Проведение прокурорских проверок
Основной метод осуществления прокурорской деятельности. Законодательство не определяет ни порядок, ни формы. Поводы ст.21 ФЗОП – проверка может проводиться только при наличии сведений о нарушении закона.
1 обращение в органы или учреждения прокуратуры с заявлением
2 публикации в СМИ
3 материалы уголовных и судебных дел
4 материалы административного производства
5 непосредственное обнаружение прокурорскими работниками фактов нарушения законодательства
6 проверки административных органов, осуществляющих административное задержание и исполняющих административные меры по ограничению свободы передвижения и личной свободы человека и гражданина - личный инициативный характер проверки прокурорских работников, не требуют специального повода.
Виды
По характеру
- текущие - в связи с поступившем обращением
- плановые - государственные и муниципальные органы на основаниях обобщения статистических данных, прокурорских практик
По предмету
- комплексные - проверка соблюдения нескольких законов в каком-то одном органе или учреждении
- сквозные - соблюдение 1 или нескольких законов в нескольких органах и учреждениях одновременно
- целевые (проверка одного закона).
По поводу
- инициативные (как правило плановые)
- общий порядок - при сообщении о правонарушении.
По числу проверяемых объектов и проверяющих субъектов
- совместные (несколько органов 1 объект)
- одновременные (параллельно в нескольких объектах 1 или несколькими органами)
По времени
- первичные
- повторные (контрольные), направленные на получение сведений об устранении ранее выявленных нарушений.
Этапы
Перед проверкой направляется информационное письмо о предстоящей проверке с указанием
ü предмета проверки
ü характера проверки
ü период проверки
ü указывается необходимость подготовки документации
ü сотрудники прокуратуры, которые будут участвовать + иные добавленные специалисты + должности/классные чины
Подготовительный
ü изучение законодательства, определение задач проверки;
ü ознакомление с материалами ранее проведенных проверок
ü определение круга НПА, которые будут проверяться
ü определение тактики и методики проведения проверки
ü определение типичных нарушений, которые возникают в связи с проверяемым законодательством
ü определение круга специалистов, которые будут участвовать или подготовят какие-то, например, вопросы
ü составление плана и программы проверки
2 проверка - получение информации
1 не связанная с выездом на территорию объектов
2 выездная
Составление документов по результатам
- если нарушений нет - справка
- если нарушения есть - справка -> в зависимости от характера нарушения выносится тот и ли иной акт прокурорского реагирования. Справка в 2х экземплярах.
Деятельность прокурора в сфере административной юрисдикции.
Статья 25.11. Коап РФ
Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
При применении данной статьи необходимо руководствоваться требованиями ФЗОП.
В соответствии с ФЗОП прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, вправе:
ü возбуждать производство по делам об административных правонарушениях;
ü требовать от руководителей и должностных лиц для ознакомления и выяснения возникающих вопросов материалы дел об административных правонарушениях;
ü знакомиться с этими материалами;
ü вызывать должностных лиц по поводу нарушений, допущенных при разрешении дел об административных правонарушениях;
ü освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
ü опротестовывать противоречащие закону правовые акты, вынесенные в связи с разрешением дела об административном правонарушении;
ü участвовать в рассмотрении административного дела, заявлять ходатайства;
ü в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях реализуется также в ходе рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Рассматривая заявления, жалобы и иные обращения граждан, осуществляя личный прием граждан по поводу разрешения дел об административных правонарушениях, прокурор принимает меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан.
Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение прокурора по жалобе на постановление суда по делу об административном правонарушении может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Наряду с указанными действиями прокурор, осуществляя надзор за соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе также вносить представления в государственные органы, должностным лицам об устранении нарушений закона.