Адаптационная проблематика имеет не только большое методологически-теоретическое значение, но и занимает важную проблемную область с точки зрения решения прикладных задач социальной психологии личности. Одной из таких областей, приобретающих все возрастающее научно-практическое значение, является адаптация сотрудников современных организаций к новым и изменяющимся условиям их профессиональной деятельности (см., например, Н. Е. Водопьянова, 1998).
Этапы адаптационного процесса. Описывая закономерности явления социально-психологической адаптации в организации с точки зрения практической психологии, группа авторов под руководством А. А. Деркача делает акцент на процессуальном аспекте адаптации (Рабочая книга практического психолога, 1996, с. 85-95).
Выделяют пять этапов адаптации.
Подготовительный этап адаптации, состоящий преимущественно в аккумулировании релевантной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности. В зависимости от индивидуально-психологических свойств и мотивационной сферы личности этот этап может протекать или в активно-целенаправленной, или в пассивной форме.
Этап стартового психического напряжения связан с состоянием нервно-психического переживания подготовительных действий (событий) и первоначального вхождения в новые условия профессиональной деятельности. Здесь происходит внутренняя мобилизация психических ипсихофизиологических ресурсов человека, обеспечивающая необходимые предпосылки для функционирования в новых условиях.
Следующим этапом адаптации является этап острых психических реакций входа, на котором адаптант начинает ощущать на себе воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды (например, впервые столкнувшись с необходимостью принятия решения в новых условиях). Характерным для данного этапа адаптационного процесса является переживание состояния фрустрации, вызывающее конструктивные (например, адекватное замещение способа удовлетворения потребности, переоценка ситуации) или деструктивные реакции (агрессивность или бегство от ситуации).
|
В случае благоприятного развития адаптационного процесса наступает этап завершающего психического напряжения, характеризующийся своеобразной подготовкой психики человека к актуализации прежних режимов функционирования, привычных способов поведения в связи с предстоящим возвращением к привычной жизни.
Завершающая стадия процесса адаптации, получившая название этапа острых психических реакций выхода, состоит из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую среду обитания и профессиональной деятельности. В контексте рассматриваемой нами проблематики процесса адаптации вновь назначенного руководителя описанная выше временная схема адаптации может быть применена для удовлетворительного описания процесса временного замещения тем или иным сотрудником руководящей должности.
Адаптация и диагностика психических нарушений. Другим положительным моментом приведенной выше процессуальной модели профессиональной адаптации является выделение такого ее аспекта, который связан с психологическим здоровьем либо определенным неблагополучием в психической сфере. Так, исследования Т. В. Барлас показывают, что необходимо изучать широкий круг личностных факторов при выявлении специфики социально-психологической адаптации при различной степени нарушения здоровья.
|
Другими словами, социально-психологическая адаптация имеет различную специфику при анализе симптоматики лиц с невротическими и психосоматическими нарушениями. Например, при психосоматических нарушениях этот комплекс характеризуется такими затруднениями социально-психологической адаптации, которые проявляются в сфере межличностных отношений на работе, а также снижением общего уровня удовлетворенности в отношениях с окружающими. Этот комплекс включает в себя повышение роли материального фактора в качестве мотивировки социально значимого поведения.
В отличие от этого при невротических нарушениях в симптомокомплекс изменений входят затруднения в сферах семейных отношений и неформального общения, рост чувства неудовлетворенности от межличностных конфликтов, а также природно-климатических условий, мотивировка социально значимого поведения как не зависящего от воли и желания испытуемых.
Рассматривая, как и в предыдущем исследовании, прежде всего аспекты адаптации, связанные с нервно-психическими расстройствами, А. В. Сухарев и его соавторы обнаружили, чтоУ больных шизофренией происходит увеличение процента этнофункциональных рассогласований по типу питания и отношению к ландшафтно-климатическим условиям; у больных маниакально-депрессивным психозом возрастает доля этнофункциональных рассогласований по отношению к мировоззрению (то есть осознанному и самостоятельному высказыванию основных мировоззренческих положений). Показано также, что этнофункцноналыюе рассогласование отношений индивидов к различным группам этнических параметров связано с ростом у них «плавающей» тревоги как психологического показателя адаптационной активности.