ФЗ «о противодействии коррупции», ФЗОП, ФЗ «об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА»
Приказ ГП «об организации и проведении антикоррупционной экспертизы в НПА»
Коррупция - злоупотребление служебным положением; дача взятки; получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп; иное незаконное использование ФЛ своего должностного положения и ЮЛ, вопреки законным интересам общества и государства в целях получения денежной или иной имущественной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
Коррупцию рассматривают как одну из системных угроз безопасности РФ и принимают меры к усилению борьбы с ней и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений государственных и муниципальных служащих служебными полномочиями.
Важнейшей задачей надзорной деятельности считается своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.
Прокурор является основным координатором антикоррупционной деятельности.
Основное полномочие - проведение антикоррупционной экспертизы нормативно -правовых актов (нормативно - правовые акты, которые издаются государственных и муниципальных органах, входящих в предмет надзора).
В случае, если прокурор обнаруживает в проекте нормативного акта коррупциогенный фактор, он вносит требование об изменении нормативно - правового акта с обязательным предложением об устранении коррупциогенного фактора. Требование вносится в письменной форме, правом вынесения такого требования обладает прокурор или его заместитель, содержание данного требование образует предложение прокурора об отмене нормативно - правового акта, внесение изменений в нормативно - правовые акты, а также иное предложение, направленное на устранение коррупциогенного фактора. В случае невыполнения требования прокурора, он вправе обратиться в суд в порядке, устанавливаемом действующим законодательством. Указанное требование прокурора подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента поступления. В случае, если это требование направлено в представительный орган, то на его ближайшем заседании. До рассмотрения требование может быть отозвано соответствующим или вышестоящим прокурором. О результатах рассмотрения требования прокурору сообщается в письменной форме.
|
Виды коррупциогеннвых факторов:
-широта полномочий, которые применяются по усмотрению органов.
-определение полномочий должностного лица или органа по формуле «вправе», то есть предоставление должностному лицу или органу диспозитивных полномочий
-выборочное изменение объема прав (выражается в необоснованном исключении из общих правил)
-чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, то есть наличие большого количества бланкетных и отсылочных норм)
-принятие нормативно - правовых актов за пределами компетенции
-заполнение законодательных пробелов подзаконными НПА
-отсутствие или неполнота административных процедур
-отказ от конкурсных и аукционных процедур
-наличие завышенных требований
-лингвистическая неопределенность
Существует Управление по надзору на исполнением законодательства, деятельность которого направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции и ее проявлениям, представляющим повышенную общественную опасность.
|
В этих целях Управление выполняет основные задачи по обеспечению:
ü организации и осуществления эффективного прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, направленной на выявление, пресечение и расследование коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность;
ü привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности;
ü защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных проявлений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском и арбитражном процессах в пределах полномочий, предоставленных законодательством, а также возмещения причиненного вреда;
ü своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий.