Окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель ОСГУДА-ШРАММА
Её главная отличительная черта – постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации.
Другая её особенность определяется тем, что если Шеннона интересовали в первую очередь каналы – медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили своё внимание на поведение главных участников коммуникации – отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения.
Обзор определений «коммуникации» проведенный У.Шраммом, позволил выделить то общее, что их объединяет – существование набора информационных знаков. В этот набор могут входить не только факты, предметы, но и эмоции, латентные значения («беззвучный язык»).
Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково.
Коммуникатор и реципиент имеют «фонд используемых значений», «рамки соответствия» и область, в которой они могут успешно общаться, находится в «перехлёсте » их «рамок ».
Успех коммуникации зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу. Профессор отделения журналистики Мемфисского университета Дж.ДеМотт указывает на то, что между средствами массовой информации и их аудиторией сложилось некое молчаливое соглашение, договор (MassCommPact), определяющий обязанности СМК по отношению к аудитории, и обязанности аудитории по отношению к СМК. Несовершенство этого договора заключается в том, что точки зрения потребителей информации и ее производителей на круг этих обязанностей неодинаковы.
|
Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен.
(Некоторые исследователи, идут в этом направлении ещё дальше, утверждая, что вся внутренняя жизнь человека складывается исключительно из уникального сочетания того, что он видел, слышал и запоминал в течение всей своей жизни)
Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает впечатление «равноправия» сторон в процессе коммуникации. А между тем, часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются столь уж равноправными участниками коммуникации, и циркулярная модель, уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия в процессе коммуникации. Впоследствии Шрамм видоизменил свою модель применительно к условиям массовой коммуникации.
Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая «формула ЛАССУЭЛЛА »:
Известнейший американский исследователь политики и пропаганды Гарольд Лассуэлл – американский исследователь коммуникации в политической сфере, оказавший существенное влияние на современную политологию и теорию массовой коммуникации, был также профессором права в университете Нью-Йорка, читал лекции в университетах всего мира, давал консультации многочисленным политикам) предложил следующую формулу коммуникации:
|
Эта формула считается классической.
В данной интерпретации выделяются участники и элементы коммуникативного акта: коммуникатор, сообщение, получатель, канал, последствия.
Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса:
«Кто говорит » – изучение коммуникатора;
«Что говорит » – контент-анализ сообщений;
«Кому » – исследования аудитории;
«По какому каналу » – изучение СМК (средство);
«С каким результатом » – измерение эффективности коммуникации.
Далее можно наметить сферы исследования коммуникации в соответствии с предложенным разделением ролей участников:
§ исследование управления,
§ исследование содержательной стороны коммуникации,
§ исследование аудитории,
§ исследование коммуникативной среды,
§ исследование коммуникативного воздействия.
Для знакомства с опытом исследований процесса коммуникации эта схема даже сегодня является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит элементы между собой.
Обобщающий характер формулы подразумевает включение в её структуру всех факторов, имеющих влияние на процесс коммуникации. Так что, каждый элемент формулы в действительности является совокупностью переменных. Так, например, нельзя подвергнуть сомнению влияние на восприятие коммуникатора характера его позиции, установок, внешности и многих других характеристик.
Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше.
Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор.
Формула Лассуэлла отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации: она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять нареципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.