Акты прокурорского надзора – это по сути формы реализации полномочий по устранению нарушений законов (акты прокурорского реагирования на выявленные правонарушения).
В документах прокурорского реагирования нужно излагать сущность, негативные последствия, вопрос об их устранении и ответственность виновных лиц. Каждый из актов прокурорского реагирования предполагает выполнение специфичных требований.
Акты прокурорского реагирования:
ü протест;
ü представление;
ü постановление;
ü предостережение;
ü информация президенту РФ;
ü иски, исковые заявления в суды, заявления в суды о признании актов недействительными
1. Протест. Основные требования – ст. 23 ФЗОП РФ. Протест - письменное требование прокурора об устранении имеющихся в правовом акте положений, противоречащих закону, о приведении акта в соответствие с действующем законодательством либо об его отмене;
Структура протеста: Указывается адресат, наименование органа, ФИО должностного лица или руководителя, в краткой форме формулируется относительно чего вынесен протест, акт, которым он определяется (его реквизиты, наименование), подписывается прокурором с указанием должности или чина, ФИО конкретного прокурора.
- Описательная часть: Указывается существо нарушения закона, т.е. описываются факты, свидетельствующие о нарушении со ссылкой на конкретную норму закона, которая нарушается, указываются, какие части противоречат норме закона.
- Мотивировка: ссылка ФЗОП РФ, которые уполномочивают прокурора вносить протест.
- Резолютивная часть: излагается требование о приведении акта в соответствие закону, о его изменении либо о полной или частичной отмене акта. Может содержаться требование о направлении на восстановление нарушенного права.
Основания вынесения:
Противоречие закону или Конституции РФ и о несоответствии акта закону. Протест вправе выносить прокурор или его заместитель.
Протест вносится в орган или должностному лицу, который издал акт, либо в высший орган или должностному лицу. Выбор органа или должностного лица определяется в зависимости от конкретной ситуации.
Протест вправе приносить лишь прокурор или его заместитель (то есть не всякий прокурорский работник). С учетом большего объема работы подготавливают старшие помощники, помощники прокурора.
Прежде чем вносить письменный протест прокурору рекомендовано связаться с должностным лицом и изложить ситуацию устно.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
2. Представление - наличие информации о систематическом нарушении закона, о причинах и условиях нарушения закона, информации о существенном нарушении закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента.
Структура:
Вводная часть. Адресат с точным наименованием органа; должно быть сформулировано указание на вид нарушения закона (существо нарушения закона).
Описательная часть. Нужно изложить выявленные факты нарушения законов, их правовую оценку, причины и условия, должностное лицо, ответственное за нарушение.
Резолютивная часть:
ü требование устранить нарушение закона,
ü привлечение к ответственности,
ü указание на меры необходимые для устранения причин и условий (если прокурор воспользовался рекомендациями специалиста),
ü указывается о необходимости рассмотрения представления для принятия мер в течение 30 дней.
Требования должны быть сформулированы четко. Подписывается прокурором или его заместителем с указанием должности, Чина. Особенностью содержания является указание на повод вынесения представления: проверка, сообщение граждан и т.д.
Постановление
Регламентировано ФЗОП РФ.
Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Предостережение
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.