, полученных при изуче-
нии разных предметов. Поэтому столь важное значение приобретает развитие
межпредметных связей: они способствуют:
• формированию целостного взгляда на мир;
• уяснению роли и места различных наук в общем процессе познания. Для
этого необходимо, чтобы та или иная дисциплина своевременно давала уча-
щимся знания и навыки, нужные для изучения другой дисциплины;
• делала это изучение более осмысленным и глубоким. Межпредметные
связи теперь все чаще понимаются как путь к построению целостной системы
обучения в общеобразовательной школе. Попытки создать именно такую сис-
тему предпринимаются сейчас во многих странах.
В начальных школах набор учебных предметов относительно стабилен и на-
циональные различия здесь не слишком велики:
|
• во всех странах главной задачей считается формирование прочных на-
выков чтения, письма и счета - на это уходит более половины всего
учебного времени;
• дети изучают также элементарные курсы естествознания, обществове-
дения (граждановедения), истории и географии, причем акцент делается на изу-
чении родного края;
• более или менее обстоятельно представлены в учебных планах предме-
ты эстетического цикла, занятия по ручному труду, физкультура.
Тем не менее в ряде случаев национальная специфика дает о себе знать:
• в начальных школах Японии особое внимание уделяется эстетическому
воспитанию, и предметы этого цикла занимают в учебном плане боль
шее место, чем в большинстве стран мира;
• в начальных школах Индии трудовое обучение занимает 20% всего
учебного времени, то есть больше, чем любая другая дисциплина;
• в начальных школах ряда стран Западной Европы интенсивно внедряет-
ся регулярное изучение иностранного языка.
Сопоставительный анализ показывает значительное сходство учебных планов
неполных средних школ разных стран по набору изучаемых дисциплин:
• учебные планы содержат гуманитарные и естественно-математические
дисциплины, предметы эстетического цикла, физическое воспитание;
• содержание обучения в большинстве стран ориентировано преимуще-
ственно на базовую общеобразовательную подготовку.
Неполная средняя школа - первый цикл среднего образования - имеет, как пра-
вило, унифицированную структуру и в большинстве стран не делится на секции
или потоки. В старших классах средних школ складывается иная ситуация - в
|
разных странах дифференциация обучения осуществляется не идентичными пу-
тями:
• один путь - наличие стационарных отделений и секций. Каждое из них
строит занятия в строгом соответствии с учебными планами и программами,
введенными именно для данного профиля обучения и обязательными для всех
учащихся, избравших его. Факультативы и предметы по выбору играют вспо-
могательную роль и их удельный вес в общем балансе учебного времени отно-
сительно невелик. Пример такой системы - 3-летний французский лицей (10 -
12-й годы обучения); стационарные отделения и секции с особыми учебными
планами и программами существуют также в старших классах средних школ
Италии, Испании, Нидерландов, Дании, Ирана, Индии, Сирии, Аргентины и не-
которых других стран;
• в ряде стран дифференциация строится на ином принципе: учащимся
предлагается широкий спектр элективных предметов, и фактически именно они
играют главную роль в осуществлении специализированного обучения. Такая
система характерна для средней школы США. В старшей средней школе диф-
ференциация углубляется. Организуется ряд учебных профилей, все многооб-
разие которых в конечном счете можно свести к двум типам - академическому
и практическому, имеющим принципиально разные целевые установки, реали-
зующиеся прежде всего с помощью системы элективных предметов. Учащиеся
академических потоков в большинстве случаев исходят из требований высших
учебных заведений и потому главные усилия обращают на изучение набора
традиционных общеобразовательных дисциплин - литературы, английского и
иностранного языков, математики, физики, химии, биологии. Те учащиеся, ко-
торые не ориентируются на поступление в высшую школу, выбирают главным
образом учебные курсы практического цикла;
• есть страны, где в общеобразовательных школах действует единый учеб-
ный план. Включенные в него предметы обязательны для всех учащихся и на
их изучение отводится основная часть учебного времени. Такая система долгие
годы функционировала в Советском Союзе.
Дифференциация должна способствовать росту активности учащихся в их
учебной деятельности, лучше готовить их к осознанному выбору будущей про-
фессии.
Некоторые видные ученые в разных странах считают углубленную диф-
ференциацию обучения в средней школе необходимой для эффективной подго-
товки будущих высококвалифицированных специалистов. Другим представля-
ется, что жесткая специализация обучения в средней школе несет в себе угрозу
сужения интересов и общего кругозора учащихся, односторонности их интел-
лектуального и эмоционального развития; старшие классы средней школы фак-
тически утрачивают общеобразовательный характер.