Управленческая адаптация: модели,




Личностные механизмы и методы............................. 267

Определение модели.................................................. 267

3.1. Специфика профессиональной деятельности

руководителей.................................................................... 268

Особенности труда руководителя............................ 268

Резюме......................................................................... 278

Специфика работы руководителя

в системе государственной службы............................... 278

3.2. Концепции ролевого поведения руководителей.. 282

Понятие роли.................................................................... 282

3.3. Психологическая структура управленческой

адаптации................................................................... 298

Обобщенная схемаадаптации руководителя.... 301

3.4. Построение модели управленческой адаптации.......... 310

5.4. Разработка прогностического опросника

менеджерской адаптации (ПОМА)........................ 320

Прогностический опросник менеджерской

адаптации (ПОМА).................................................. 332

Литература к главе 3........................................................ 334

Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337

4.1. Стресс в педагогической деятельности.......... 337

Введение..................................................................... 337

Особенности труда педагога и его стрессогенность 339

4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога

и его стрессоустойчивость....................................................... 352

Трудности в педагогическом процессе

как основной источник стресса............................... 352

Профессиональная Я-концепция педагога................... 360

4.3. Психологическая модель стрессоустойчивости

педагога....... 364

Теоретическое обоснование модели

стрессоустойчивости учителя.................................. 364

Механизмы стрессоустойчивости у педагогов

с разным уровнем профессионализма..................... 366

Организация эмпирической проверки теоретической

модели стрессоустойчивости учителя 374

Ход исследования............................................................. 378

4.4. Изучение стресс-показателе и педагогов

разного уровня мастерства и их

операционално-деятельнстных детерминант

стрессоустойчивости................................................................ 380

Субъектно-деятельностные детерминанты

стрессоустойчивости педагогов..................................... 382

4.5. Исследование стрессоустойчивости

и индивидно-личностных характеристик

учителей разной успешности.................................. 391

Индивидные свойства учителей и их связь

с показателями стрессоустойчивости..................... 391

Результаты корреляционного анализа......................... 392

Исследование особенностей мотивации

учителей относительно степени

их стрессоустойчивости.................................................. 396

Резюме............................................................................... 401

Изучение характерологических свойств педагогов

относительно степени их стрессоустойчивости 401

Литература к главе 4.................................................... 417

Технологии повышения

Адаптированности личности................................. 421

Вводные замечания.......................................................... 421

5.1. Способы регуляции психофизиологического

состояния........................................................................... 422

Дыхательные упражнения............................................... 430

Аутогенная тренировка............................................. 433

Правила занятий AT........................................................ 438

5.2. Техники, увеличивающиеличностный

адаптационный потенциал и креативность............. 439

Упражнения на развитие интеллектуального

потенциала........................................................................ 450

5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей:

концепции и процедуры........................................... 453

Основные принципы социально-психологического

тренинга...................................................................... 456

5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга

руководителей........................................................... 458

5.3.2. Описание процедуры тренинга..................... 460

5.3.3. Управленческие ситуации................................... 468

Исходные сведения................................................... 468

Задания.............................................................................. 470

Литература к главе 5................................................. 479

Введение

Адаптационная энергия — наследственно определенный

ограниченный запас жизнеспособности. Человек непременно

должен израсходовать его, чтобы удовлетворить врожденную

потребность в самовыражении, совершить то, что он считает

своим предназначением, исполнить миссию, для которой,

как ему кажется, он рожден.

Г. Селье

Все большее внимание специалистов различного профиля привлекает проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека как субъекта деятельности, общения и познания. Зародившись в лоне естественнонаучного знания — биологии, в рамках которой достаточно давно предпринимались попытки изучения процессов взаимодействия организма и окружающей среды, проблема адаптации расширилась до области гуманитарных и социальных наук, обогатившись при этом их идеями, приобрела новое содержание и значение.

Очень актуален этот вопрос в контексте тех интенсивных трансформаций,которые претерпевает современное мировое, и особенно российское, общество. Нестабильность (порой даже непредсказуемость) социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой приходится учитывать внешне обусловленные социальные требования, то есть изменяться, и сохранять при этом основополагающие собственные внутренние установки и убеждения, — другими словами, оставаться в относительно устойчивом равновесии. В связи с этим можно вполне обоснованно констатировать, что разработка проблемы адаптации личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.

Адаптационная проблематика занимает центральное место в таких фундаментальных предметных полях, какими являются общая психология и психология личности, социальная психология и психология развития, а также психология индивидуальных различий (дифференциальная психология). Она по-своему решается в контексте медицинской, юридической, спортивной, педагогической, инженерной психологии и других прикладных отраслей психологического знания. Ей отводится достаточно большое место в фокусе исследования практически всех основных направлений современной психологии — естественно, со своеобразными, характерными для того или иного подхода акцентами. Проблема адаптации представлена в психоаналитической практике и гештальт-терапии, она находит свое приложение в теоретических конструктах и эмпирических разработках бихевиоризма и когнитивной психологии, отражена в концептуальных постулатах гуманистической парадигмы (личностно-ориентированной психотерапии и психологии).

В последнее время наблюдается значительная эволюция понимания явления психологической адаптации, которая отмечена следующими тенденциями: происходит все большее разделение понятий приспособления (adjustment) и собственно адаптации (adaptation); движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности исреды, от конечной цели — гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов — к самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде (К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, Б. Д. Парыгин, А. А. Реан, А. А. Началджян).

Такая трансформация сути понятия связана как с общим смещением акцента с биологической и физиологической адаптации на психическую и социальную, так и со смещением интереса исследователей из сферы психических отклонений (аномалий и патологий) к рассмотрению здоровой личности. Можно констатировать, что исследователи все чаще обращаются к проблеме общей «адаптации к жизни» (Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Кроник), анализируют индивидуальные способы, стили и стратегии поведения, которые использует личность не только в сложных жизненных ситуациях, но и в повседневных, типичных условиях. С признанием активной преобразовательной функции как личности, так и социальной среды, все более актуальной становится проблема развития личности и общества на основе их конструктивного взаимодействия.

Термин «адаптация» можно отнести к общенаучным понятиям. Подобные понятия зарождаются на «стыках», «в точках соприкосновения» различных областей знания или даже в отдельных дисциплинах с последующей их экстраполяцией на многие сферы естественных, технических и общественных наук. Понятие адаптации прошло большой и противоречивый путь развития, трудности которого связаны с объективной сложностью самого явления адаптации. В связи с прогрессом науки и расширением границ приложения данной категории качественно изменяется и само содержание теории адаптации.

Детальный анализ дефиниций, включающий 46 определений, приведен в исследовании Т. В. Середы. Отмечается, что определения адаптации достаточно разнообразны и противоречивы, различные дефиниции делают акцент на разных сторонах изучаемого явления. В результате проведенного анализа определения классифицируются на основе различий в описании характеристик двух взаимодействующих систем, характера связи между индивидом и средой, содержания и характера процесса адаптации, основной цели и результата адаптации. Эти классы определений взаимопересекаются и внутри каждого существует достаточная вариативность описанных параметров. По-видимому, такое многообразие понятии связано с использованием их в разных областях исследования (социальная, биологическая, психофизиологическая адаптация), со спецификой задач исследований, а также с различием подходов, принятых в отдельных научных школах. Понимание адаптации менялось с течением времени, следуя за тенденциями развития науки и отражая актуальные проблемы, волнующие человечество в различные исторические периоды.

Несмотря на большое разнообразие, общими во всех определениях адаптации можно выделить, как считает Н. Н. Мельникова, следующие моменты:

1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;

2) это взаимодействие разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, несогласованности междусистемами;

3) основной целью такого взаимодействияявляется некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах;

4) достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.

Динамика развития понятия прослеживается через анализ изменений вариативных компонентов, уточняющих и конкретизирующих выделенные стабильные элементы. Такими вариативными элементами, например, являются характеристики самих взаимодействующих объектов. Особенно разнообразны типы среды, с которой взаимодействует индивид: акцентом па этих конкретных видах взаимодействий во многом и объясняются различия в определениях адаптации. Процесс адаптации протекает по-разному и зависит от степени рассогласования между индивидом и средой, что также отражается в конкретных дефинициях. На протяжении истории изучения проблемы адаптации значительные изменения коснулись понимания целей адаптационного процесса. Также существуют многочисленные и даже прямо противоположные мнения относительно того, какие изменения должны происходить во взаимодействующих объектах в процессе адаптации.

В книге наряду с рассмотрением гносеологических и онтологических сторон, а также феноменологии адаптации (первая глава) значительное внимание уделено механизмам, обеспечивающим устойчивость личности в экстремальных, стрессогенныхусловиях жизнедеятельности (вторая глава). Кроме того, авторы сознательно остановились на подробном анализе профессиональной адаптации личности в таких просоционимических видах трудовой активности, какими по праву считаются деятельность управленца (третья глава) и педагога (четвертая глава). Такой выбор обусловлен как минимум двумя причинами: во-первых, именно в процессе субъект-субъектного, а не субъект-объектного взаимодействия актуализируется роль психологической (если быть более точным — социально-психологической) адаптации человека в сравнении с другой его формой существования — организменной (физиологической), и, во-вторых, всем профессиональным средам вне зависимости от их предметной ориентации (техника, знаковый образ, природа, искусство) присущ проектирующий и организационно-контролирующий контур функционирования, который в первую очередь является неотъемлемым атрибутом в основном как раз деятельности таких специалистов, как руководители и педагоги (напомним, что «педагог» переводится дословно как «детоводитель»). В завершающем разделе книги приводятся доказавшие свою эффективность методы и средства повышения адаптированности личности, что призвано пополнить инструментальную копилку психотехник самоуправления читателя в трудных жизненных ситуациях вне зависимости от его профессионально-возрастной принадлежности.

Этот труд, по мнению авторов, поможет в процессе исследовательского поиска начинающим кандидатам в научную когорту, так как некоторые положения и выдвинутые в качестве основополагающих методологических принципов освоения психологического знания и феномены адаптационного процесса носят дискуссионный характер научных суждений. Он также может послужить источником объяснительных рассуждений, уже достаточно утвердившихся в среде психологической общественности (как за рубежом, так и в России). В связи с этим жанр книги определен как научно-учебное издание.

Авторы с благодарностью примут замечания и предложения, которые будут способствовать дальнейшим теоретико-эмпирическим научным изысканиям в области проблем психологии адаптации личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: