Предмет, пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи




Действующее законодательство нормативно не определяет предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

В литературе в предмет прокурорского надзора традиционно включают:

ü соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи в различных областях государственной, экономической, культурной и семейной жизни со стороны соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий;

ü соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи со стороны родителей и лиц, осуществляющих воспитание несовершеннолетних;

ü соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при расследовании и судебном рассмотрении дел о совершенных ими преступлениях, правонарушениях или дел о защите их интересов;

ü выявление причин и условий, которые, являясь нарушением законов, способствуют совершению несовершеннолетними преступлений и правонарушений, либо преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи включает в себя несколько направлений. Основными из них являются: осуществление надзора за исполнением законов об образовании; за исполнением законодательства о трудоустройстве и трудовой занятости несовершеннолетних; за исполнением законодательства об охране здоровья несовершеннолетних и молодежи; за исполнением законодательства об охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за исполнением законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; об исполнении законодательства об усыновлении, опеки и попечительстве.

Прокурорский надзор и за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи носит инициативный характер, независимо от отрасли или направления деятельности прокуратуры, в которой он осуществляется.

Инициативный характер надзора объясняется тем, что несовершеннолетние и молодежь не всегда могут сами добиваться восстановления нарушенных прав и законных интересов в силу возрастных особенностей («дети еще очень слабо ориентируются в социальном отношении, плохо знают свои права и реальные возможности их обеспечения») и зависимого положения от родителей, воспитателей и администрации соответствующих учреждений.

Пределы:

По кругу поднадзорных органов и учреждений данное направление прокурорской деятельности включает в себя:

1. Систему органов и учреждений, обеспечивающих и охраняющих права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, состоящую из:

ü комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

ü органов опеки и попечительства;

ü органов управления социальной защитой населения;

ü органов внутренних дел;

ü органов управления здравоохранением;

ü органов управления образованием;

ü органов по делам молодежи.

2. Круг должностных лиц, граждан и учреждений, специально наделенных правами и обязанностями по воспитанию несовершеннолетних.

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

ü социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

ü социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних;

ü центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

ü специальные общеобразовательные школы открытого типа;

ü специальные профессиональные училища открытого типа.

Закрытые воспитательные учреждения включают в себя мужские и женские воспитательные колонии строгого и общего режима.

Кроме того, в эту группу также входят родители, опекуны, попечители, и патронатные семьи.

По кругу нормативно-правовых актов предмет надзора включает в себя:

Международно-правовые акты, состоящие из (основные из них): Конвенции о правах ребенка; Конвенции об охране материнства; Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу; Конвенция об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах; Конвенция о ночном труде подростков в промышленности;

Систему федеральных законов, касающихся прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, состоящую из: Конституции РФ (ст. 38); ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ФЗ РФ «Об образовании»; ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Нормы Трудового кодекса; УПК РФ; Семейного кодекса РФ; УК РФ; УИК РФ и т.п.

3. Законодательства субъектов РФ, касающегося прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи осуществляется на основе ФЗ «О прокуратуре РФ», однако сам Закон о прокуратуре напрямую не определяет ни предмет, ни правовых средств надзора. Эти вопросы находят свое отражение в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: