Для учета вложений во внеоборотные активы, то есть – для учета затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», рис. 57.
Рис. 57. Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Аналитический учет по счету 08 и его субсчетам организован в разрезах отдельных объектов строительства (Субконто 1) и статей затрат (Субконто 2). Для некоторых субсчетов заведены субконто Номенклатура (Субконто 1), Партии (Субконто 2 – в том случае, если в организации применяется партионный учет) и Склады (Субконто 3).
Для учета оборудования, которое требует монтажа, используется счет 07 «Оборудование к установке». На этом счете учет ведется в разрезе номенклатурных позиций (Субконто 1), партий (Субконто 2) и складов (Субконто 3). Рассмотрим схемы бухгалтерских записей по основным средствам в зависимости от способов поступления в организацию и от особенностей ОС.
Общие схемы бухгалтерских записей по учету приобретения или создания ОС
Если организация приобретает основное средство, не требующее монтажа, это отражается следующим образом: Д08 К60 – На стоимость объекта ОС без НДС
Д19 К60 – НДС
Д01 К08 – Принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости
Если организация приобретает ОС, требующее монтажа, это отражается так:
Д07 К60 – На стоимость объекта ОС без НДС
Д19 К60 – НДС
Д08 К07 – Передача объекта ОС для монтажа
Д08 К60 – Приняты к учету монтажные работы, произведенные сторонней организацией
Д19 К60 – НДС по монтажным работам
Д08 К10 – Списаны материалы, требующиеся для монтажа
Д08 К70 – Начислена заработная плата работникам организации, участвующим в монтаже
Д08 К69 – Отчисления на социальные нужды
|
Д01 К08 – Принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости
При строительстве объекта ОС с использованием услуг сторонних организаций может использоваться следующая схема записей:
Д08 К60 – Приняты к учету работы по постройке ОС
Д19 К60 – НДС
Д01 К08 – Принят к учету объект ОС
При строительстве объектов ОС, требующих монтажа, с использованием услуг сторонней организации их принятие к учету будет выглядеть так:
Д07 К60 – Приняты к учету работы по постройке ОС, которое требует последующего монтажа
Д19 К60 – НДС
Д08 К07 – ОС сдано в монтаж
Д08 К60, 10, 70 и т.д. – Отражены затраты на монтаж, в т.ч. оплата услуг сторонних организаций, израсходованные материалы, заработная плата и т.д.
Д19 К60 – НДС при использовании услуг сторонних организаций в монтаже
Д01 К08 – Принят к учету объект ОС
При строительстве объекта ОС собственными силами на счете 08 собирают затраты на создание объекта ОС, которые, в итоге, дают его первоначальную стоимость, по которой он и принимается к учету.
Рассмотрим порядок работы в 1С:Бухгалтерии при принятии к учету нового объекта ОС.
Приобретение ОС
Для работы с ОС предусмотрено множество специализированных документов. Однако, такая важная операция, как приобретение объекта ОС, оформляется с помощью обычного документа, используемого для учета поступления товаров и услуг.
Рассмотрим следующий пример:
16 января 2009 года в организацию от ООО «Технодрайв» поступил (Накладная №23 от 16.01.09) цветной лазерный принтер Epson стоимостью 47200 рублей, в т.ч. НДС 7200 рублей. Поставщик выписал счет-фактуру №21 от 16.01.09. Принтер оприходован на Основной склад по приходному ордеру №17 от 16.01.09.
|
Создадим новый документ Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг). При создании нового документа выберем тип документа Оборудование. Вот как выглядит форма документа (рис. 58).
Рис. 58. Форма документа Поступление товаров и услуг
Заполняем документ следующим образом:
В поле Контрагент вводим информацию о контрагенте, в поле Договор – договор, соответствующей данной поставке. Информацию о договоре в такой операции можно ввести по нажатию кнопки с тремя точками после заполнения поля Контрагент (рис. 59).
Рис. 59. Ввод информации о договоре с поставщиком
Теперь нужно заполнить вкладку Оборудование. Создадим новую стоку табличной части Оборудование и введем информацию о приходуемом принтере.
Надо отметить, что в справочнике Номенклатура предусмотрена специальная номенклатурная группа для хранения в ней информации об объектах основных средств. Для того, чтобы к приходуемому на склад основному средству были применены правильные настройки, касающиеся, в частности, счетов учета, его нужно разместить в группе Оборудование (объекты основных средств), рис. 60.
Рис. 61. Ввод информации о купленном принтере в справочник Номенклатура, в группу Оборудование
Когда только что созданная и размещенная в нужной группе номенклатурная позиция будет выбрана в соответствующей позиции строки таблицы, некоторые данные, в частности, счета учета, будут заполнены автоматически. Другие данные нужно заполнить в соответствии с поступившим в организацию договором. Вот как выглядит документ на данном этапе заполнения (рис. 62).
|
Рис. 62. Ввод информации о принтере в документе
Обратите внимание на то, что, заполняя документ, нужно настроить информацию о ценах и валюте, применяемых в документе. Мы сделали это, выбрав тип цен при заполнении параметров договора с поставщиком. Так же это можно сделать, нажав кнопку Цены и валюта, которая расположена в панели инструментов документа и выставив в появившемся окне нужные параметры (рис. 63). Выбран такой способ расчета, который выделяет НДС из полной стоимости документа.
Рис. 63. Окно настройки параметров валюты и цены
Теперь перейдем на вкладку Дополнительно и введем информацию о приходном ордере, которым принтер оприходован на склад и о лице, ответственном за операцию (рис. 64).
Рис. 64. Ввод данных о приходном ордере во вкладку Дополнительно
На вкладке Счета учета расчетов должны быть указаны счета 60.01 и 60.02.
Теперь решим вопрос со счетом-фактурой. Так как мы получили счет-фактуру, перейдем на вкладку Счет-фактура (рис. 65).
Рис. 65. Заполнение вкладки счет-фактура
Здесь установим флажок Предъявлен счет-фактура и заполним поля Номер входящего счета-фактуры и Дата входящего счета-фактуры.
Эта вкладка заполняется в том случае, если счет-фактура поступает вместе с товаром. Если, например, счет-фактура поступила позже или счетов-фактур несколько – нужно воспользоваться ссылкой Ввести счет-фактуру.
Из формы документа Поступление товаров и услуг можно распечатать несколько печатных форм (нажимая на кнопку Печать и выбирая нужные документы). В частности, это следующие:
- ТОРГ-12 (Товарная накладная за поставщика с услугами);
- ТОРГ-4 (Акт о приемке товара без счета поставщика);
- М-4 (Приходный ордер);
- ОС-14 (Акт о приеме оборудования);
- Расчет-справка при расчетах в условных единицах;
- Приходная накладная.
Надо отметить, что проведение подобных документов (так же, как, например, проведение ПКО и РКО) производится после того, как на выведенных печатных формах будут «собраны» необходимые подписи и печати.
Посмотрим, как документ повлиял на состояние учета, нажав кнопку Дт/Кт в панели инструментов списка документов. На рис. 66 вы можете видеть проводки, которые документ сформировал в бухгалтерском учете.
Рис. 66. Проводки, сформированные в бухгалтерском учете при поступлении объекта ОС
В налоговом учете документ сформировал следующую запись (рис. 67).
Рис. 67. Проводки, сформированные в налоговом учете при поступлении объекта ОС