Геометрические и кинематические параметры, которые используются при расчете передач на прочность | |||||
Геометрические параметры | |||||
104) Радиус кривизны профиля зуба в точке на концентрической окружности диаметром dy: - центрального ведущего колеса - сателлита - центрального ведомого колеса | (ry)а (ry)g (ry)b | (ry)а =0,5×(dy)а× sin(ay)а (ry)g =0,5×(dy)g× sin(ay)g (ry)b =0,5×(dy)b× sin(ay)b | мм | ||
105) Сумма радиусов кривизны профилей зубьев центрального ведущего и сателлита в кон- тактных точках | rå | rå=aw×sin atw | мм | ||
106) Разность радиусов кривизны профилей зубьев сателлита и центрального ведомого в кон- тактных точках | rd | rd=aw×sin atw | мм | ||
107) Средняя суммарная длина контактных линий колес: - a-g - b-g | (lm)ag (lm)bg | (lm)ag=bw×(ea)ag/cosbb (lm)bg=bw×(ea)bg/cosbb | мм | ||
Кинематические параметры | |||||
108) Скорость общей точки по профилю зуба заданной контактной точки: - центрального ведущего колеса - сателлита - центрального ведомого колеса | (vFy)а (vFy)g (vFy)b | (vFy)а =(w)а ×(ry) а (vFy)g =(w)g ×(ry)g (vFy)b =(w)b ×(ry)b | м/с | ||
109) Сумма скоростей общей точки по профилям зубьев в заданных контактных точках колес: - центрального ведущего и сателлита - сателлита и центрального ведомого | (våy)ag (våy)gb | (våy)ag =(vFy)a +(vFy)g (våy)gb =(vFy)g +(vFy)b | м/с | ||
110) Скорость скольжения в заданной контактной точке профиля зуба: - центрального ведущего колеса - сателлита - центрального ведомого колеса | (vsy)а (vsy)g (vsy)b | (vsy)а =(vFy)a –(vFy)g (vsy)g =(vFy)g –(vFy)b=-(vsy)а (vsy)b =-(vsy)g | м/с | ||
Продолжение таблицы 4.3.5
111) Скорость скольжения в точке профиля на окружности вершин: - центрального ведущего колеса - сателлита - центрального ведомого колеса | (vsa)a (vsa)g (vsa)b | (vsa)a=0,5×(w)g×(db)a×[tg(aa)a- tg(atw)ag]×[(u)ag+1] (vsa)g= 0,5×(w)g×(db)g×[tg(aa)g- tg(atw)ag]×[(u)ag +1]; (vsa)g= 0,5×(w)b×(db)g×[tg(aa)g- tg(atw)bg]×[(u)gb –1] (vsa)b=0,5×(w)b×(db)b×[tg(atw)bg -tg(aa)b]×[(u)gb –1] | м/с | |
112) Удельное скольжение в заданной контактной точке профиля зуба колес: - центрального ведущего - сателлита - центрального ведомого | (Jy)a (Jy)g (Jy)b | (Jy)a=(vsy)a /(vFy)a (Jy)g=(vsy)g /(vFy)g (Jy)b=(vsy)b /(vFy)b | ||
113) Удельное скольжение в нижней точке активного профиля зуба колес: - центрального ведущего - сателлита - центрального ведомого | (Jp)а (Jp)g (Jp)b | (Jp)а=-{[tg(aa)g-tg(atw)ag]×[(u)аg+1]}/ {tg(atw)ag –(u)аg×[tg(aa)g-tg(atw)ag]} (Jp)g=-{[tg(aa)a-tg(atw)ag]×[(u)ag+1]}/ {(u)ag×tg(atw)ag –[tg(aa)a-tg(atw)ag]}; (Jp)g=-{[tg(aa)b-tg(atw)bg]×[(u)gb-1]}/ { tg(atw)bg +(u)gb×[tg(aa)b-tg(atw)bg]} (Jp)b=-{[tg(aa)g-tg(atw)bg]×[(u)gb-1]}/ {(u)gb ×tg(atw)bg+[tg(aa)g-tg(atw)bg]} |
Таблица 4.3.6 – Энерго – кинематические параметры (уточненные)
Искомая величина | Обозначение величины | Формула, источник | Результат | Обозначение единицы изм. |
1) Передаточное число передачи | uф | Таблица 4.3.5, п.48 | ||
![]() | (u)ag (u)gb | Таблица 4.3.5, п.47 | ||
![]() | (w)а (w)b (w)h (w)g | wa=wвх (Таблица 4.1.1) Таблица А.52 | рад/с | |
4) Частота вращения звеньев: - центрального ведущего колеса - центрального ведомого колеса - водила - сателлита | (n)а (n)b (n)h (n)g | (n)а = nвх (Таблица 4.1.1) (n)b=30×(w)b /p (n)h=30×(w)h /p (n)g=30×(w)g /p | об/мин | |
![]() | (h)аg (h)bg hå | Таблицы А.53, А.3 | ||
![]() | (Т)a (Т)b (Т)h | Таблица А.54 | Н×м | |
7) Мощность на валах: - центрального ведущего колеса - центрального ведомого колеса - водила | (Р)а (Р)b (Р)h | (Р)а= (Р)вх (Таблица 4.1.1) (Р)b= (Т)b×(w)b /10-3 (Р)h =(Т)h×(w)h /10-3 | кВт |
Таблица 4.3.7 – Динамические характеристики передачи
Искомая величина | Обозначение величины | Формула, источник | Результат | Обозначение един. измер. |
1) Силы в полюсе зацепления | Таблица А.58 | |||
2) Коэффициент: - учитывающий вид зубчатой передачи и модификацию профиля головки зуба при расчете: на контактную прочность на выносливость при изгибе - учитывающий влияние разно- сти зацепления ведущего и ведомого колес | dH dF g0 | dH=0,002 (при Н£350) dH=0,004 (при Н³350) Таблица А.45 Таблица А.46 | ||
3) Относительная окружная скорость для колес: -a – g -g – b | (vh) ag (vh)gb | (vh) ag =10-3×p×(dw)a×[(n)a –(n)h] (vh) gb =10-3×p×(dw)b×[(n)b –(n)h] | м/с | |
4) Удельная окружная динами- ческая сила при расчете: - на контактную выносливость для колес a – g для колес g – b - на выносливость при изгибе для колес a – g для колес g – b | (wHv)ag (wHv)gb (wFv)ag (wFv)gb | (wHv) ag=dH×g0×(vh)ag×[aw/(u) ag]1/2 (wHv)gb=dH×g0×(vh)gb×[aw/(u) gb]1/2 (wFv)ag =dF×g0×(vh)ag×[aw/(u) ag]1/2 (wFv)gb=dF×g0×(vh)gb×[aw/(u)gb]1/2 | Н/мм | |
5) Предельное значение окруж- ной динамической силы при расчете: - на контактную выносливость - на выносливость при изгибе | wHvmax wFvmax | Таблица А.47 Таблица А.47 | Н/мм | |
6) Условие достаточности при расчете: - на контактную выносливость для колес a – g для колес g – b - на выносливость при изгибе для колес a – g для колес g – b | (wHv)ag £wHvmax (wHv)gb£wHvmax (wFv)ag £ wFvmax (wFv)gb £ wFvmax |
Таблица 4.3.8 – Проверка нагрузочной способности передачи по критерию
напряжений *); **)
*) При расчете зубчатым колесам помимо принятых буквенных обозначений присваются индексы 1 и 2 соответственно меньшему и большему элементу сцепляющейся пары (рисунок А.15, таблица А.54);
**) В случае, когда колеса внешнего и внутреннего зацепления изготовлены из одинаковых материалов и их поверхности подвержены однотипному упрочнению допускается проверка нагрузочной способности зубьев колес только внешнего зацепления
Искомая величина | Обозначение величины | Формула, источник | Результат | Обозначение един. измер. |
Допускаемые контактные напряжения | ||||
1) Коэффициенты учитывающие: - влияние исходной шероховатости сопряженных поверхностей зубьев - влияние окружной скорости - влияние вязкости масла - размеры зубчатого колеса | ZR Zv ZL ZХ | ZR =1 при Ra =1,25…1,63; ZR =0,95 при Ra =1,25…2,5; ZR =0,9 при Rz =10…40 Рисунок А.2 ZL =1 Рисунок А.3 | ||
2) Допускаемые контактные напряжения: - центрального ведущего - центрального ведомого - сателлитов | (sHP)a (sHP)b (sHP)g | (sHP)a =(sHlim)a×ZN×ZR×Zv×ZL×ZХ/SН (sHP)b =(sHlim)b ×ZN×ZR×Zv×ZL×ZХ/SН (sHP)g=(sHlim)g×ZN×ZR×Zv×ZL×ZХ/SН | МПа | |
Контактные напряжения в полюсе зацепления | ||||
3) Коэффициент: - учитывающий форму сопряженных поверхностей в полюсе зацепления - учитывающий механические свойства материала - учитывающий суммарную длину контактных линий - общий | ZH ZЕ Ze Z | Рисунок А.5 Таблица А.48 Рисунок А.6 Z=ZH × ZE × Ze |