Понятие коммуникации. Механическая и деятельностная парадигмы
Под коммуникацией подразумевают общение - обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Сразу же следует отметить, что слово ‘обмен’ в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника.
Это – весьма существенное замечание, разделяющее подход к коммуникации на две парадигмы: механистическую и деятельностную. Под парадигмой здесь подразумевается система близких взглядов ряда ученых, совпадающих по своим основополагающим принципам.
Механическая парадигма – понимает коммуникацию как последовательный линейные процесс передачи данных от одного человека или группы к другому. Начало 20 века, связанна с техническим прогрессом.
Деятельностная прадигма – коммуникация рассматривается как непрерывный процесс взаимодействия людей, в ее рамках участники коммуникации равноправны и вместе генерируют сообщение. Субъект-субъектный подход (Бахтин, Бард, Мамардашвили)
В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.
Для механистического подхода характерно рассмотрение человека как механизма (механицизм = ‘философия заводной игрушки’), действия которого могут быть описаны определенными конечными правилами, контекст внешней среды коммуникации здесь рассматривается как шум, помеха. Для другого подхода характерны процессуальность, континуальность, контекстуальность. В целом, последний подход более близок к реальности жизни и более гуманистичен. В то же время, для некоторых прикладных применений теории коммуникации не вредно пользоваться механистическими метафорами (обмен информацией), не забывая при этом об условности этого термина.
|
Технический, естественнонаучный и социальный подходы к определению коммуникации.
Технический: коммуникация –это процесс взаимодействия между двумя техническими устройствами объединенными в сеть и формирующими определенную целостность.
Система – это объединенный общей целью, причинно-следственной связью, набор элементов.
Минусы: не учитывается роль человека, а без человека техника не функционирует; у техники и у взаимодействия технических средств без человека отсутствует цель; отсутствие у большинства людей навыка использования техники.
Естественно-научный: коммуникация – это процесс обмена символами между живыми существами
Минусы: обмен не происходит на уровне осмысления; нет четко осознанной цели.
Социальный: коммуникация – это осмысленный, целенаправленный процесс информационного взаимодействия между индивидами, группами, общностями с помощью различных средств и инструментов и всегда имеющий какой-либо результат.
Характеристики:
· Наличие рационально-логического основания и мотивации
· Всегда есть цель, даже если она не очевидна
|
· Коммуникация – это длительный постоянный процесс
· Коммуникация многоканальна
· Результат есть всегда
· Значимость (социальная, личная и т.д.)
Коммуникативная субстанция: типы субстанции, специфические черты каждого типа.
Коммуникационные субстанции – это содержание сообщения. Субстанция (мат. или немат.) – бесформенная, зачастую, неупорядоченная идея или материя.
- Материальная субстанция – служит основанием для формирования объектов материального мира. Материальный предмет всегда имеет в себе информацию о том контексте культуры, который существовал в момент его создания. Все материальное пространство, которое нас окружает, состоит из знаков культуры. Для того, чтобы расшифровать знаки, нужны носители или прямые потомки носителей данной культуры.
- Идеальный – формирует информацию, не содержащуюся в объектах материального мира. Мысль – высказанная мысль – идея. Это слова, эмоции, переживания, чувства.
- Материально-идеальный. Материальные предметы, сущность и назначение которых носят природу идеального, например, книга. Вне данных типов информации не существует.
Типы взаимодействий между объектами коммуникации.
1)Коммуникация - всегда имеет цель(даже общение в интернете)
2)Коммуникация-это всегда осмысленный процесс(оцениваем исходя из собственного опыта)
3)В процессе коммуникации должны быть задействованы как минимум 2 человека
4)Исследование искусственных знаковых систем(жесты, речь, мимика, рисунки)