Цель и задачи исследования.




Основной целью исследования является выявление содержания функции защиты прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации и установление особенностей ее осуществления через различные виды его полномочий.

Цель исследования обусловливает постановку следующих задач:

- исследовать роль и значение судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

- проанализировать теоретические основы соотношения целей, задач, функции защиты основных прав и свобод личности и полномочий Конституционного Суда РФ;

- раскрыть содержание полномочий Конституционного Суда РФ, непосредственно и опосредованно направленных на защиту прав и свобод личности;

- выявить особенности производств по осуществлению полномочий в сфере защиты прав и свобод личности;

- разработать конкретные научно-практические рекомендации по совершенствованию законодательства в целях повышения эффективности реализации функции защиты прав и свобод Конституционным Судом РФ.

Методологической основой исследования являетсядиалектико-материалистический метод, всеобщие принципы научного познания (объективность, всесторонность, полнота, историзм, конкретно-исторический подход, единство теории и практики). В диссертации также использованы общенаучные и частнонаучные методы (комплексный и системный, функциональный и институциональный подходы, формально-юридический и сравнительно-правовой методы).

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, федеральные и региональные законы и иные нормативно-правовые акты, международно-правовые акты в сфере защиты прав и свобод человека.

Эмпирическая основа исследования. Важную часть эмпирической основы исследования составили решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, опыт органов конституционного правосудия в зарубежных странах. В диссертации использованы статистические данные, материалы периодической печати и др.

Научная новизна исследования обусловленакомплексным подходом к исследованию взаимосвязи фундаментальной функции Конституционного Суда РФ по защите прав и свобод человека и гражданина, его полномочий и видов производств в контексте действия конституционного принципа признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Новизна проявляется как в самом подходе к исследованию поставленной проблемы, так и в предлагаемых автором решениях ряда теоретических и практических вопросов.

Научная новизна находит выражение в положениях, выносимых на защиту:

1. В свободном гражданском обществе и демократическом правовом государстве высшей конституционной ценностью является человек, его жизнь, достоинство, здоровье и иные неотчуждаемые блага и ценности. Существенной гарантией пользования ими является защита государством прав и свобод человека и гражданина. В механизме государственной защиты прав и свобод личности особое место занимает судебная защита, обеспечение права на судебную защиту, содержание которого значительно обогатилось, благодаря возможностям действующего с 1991 г. в России Конституционного Суда РФ, осуществляющего конституционный контроль в форме конституционного судопроизводства.

2. В законодательстве и в научной литературе вопрос о целях и задачах конституционного правосудия решается неоднозначно. Практически не делается различия между ними. Соискатель пришел к выводу, что целью конституционного правосудия и конституционного судопроизводства служит обеспечение и защита верховенства Конституции РФ, обладающей высшей юридической силой, ее прямого действия на всей территории государства, то есть достижение и поддержание правового режима конституционности.

Объективная необходимость соблюдения принципа конституционности как цели в законотворчестве, в судебной и иной правоприменительной практике определяет основные задачи, решаемые Конституционным Судом РФ. Одной из фундаментальных задач деятельности Конституционного Суда РФ является защита прав и свобод человека и гражданина, наряду с защитой иных основ конституционного строя и разнообразных конституционных ценностей. Задаче защиты прав и свобод личности подчинено одно из ведущих направлений деятельности Конституционного Суда РФ, составляющая содержание его функции – защиты прав и свобод человека и гражданина.

Такой подход к соотношению цели, задач и функций Конституционного Суда РФ требует внесения известных уточнений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и иные законы, при формулировке соответствующих положений.

3. В законодательстве и отечественной научной литературе нередко отождествляются функции и полномочия Конституционного Суда РФ, либо рассматриваются лишь общесоциальные функции как направления воздействия деятельности Конституционного Суда РФ на различные стороны общественной и государственной жизни.

Соискатель полагает, что необходимо наряду с общесоциальными функциями Конституционного Суда РФ различать компетенционные (юрисдикционные) функции, преследующие достижение цели и выполнение задач конституционного правосудия. Осуществление функций Конституционного Суда РФ возможно в правовом государстве лишь через реализацию его полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Реализация функции защиты прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ осуществляется через ряд его полномочий.

4. Основными полномочиями Конституционного Суда РФ, прямо и непосредственно направленными на реализацию функции защиты основных прав и свобод человека и гражданина, является проверка конституционности законов, осуществляемая по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и запросам судов в порядке конкретного нормоконтроля, осуществляющаяся в соответствующих видах производств в Конституционном Суде РФ.

Для данных видов производств характерны: единый предмет рассмотрения (примененный или подлежащий применению закон); наличие конкретного дела в суде или ином правоприменительном органе (конкретный контроль); единые критерии допустимости и основания (критерии) проверки конституционности закона; единые итоговые решения и юридические последствия.

Различия состоят в субъектах обращения, а также в том, что в производстве по запросам судов круг законов, проверяемый на конституционность, может быть более широким, нежели тех законов, положения которых нарушают конституционные права граждан, как это имеет место в производстве по жалобам физических и юридических лиц.

Анализ определений Конституционного Суда РФ показывает, что необходимо более четкое законодательное закрепление условий (критериев), по которым конституционная жалоба гражданина и запрос суда могут быть отклонены. Поскольку для Конституционного Суда РФ достаточным критерием является то, что обжалуемый закон «затрагивает» конституционные права и свободы лиц, но для гражданина и судьи необходимо наличие убежденности в том, что обжалуемый закон нарушает конституционные права и свободы, т.е. жалоба должна быть обоснована в конституционно-правовом отношении.

В целях повышения эффективности осуществления функции защиты основных прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ, предлагается:

- расширить субъектный состав должностных лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд РФ в производстве о проверке конституционности законов по конституционным жалобам путем предоставления указанного права прокурорам субъектов РФ и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ, Министру юстиции РФ; следует законодательно закрепить право муниципальных образований, национально-культурных объединений на обращение с жалобами на нарушение их коллективных прав и свобод.

- поддержать предложения и законодательно закрепить право Конституционного Суда РФ по проверке нормативных актов, конкретизирующих законы, по существу составляющих единый предмет нормативного регулирования (указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др.). Проверка таких актов Конституционным Судом РФ необходима в тех случаях, когда без нее невозможно установить системные связи между Конституцией РФ, обжалуемыми нормами закона и подзаконными актами.

5. Осуществление Конституционным Судом РФ полномочий по толкованию Конституции Российской Федерации, рассмотрению дел о конституционности нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля, разрешению споров о компетенции и реализация иных полномочий содействует осуществлению функции защиты прав и свобод личности, т.е. указанная функция реализуется опосредованно. В целях усиления возможностей защиты прав и свобод человека и гражданина предлагается:

- расширить круг субъектов обращения в Конституционный Суд РФ с запросами о толковании Конституции РФ, предоставив такое право Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, конституционным и уставным судам субъектов РФ, Министру юстиции РФ, Генеральному прокурору РФ;

- дополнить Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» положением, согласно которому, граждане и их объединения имеют право ставить перед компетентными органами вопрос об их инициативе по проверке законов в порядке абстрактного контроля, с указанием в законе об обязательности рассмотрения такого обращения граждан и их объединений и о необходимости уведомления граждан и их объединений о результатах рассмотрения обращения;

- поддержать предложение об обязательной проверке Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции РФ подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации, затрагивающих основные права и свободы граждан;

- внести дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», включив в ст. 3 полномочие Конституционного Суда РФ, установленное Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», по проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Федерации по поставленному вопросу (вопросам) по запросу Президента РФ, а также Верховного Суда РФ, и специальную главу, определяющую правила производства по этой категории дел.

6. Конституционному Суду РФ надлежит самостоятельно раскрыть содержание полномочий законодательной инициативы и посланий Федеральному Собранию Российской Федерации. Следует дополнить Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» положением об обязанности Конституционного Суда РФ направлять ежегодные послания Федеральному Собранию РФ, в том числе по вопросам конституционности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

7. В целях оперативности рассмотрения дел следует поддержать предложения о законодательном закреплении вынесения решений Конституционным Судом РФ по распространению ранее сформулированных правовых позиций на тождественные, аналогичные, сходные конституционно-правовые ситуации, без предварительного публичного их рассмотрения, и тем самым снять возникающие в практике судов общей и арбитражной юрисдикции сомнения относительно их юридической силы и соответствующих юридических последствий.

8. При адекватном использовании Конституционным Судом РФ правовых позиций Европейского Суда по правам человека в мотивировке собственных правовых позиций в резолютивной части решений Конституционного Суда РФ наряду со ссылкой на установления Конституции Российской Федерации возможно дополнительное указание на общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере прав и свобод человека и гражданина.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и обобщения положения способствуют формированию четких представлений о цели, задачах, функциях, полномочиях и видах производств в Конституционном Суде РФ при осуществлении функции защиты прав и свобод личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения могут быть использованы при совершенствования правового регулирования деятельности Конституционного Суда РФ, повышении эффективности реализации его функции защиты прав и свобод человека и гражданина.

Результаты проведенного исследования могут быль использованы в дальнейших научных исследования, в учебном процессе юридических вузов по курсам «Конституционное право России», «Конституционное правосудие» и спецкурсам по вопросам судебного конституционного контроля.

Материалы и результаты исследования были использованы в преподавании курса конституционного права России и конституционного правосудия в Российской академии правосудия.

Апробация результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение на кафедре конституционного права ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». Основные положения диссертационного исследования были изложены в четырех научных публикациях автора.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе кафедры конституционного права ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Структура и объем диссертационной работы. Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографии.

Содержание диссертационной работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель и задачи исследования, указывается на степень разработанности меты диссертации, перечисляются применяемые в диссертации методы исследования, дается характеристика научной новизны исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, характеризуется теоретическое и практическое значение диссертации, описываются апробация основных результатов исследования и его структура.

Глава I «Роль Конституционного Суда Российской Федерации в реализации обязанности государства по защите основных прав и свобод человека и гражданина» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Конституционные основы права на судебную защиту основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» автором исследования освещаются конституционные аспекты понятия права на судебную защиту человека и гражданина в Российской Федерации, гарантий судебной защиты и суда, как органа государственной власти, осуществляющего самостоятельную государственную функцию защиты прав и свобод человека и гражданина.

Признание, соблюдение (обеспечение, реализация) и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации являются критериями организации и деятельности демократического правового государства в лице его органов, определяющими их функциональные цели, задачи и полномочия.

Принцип полноты взаимозависимости прав человека предполагает, что государство в одинаковой мере гарантирует, реализует и защищает личные, политические, экономические и культурные права и свободы личности. Обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий (гарантий) для их реализации и механизма их защиты.

Под защитой прав и свобод человека и гражданина понимается регламентированный правом комплекс особых процедур и мер, осуществляемых правоприменительными органами, созданными в соответствии с Конституцией РФ, в рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права, что определяет формы конституционно-правовой защиты прав и свобод.

При всей эффективности деятельности органов государственной власти и негосударственных правозащитных организаций, наиболее эффективным способом защиты прав и свобод является судебная защита прав и свобод человека и гражданина, которая занимает центральное место в механизме защиты прав и свобод.

Судебная защита требует правового механизма ее реализации, включающего полномочия судебных органов и гарантии обеспечения права на судебную защиту. Закономерным проявлением современного периода становления России как правового государства является усиление влияния судебной власти, перерастание судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

Анализ происходящей в Российской Федерации поэтапной судебной реформы позволяет сделать вывод о постепенном комплексном решении проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы. Следует констатировать, что судебная реформа в России принесла достаточно большие положительные результаты реализации конституционного права на судебную защиту, в том числе благодаря возможностям действующего с 1991 г. в России судебного конституционного контроля в лице Конституционного Суда РФ.

Во втором параграфе «Соотношение функции защиты конституционных прав и свобод личности и полномочий Конституционного Суда РФ, осуществляемых в конкретных видах производств» автором исследования анализируются теоретические и практические подходы к определению цели, задач, функций и полномочий Конституционного Суда РФ и их соотношению.

В современной правовой науке термин «функция» употребляется для определения главных направлений воздействия на общественные отношения государства, права, конституции, органов государственной власти, юридической ответственности и т.д. Функция – производная, вторичная категория по отношению к целям и задачам, под функцией понимается практическая реализация целей и задач. Если цели и задачи ориентированы на конкретный результат деятельности субъекта общественных отношений, то функция – на процесс достижения цели и решения задач.

Как отмечает С.С. Алексеев, в настоящее время наблюдается смыкание функций государства и права, когда по мере развития цивилизации, демократии и культуры право обогащается и как бы меняется местами с государственной властью, ограничивая и связывая саму власть[1].

Следует отметить что как и государство в целом, судебная власть призвана реализовать определенный вид государственной деятельности и обеспечивать выполнение возложенных на нее государственных функций, в том числе функции защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом, та или иная функция судебной власти заключается в разрешении возникающих в обществе конфликтов правового характера. Автором делается вывод, что функции судебной власти не только напрямую производны от функций государства, но и в своем содержании базируются на правовых и общесоциальных функциях права.

Судебная власть реализует свои цели и задачи через функции, т.е. направления деятельности. В отечественной науке традиционно выделяют две основные функции: правосудие и судебный контроль, при этом новой формой судебного контроля является конституционный контроль. Эти функции судебной власти являются исключительными. Функции как основные направления деятельности судебной власти обусловливают состав ее полномочий в системе государственно-властного механизма.

В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» не проводится различий между целями и задачами Конституционного Суда РФ, что является определенным недостатком указанного закона. В работе анализируются различные научные подходы к определению и соотношению цели и задач Конституционного Суда РФ. Целью конституционного правосудия является обеспечение и защита верховенства и прямого действия Конституции РФ в деятельности всех субъектов общественных отношений, т.е. правового режима конституционности на всей территории Российской Федерации. Цель деятельности любого органа государственной власти выражается в конкретных задачах и реализуется посредством выполнения определенных функций. Цель обеспечения и защиты верховенства и прямого действия Конституции РФ конкретизируется в задачах, которые определяют функции Конституционного Суда РФ. Главными задачами деятельности Конституционного Суда РФ являются обеспечение и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных идеалов и ценностей, таких как народовластие, суверенитет Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина и другие, закрепленные в Преамбуле, в главе 1 «Основы конституционного строя» и главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Определение цели и задач деятельности Конституционного Суда РФ, адекватной современной концепции правового государства – ключевой вопрос для регулирования его статуса нормативными правовыми актами и его деятельности, что приводит к выводу о необходимости их четкого законодательного закрепления.

Деятельность, направленная на достижение цели и решение задач Конституционного Суда РФ определяет содержание функций конституционного правосудия. В работе раскрывается содержание научной дискуссии по вопросу о том, какие же функции выполняет Конституционный Суд РФ. Автором анализируются традиционно выделяемые в отечественной науке признаки функции применительно к деятельности Конституционного Суда РФ по защите прав и свобод человека и гражданина. Функция Конституционного Суда РФ по защите прав и свобод личности, является основной, что обусловлено способностью более эффективного решения задач, стоящих перед судебной властью, частотой использования в судебной практике, возможностью непосредственно и по существу решать возникшие конфликты.

Осуществление функций Конституционного Суда РФ происходит через реализацию его полномочий, установленных Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». При этом содержание термина «функция» шире содержания термина «полномочие» Конституционного Суда РФ. Понятие функции нельзя свести к полномочиям, правам и обязанностям органов конституционного правосудия. Принадлежащая Конституционному Суду РФ та или иная функция реализуется через ряд полномочий. Полномочия Конституционного Суда РФ разнообразны по своему характеру и предназначению, их традиционно классифицируют на основные и дополнительные.

Защита прав человека и гражданина Конституционным Судом РФ фигурирует как сквозная функция при осуществлении любых полномочий Конституционного Суда РФ. Функция Конституционного Суда РФ по защите прав и свобод личности реализуется через целый ряд принадлежащих ему полномочий, поскольку охрана и защита Конституции и защита прав и свобод неотделимы и неразрывны.

 

Глава II «Судебно-конституционные процедурные формы реализации функции защиты основных прав и свобод человека и гражданина» состоит из двух параграфов и посвящена исследованию реализации функции защиты основных прав и свобод человека и гражданина через полномочия Конституционного Суда РФ.

В первом параграфе «Проверка конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина по жалобам граждан и по запросам судов» автором диссертации исследуется специфика реализации функции непосредственной защиты основных прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации.

Автором рассмотрены теоретические и практические вопросы предмета обращения, субъектах права на обращение, условия допустимости обращения в Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение основных прав и свобод и запросам судов. Автором выявлены общие признаки этих видов производств и их различия. Следует отметить, что предмет запроса суда значительно шире предмета конституционной жалобы гражданина, т.е. предметом запроса может быть закон любого содержания, что существенно расширяет возможности суда по осуществлению судебного контроля за нормативно-правовыми актами.

Формулировка в действующем Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» «закон, подлежащий применению» по жалобам граждан, их объединений и по запросам судов расширила правозащитные возможности Конституционного Суда РФ. Это позволяет Конституционному Суду РФ рассмотреть норму закона с учетом особенностей применения ее к данному гражданину, т.е. позволяет учесть правоприменительную практику при выявлении конституционно-правового смысла обжалуемой нормы и ее соотношения с нормой Конституции РФ

Проведенный в работе анализ решений Конституционного Суда РФ показывает, что не только законы, но и акты иного уровня могут быть предметом проверки в Конституционном Суде РФ (под актами иного уровня подразумеваются подзаконные акты, регулирующие отношения, являющиеся по существу предметом закона, например указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, постановления Государственной Думы РФ об амнистии, имеющие нормативный характер). Проверка таких актов осуществляется, поскольку без нее невозможно установить системные связи между Конституцией РФ, обжалуемыми нормами закона и подзаконными актами.

При исследовании вопроса о субъектах права на обращение в Конституционный Суд РФ автором проанализирована практика Конституционного Суда РФ по решениям по обращениям Генерального прокурора РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ в контексте их полномочий по защите прав и свобод граждан. Поскольку Конституционный Суд РФ при реализации функции защиты прав и свобод человека и гражданина связан наличием конституционной жалобы, автором делается вывод о необходимости расширения субъектного состава должностных лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд РФ в производстве о проверке конституционности законов по жалобам граждан и запросам судов.

В указанном параграфе рассматриваются и анализируются критерии допустимости жалоб граждан на нарушение основных прав и свобод и запросов судов в Конституционный Суд РФ. Поскольку Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не дает четкого определения критериев допустимости жалоб граждан и запросов судов, касающихся нарушения законом конституционных прав и свобод физических и юридических лиц, для Конституционного Суда РФ достаточным критерием является то, что обжалуемый закон «затрагивает» конституционные права и свободы лиц, но для гражданина и судьи необходимо наличие убежденности в том, что обжалуемый закон нарушает конституционные права и свободы. Анализируя определения Конституционного Суда РФ, автор диссертации пришел к выводу, что необходимо более четкое законодательное закрепление критериев, по которым конституционная жалоба гражданина и запрос суда могут быть отклонены.

В диссертационном исследовании уделяется внимание использованию Конституционным Судом РФ норм международного права и правовых позиций Европейского Суда по правам человека. Автором отмечено, что указание правовых позиций Европейского Суда по правам человека в решениях Конституционного Суда РФ для мотивирования собственных правовых позиций не достаточно.

 

Во втором параграфе «Реализация функции защиты прав и свобод человека и гражданина в процессе толкования Конституции РФ, рассмотрения дел о конституционности нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля, разрешения споров о компетенции и осуществления иных полномочий Конституционным Судом РФ» автором проводится исследование влияния указанных полномочий Конституционного Суда РФ на осуществление косвенной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Автором проведено исследование теоретических вопросов осуществления официального толкования Конституции РФ. Общий характер установлений Конституции РФ в соотнесении с конкретными жизненными ситуациями порождает подчас неопределенность в истинном понимании их смысла и тем самым противоречивую практику их применения. Автором работы проведен анализ практики Конституционного Суда РФ по делам о толковании статей Конституции России, который приводит к выводу, что решения Конституционного Суда РФ прежде всего направлены на реализацию основных принципов демократии и правового государства, утверждения принципа разделения властей, а следовательно, и на повышение эффективности выполнения функции защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

В исследовании отмечается, что в перечне субъектов обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции отсутствуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что, с нашей точки зрения, является недостатком указанного закона, поскольку именно органы исполнительной власти субъектов РФ призваны обеспечивать исполнение законов, а в процессе правоприменения могут возникать вопросы, касающиеся сомнений в конституционности применяемых норм.

Поскольку официальное толкование Конституции РФ, осуществляемое Конституционным Судом РФ, обладает общеобязательной силой, служит установлению конституционной законности на всей территории России, а следовательно, способствует осуществлению функции защиты прав и свобод.

В работе исследуется реализация функции защиты прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ посредством осуществления проверки конституционности законов, иных нормативных правовых актов, внутригосударственных и международных договоров в порядке абстрактного нормоконтроля и разрешению споров о компетенции, поскольку в данном случае предметом рассмотрения в Конституционном Суде являются положения законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, других нормативных актов и договоров, которые затрагивают конституционные права и свободы личности.

Автором проведено исследование реализации полномочия Конституционного Суда РФ по проверке конституций (уставов), законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ, вопросам совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, а также договоров между указанными органами государственной власти. Указанные полномочия направлены на обеспечение единства правового регулирования в Российской Федерации, на защиту основных прав и свобод.

Договоры по разграничению предметов ведения и полномочий в различных областях общественных отношений, почти всегда затрагивают в той или иной степени основные права и свободы граждан. Полномочие Конституционного Суда РФ о проверке конституционности внутригосударственных договоров может рассматривается как эффективное средство урегулирования разногласий между уровнями и ветвями власти. Трудность, стоящая перед Конституционным Судом РФ заключается в том, что федеральная Конституция детально не определяет компетенцию субъектов Федерации. Ее можно выявить лишь путем системного толкования конституционных положений предмета ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Функция защиты основных прав и свобод человека и гражданина реализуется Конституционным Судом РФ через его полномочие по нормоконтролю как абстрактному, так и конкретному, а федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ставя перед Конституционным Судом РФ вопросы о конституционности нормативно-правовых актов, способствуют в том числе реализации функции защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

В практике Конституционного Суда РФ споры о компетенции носят единичный характер и такие дела разрешались, в основном, в начале его деятельности. В настоящее время, Конституционный Суд РФ решает вопросы о компетенции косвенно, посредством проверки законов и иных нормативно-правовых актов. Разрешение споров о признании, отрицании, присвоении компетенции, о противоречиях и совпадениях в компетенции органов государственной власти имеет огромное значение для становления правового государства, поддержания конституционно установленного принципа разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий. Это полномочие Конституционного Суда РФ может рассматриваться как содействующее реализации функции защиты прав и свобод человека и гражданина.

Автором исследована практика реализации дополнительных полномочия Конституционного Суда РФ и определено их значение для реализации функции защиты основных прав и свобод.

Проанализирована практика Конституционного Суда РФ по обращениям органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, а также граждан и их объединений, связанных с проверкой конституционности функционирования институтов прямой демократии в Российской Федерации. Автор полагает, что требованием современной правовой действительности является необходимость внесения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» специальной главы, определяющей правила производства и пределы проверки по этой категории дел.

Значение права законодательной инициативы Конституционного Суда РФ, как формы содействия законотворчеству определяется использованием Конституционным Судом РФ права законодательной инициативы в целях защиты прав и свобод личности можно только в той мере, в какой Конституционным Судом РФ было использовано это право, в части касающейся совершенствования Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Кроме того, содействие законотворчеству Конституционным Судом РФ осуществляется через указание в его решениях на пробел в законодательном регулировании общественных отношений в случае признания положений проверяемого закона не соответствующими Конституции РФ и на необходимость преодоления этого пробела путем нового варианта регулирования с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.

В диссертационном исследовании рассмотрен вопрос об использовании права посланий Конституционным Судом РФ. Право посланий является одной из важнейших форм взаимодействия судебной и законодательной властей. Бесспорно, что Конституционный Суд РФ апеллирует к законодателю и исполнительной власти в своих решениях. Однако, использование Конституционным Судом предоставленного ему права посланий, с нашей точки зрения, могло бы оказывать большое воздействие на законодательные и исполнительные органы государственной власти в их деятельности, прежде всего, по защите конституционных прав и свобод личности, в том числе опосредованно влиять на исполнение решений Конституционного Суда РФ, информировать должностных лиц и граждан Российской Федерации о состоянии конституционности в стране. Осуществлению данного права препятствует отсутствие должного законодательного регулирования.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, кратко излагаются основные выводы и предложения по совершенствованию правовой регламентации функции защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ.

 

 

Основные положения диссертационного исследования были опубликованы в следующих изданиях, рекомендованных ВАК:

 

1. Марокко Н.А. Проблемы конституционной судебной защиты прав и свобод гражданина // Право и государство: теория и практика. 2006. № 5. 0,5 п.л.

2. Марокко Н.А. О правовой природе решений Конституционного Суда Российской Федерации // Российский судья. 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: