Три способа «чтения» мифа (Р.Барт)





Каким образом воспринимается миф? Здесь надо снова обратиться к двойственности его означающего, которое одновременно является и смыслом и формой. В зависимости от того, сосредотачивается ли наше внимание на смысле или форме или на том и другом сразу, мы будем иметь три различных типа прочтения мифа.

1. Если мы сосредоточимся на полом означающем, то концепт однозначным образом заполнит форму мифа. В этом случае мы получим простую систему, в которой значение вновь станет буквальным: африканский солдат, отдающий честь, является примером французской империи, ее символом. Этот тип восприятия характерен для создателей мифов, например, для редактора журнала, который берет какой-нибудь концепт и подыскивает ему форму.

2. Если воспринимать означающее мифа как уже заполненное содержанием и четко различать в нем смысл и форму, а следовательно, учитывать деформирующее влияние формы на смысл, то значение окажется разрушенным, и миф будет восприниматься как обман: африканский солдат, отдающий честь, превращается в алиби для концепта "французская империя". Этот тип восприятия характерен для мифолога; расшифровывая миф, он выявляет происходящую в нем деформацию смысла.

3. Наконец, если воспринимать означающее мифа как неразрывное единство смысла и формы, то значение становится для нас двойственным, в этом случае мы испытываем воздействие механики мифа, его собственной динамики и становимся его читателями: образ африканского солдата уже не является ни примером, ни символом, еще менее его можно рассматривать как алиби; он является непосредственной репрезентацией французской империи.

Два первых типа восприятия статичны и аналитичны; они разрушают миф, выставляя напоказ его интенцию или разоблачая ее, первый подход циничен, второй служит целям демистификации. Третий тип восприятия динамичен, он представляет собой потребление мифа в соответствии с теми целями, ради которых он был создан; читатель переживает миф как историю одновременно правдивую и ирреальную.

 

Конкретный пример чтения мифа - африканский солдат

Возьмем другой пример. Предположим, я сижу в парикмахерской, мне

протягивают номер журнала "Пари-Матч". На обложке изображен молодой

африканец во французской военной форме; беря под козырек, он глядит вверх,

вероятно, на развевающийся французский флаг. Таков СМЫСЛ изображения. Но

каким бы наивным я ни был, я прекрасно понимаю, что хочет сказать мне это

изображение: оно означает, что Франция - это великая Империя, что все ее

сыны, независимо от цвета кожи, верно служат под ее знаменами и что нет

лучшего ответа критикам так называемой колониальной системы, чем рвение, с

которым этот молодой африканец служит своим так называемым угнетателям. И в

этом случае передо мной имеется надстроенная семиологическая система: здесь

есть означающее, которое само представляет собой первичную семиологическую

систему (АФРИКАНСКИЙ СОЛДАТ ОТДАЕТ ЧЕСТЬ, КАК ЭТО ПРИНЯТО ВО ФРАНЦУЗСКОЙ

АРМИИ); есть означаемое (в данном случае это намеренное смешение

принадлежности к французской нация с воинским долгом); наконец, есть

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ означаемого посредством означающего.

 

Прежде чем перейти к анализу каждого элемента ми фологической системы,

следует договориться о терминологии. Теперь мы знаем, что означающее в мифе

может быть рассмотрено с двух точек зрений: как результирующий элемент

языковой системы или как исходный элемент системы мифологической.

Следовательно, нам потребуется два термина; в плане языка, то есть в

качестве конечного элемента первой системы я буду называть означающее

СМЫСЛОМ (Я ЗОВУСЬ ЛЬВОМ, АФРИКАНСКИЙ СОЛДАТ ОТДАЕТ ЧЕСТЬ ПОФРАНЦУЗСКИ), в

плане мифа я буду называть его ФОРМОЙ. Что касается означаемого, то здесь не

может быть двусмысленности, и мы оставим за ним наименование КОНЦЕПТ. Третий

элемент является результатом корреляции первых двух; в языковой системе это

ЗНАК, однако дальнейшее использование этого термина кажется неизбежно

двусмысленным, поскольку в мифе (и в этом заключается его главная

особенность) означающее уже образовано из ЗНАКОВ языка. Третий элемент

мифологической системы я буду называть ЗНАЧЕНИЕМ. Употребление этого слова

тем более уместно, что миф действительно обладает двойной функцией: он

одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: