Понятие совладающего поведения появилось в западной психологии в 60-е годы как характеристика стилей реагирования человека на стрессовую ситуацию, поэтому оно имеет прямое отношение к нашей работе. Наиболее известными отечественными исследователями, которые занимаются проблемой совладающего поведения, являются А. Либина и А. Либин. Материал этого раздела во многом опирается на их совместную статью «Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями» (А. Либина, А. Либин, 1998), в которой, в частности, дается определение психологии совладающего поведения:
Предметом психологии совладания как специальной области исследования является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.
Реагирование — поведенческий параметр, а в рамках этого подхода (поведенческого) отсутствует характеристика ориентировочной основы, не заложены возможности для раскрытия осознанности и целеполагания каждого поступка. Поэтому для выделения специфики реагирования в зависимости от особенностей отношения человека к ситуации и от его способности понять ее в поведенческом подходе возникла необходимость выделения стилей реагирования.
В наиболее обобщенном виде эти стили разделяются на защитные (человек реагирует в форме психологической защиты) и на конструктивные (активность личности, направленная на разрешение проблемы). В ряде исследований и та и другая формы поведения названы coping («справляться» с чем-либо, например с проблемной ситуацией), однако в более поздних работах эти стили стали различаться и термин «coping» стал относиться только к конструктивным формам, а для защитного стиля стало использоваться слово «defence» («защита» от чего-либо, например от неприятных переживаний). Однако defence все равно рассматривается в зависимости от coping, поэтому в целом все направление косит название «Исследования совладающего поведения». Алена и Александр Либины пишут (1998, с. 191):
|
В русском языке существует более четкая дифференциация терминов. Психологи и психотерапевты говорят в таких случаях о «защите» (Зачепицкий, 1980), «преодолении» (Бодров, 1995) и «совладании» (Кочарян, 1994; Анцыферова, 1995; Либина, 1995).
Они отмечают также, что, согласно словарю Владимира Даля (1995), слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться, привести в порядок, подчинить себе» (с. 346). Образно говоря, совладать с ситуацией — значит подчинить себе обстоятельства, сладить с ними.
Сейчас термином «совладающее поведение» пользуются многие западные и некоторые отечественные исследователи, занимающиеся различными его аспектами, начиная от описания механизмов и заканчивая технологией формирования.
В отечественной психологии при решении проблемы реакции человека на стресс имеются в виду в основном экстремальные ситуации.
Как показали А. Либин и А. Либина, в зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в настоящее время в нескольких направлениях. Р. Лазарус и С. Фолкмен (Lazarus, Folkman, 1984) останавливаются на роли когнитивных конструктов, считая, что от них, в основном, зависят способы реагирования на жизненные трудности. П. Коста и Р. Маккрей (Costa, McCrae,1992) делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. У. Лер и Г. Томэ (Lehr, Thomae,1993) уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса, и в этом смысле интерпретацией феноменов защиты и совладання, занимался Г. Селье (1991).
|
Мы задаем здесь самый общий взгляд на эту проблему, в котором используем наиболее распространенные и утвердившиеся точки зрения.
Все перечисленные аспекты рассмотрены разными авторами, но нужно заметить, что они не сведены в какую-то систему, причем точки зрения так или иначе пересекаются, перекрываются, и даже одни и те же термины используются по-разному. Например, в качестве защитного поведения одни авторы подразумевают эмоциональную реакцию, то есть бурное негативное переживание, и соответствующую импульсивную реакцию, которая может быть направлена как на сам стрессор, так и на любой случайный объект. Другие используют практически то же название для описания защитных форм, которые, по сути, представляют собой как раз убирание эмоций из сознания с помощью защитных механизмов (по 3. Фрейду), и тогда поведение тоже будет разным, в зависимости от типа защиты, а также от целого ряда других индивидуальных особенностей, например когнитивного стиля или типа нервной системы. Кроме того, параметр «негативности» тоже используется разными авторами по-разному в отдельных случаях подразумевается негативность переживаемых эмоций, а в других — негативность полученного результата с точки зрения адаптивности. При этом, как показано А. Либиным и А. Либиной, авторы часто не осознают пристрастности своей позиции, подменяя противопоставление «рациональное—эмоциональное» противопоставлением «позитивное—негативное», имея в виду уже оценку результата.
|
Кроме того, выделение, например, ориентации человека — на предмет или на собственную личность (глобально проблемно-ориентированный стиль и субъектно-ориентированный стиль) (Endler, Parker, 1993), в качестве основания классификации тоже имеет слишком частный характер (исследователи выделяют и третий базовый стиль реагирования — избегание, но это тоже не решает проблему системности описания).
Более или менее согласованными являются взгляды на оценку успешности. Так или иначе, авторы признают, что как показатели успешности (совладання), так и неуспешности (а вот здесь — уже неоднозначно: это или защита, или избегание, или импульс) не являются четко фиксированной величиной, а имеют свой диапазон, в пределах которого могут наблюдаться различные стилевые формы.
Поэтому сложно использовать вводимую каким-то одним автором терминологию — она может быть неверно понята или быть недостаточной для описания каких-то аспектов; сложно, пользуясь этой терминологией без поправок, описать обобщенно как механизмы совладеющего поведения, так и механизмы защиты — их довольно много.
Типы стиля реагирования. В основном исследователи выделяют уже названных два полюса — собственно совладающее поведение, подчеркивая его конструктивный характер, и защитное поведение, крайняя точка которого отличается дезадаптивностью. То есть, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует, по мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles Рихарда Лазаруса, два глобальных типа стиля реагирования (Lazarus, 1966; 1991). При этом некоторыми исследователями предлагается разнести эти полюса в виде шкалы или построить иерархию, фактически представляющую собой ту же шкалу, только повернутую вертикально. Между полюсами (уровнями этой иерархии) располагаются стилевые характеристики, отражающие специфику реагирования. Их выявил и описал Ганс Томэ (Thomae, 1970). Это иерархия типичных реакций, или техник жизни. К «верхним» техникам относятся такие способы, как «поведение, направленное на достижение успеха», «размышление над ситуацией», «поощрение себя» и др., а к «нижним», наряду с пассивными действиями, относятся также «уклончивое поведение», «обесценивание значимости других», «жалобы на состояние здоровья». Предложенная Г. Томэ схема представляется весьма удобной для анализа поведения личности в реальных жизненных ситуациях и для прогнозирования степени эффективности поведенческой реакции, причем применение тактики обусловлено общим отношением к жизненным ситуациям.
Надо сказать, что отношенческий (смысложизненный, связанный с системой ценностей) аспект — очень важная составляющая различных исследований западной психологии, но она также используется произвольно, имея прикладной характер, — интерпретируется только в рамках проведенного эксперимента.
Резюме
Если обобщить разнообразные позиции, кратко проанализированные выше, и попытаться снять противоречия, получается примерно следующая картина.
Стилевые особенности в первую очередь ставятся исследователями в зависимость от результата поведения как реакции на стресс. Результатом является или изменение (уничтожение) стрессора, или искажение психической составляющей самого человека. Причем если в первом случае показателем совладающего поведения однозначно является способность человека справиться со стрессовым воздействием через преодоление возникшего препятствия, то во втором случае могут быть варианты: изменение точки зрения на стрессовое воздействие, эмоциональный выплеск, психологическая защита. Факторами, влияющими на реализацию того или иного стиля, являются: смысложизненная позиция, включающая как частные ценности и отношения, так и общее мировосприятие; когнитивная составляющая, включающая как бессознательные составляющие (непроизвольный интеллектуальный контроль по М. А. Холодной), так и произвольные (специальное применение выученных стратегий познания); особенности темперамента (характеристики нервной деятельности) и характера (как уровня регуляции); особенности ситуации (специфика стрессового воздействия). А. Либин и А. Либина, анализируя зарубежные исследования феноменов и механизмов совладающего поведения, чуть иначе интерпретируют этот момент:
«На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности — чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее справляется он с возникшими трудностями. Согласно этому положению, встречающиеся в жизни человека препятствия имеют своим источником не только внешние (специфику среды), но и внутренние (индивидуальные предпосылки) условия. Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с установками и переживаниями, отношением к себе и другим, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, перфективными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики» (1998, с. 191-192).
Формирование стратегии преодоления трудностей. Отдельно стоит рассмотреть различные технологии формирования совладающего поведения, или, как пишет X. Ремшмидт (1994), стратегии преодоления трудностей (coping). В этой области противоречия между различными исследовательскими позициями не так заметны, поскольку все они так или иначе направлены на решение проблемы относительно конструктивным путем. Г. Томэ (1953) отмечает, что люди, в большинстве случаев, имеют очень малое количество способов решения проблемы (включая защитное), используя всего одну или несколько преобладающих техник «существования». Факторы же, влияющие на выбор техники, он объединяет общим названием «индивидуальный жизненный путь», различая следующие техники:
1. Техники достижения, применяемые для решения конкретных материальных проблем и доступные наблюдению.
2. Техники приспособления, характеризующиеся изменением собственных переживаний или поведения, обеспечивающим соответствие требованиям окружающего мира. Поскольку при этом в основном меняется собственное поведение, затрагивается меньше усилий, чем в предыдущем случае. Индивид может вернуться к уже известной и использовавшейся форме поведения, модифицировав се согласно новым условиям и требованиям.
3. Защитные техники, представляющие собой отрицание или отсрочку проблем, с которыми в данный момент невозможно справиться. Речь идет не о патологической технике существования, а о стратегии, вполне соответствующей психологической норме.
4. Избегающие (эвазивные или эксгрессивные) техники, означающие уход на долгое время от конфликта или напряженной обстановки без их разрешения.
5. Агрессивные техники, направленные на нанесение вреда окружающим, причем такое поведение может принимать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение с целью обратить других в бегство и т.п.
По X. Ремшмидт (1994, с. 150),
процесс преодоления трудностей протекает следующим образом.
— Сначала происходит «первичная оценка» ситуации — когнитивный процесс с эмоциональными компонентами.
— Затем оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих. На этом этапе уже часто развиваются новые стратегии преодоления трудностей.
— Наконец, на основе неудач или новой информации можно прийти к третичной оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые альтернативы поведения. В благоприятном случае наступает желанный исход, то есть овладение ситуацией. Последовательные ее оценки не должны быть независимыми друг от друга: они могут переходить одна в другую или испытывать взаимное влияние. Стратегия преодоления трудностей не сводится к чисто когнитивному процессу, необходимо также учитывать ее эмоциональные компоненты. Однако в литературе, посвященной этому вопросу, основное внимание уделяется именно когнитивному аспекту, который легче понять и описать.
Обычно способность человека применять большое количество разнообразных способов поведения называют гибкостью. При этом кто-то просто «выучил» эти способы, «впитав их с молоком матери» и имея хорошую способность к подражанию — как осознанному, так и к бессознательному. Другой же конструирует эти способы сам, используя мыслительные способности.
Эта разница практически не отмечается западными исследователями совладающего поведения, тогда как в отечественной психологии подчеркивается продуктивность такого поведения. Например, С. Л. Белых (1995) в своем исследовании ввела специальный термин «рефлексивная гибкость» для обозначения способности человека переходить от стереотипизированной формы регуляции деятельности (это можно отнести и к поведению) к рефлексивной. Если человек способен реагировать только стереотипно, на основании выученных форм, он будет неадекватен в незнакомой ситуации, но постоянное рефлексирование — тоже не выход, так как серьезно затрудняет и усложняет поведение в знакомой области. Поводом для введения этого понятия стала необходимость выделения «пускового механизма» такого перехода — человек должен уметь почувствовать, когда следует переключиться.
Кроме понятия «техники преодоления» многими исследователями используется понятие «стратегии преодоления», которые отличаются тем, что акцентируют алгоритмический аспект. X. Ремшмидт строит одну из стратегий на использовании категорий Ж. Пиаже — ассимиляции и аккомодации:
Под ассимиляцией понимают восприятие и интеграцию опыта об окружающем мире в соответствии с уже сформированными структурами индивида. Ассимиляция всегда кристаллизуется на наличных знаниях, типах реакций и программах поведения. К аккомодации относят изменение, расширение и дифференцировку опыта в соответствии с особенностями окружающего мира и с происходящими событиями. Непосредственный двигатель развития — восстановление существующего в норме равновесия между аккомодацией и ассимиляцией. Новые требования, проблемы, кризисы, нарушают это равновесие. Под таким углом зрения можно рассмотреть и стратегии преодоления трудностей. В ходе когнитивного (и эмоционального) развития нарушается равновесие между ассимиляцией и аккомодацией, которое затем восстанавливается путем использования соответствующей стратегии (X. Ремшмидт, 1995,. с. 151).
Выбор стратегии преодоления во многом связан с верой в возможность позитивных изменений, и если такая вера есть, то человек, фактически, сам находит более позитивные стратегии, но если этой веры нет, найти ее можно только с посторонней помощью — психолога, близких и родных людей, заинтересованных в результате, священника, и поэтому многие исследователи подчеркивают этот аспект в описании техник преодоления и проводят различные опросы, выявляющие роль такого участия (Е. Olbrich, 1985).
Многие техники coping-поведения основаны на переориентации человека с личностного переживания на суть проблемы и поиск путей решения, однако нужно помнить, что к таким формам способны далеко не все, и это связано с общим уровнем развития. Таким образом, тренинг, предположим, личностного роста, одновременно может называться тренингом coping-поведения. (Например, для людей с невысоким уровнем интеллекта помощь в формировании адекватного реагирования на стресс может быть оказана в виде готовых эффективных стереотипов и стратегий преодоления.)
В зависимости от стиля реагирования на стрессовое событие человек может иметь различные последствия: тревоги, депрессии, психосоматику различной этнологии или же удовлетворенность, радость, повышение уверенности в себе. Для уменьшения негативных последствий предлагаются определенные техники. С. Томпсон по результатам эксперимента выделила пять способов смятения ситуации (последствий пожара) благодаря нахождению самим человеком или его близкими, психологом различных позитивных моментов (цит. по А. Либиной, Л. Либину, 1998):
— обнаружение неожиданно появившихся побочных положительных моментов («Зато мы теперь живем вместе с детьми»);
— сознательное сравнение с другими погорельцами («У нас хоть стоимость дома была не до конца выплачена, а вот у соседей...»);
— представление более трагических последствий ситуации («Мы остались живы, а ведь могли и погибнуть!»);
— попытки забыть о случившемся («Вы о чем говорите? О пожаре? Да мы об этом давно уже забыли»);
— реинтерпретация ситуации («Нам все равно давно уже надо было переехать в другое место»).
Таким образом, исследования «совладающего поведения» и способов его формирования вносят существенный вклад в изучение стрессоустойчивости, а также позволяют расширить наши представления о субъектных аспектах личности.
Литература к главе 2
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГУ, 1987.
Алексеева Л. В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. Тюмень, 1996.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. I. M.: Педагогика 1980.
Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
Анциферова Л. И. Личность и трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.
Баевский Р. М. Прогнозирование состоянии на грани нормы и патологий. М.: Медицина, 1979.
Баранов А. А., Завьялова М.Ю. Игровая методика исследования агрессивности // «Женщины и общество». Материалы традиционной (IV) Всероссийской конференции с международным участием. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1998. С. 153-154.
Белых С. Л. Семантическая структура индивидуальной концепции педагогической деятельности и профессиональная успешность. Дисс.... канд. психол. наук. СПб., 1995.
Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. М., 1926.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 1995.
Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Ин-т психологии РАН, 1998.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
Бондарев И. П., Воронина Н. Д., Добромыслова В. И., Чичерин Д. С., Юровский В. Г. Психофизиологические основы формирования и прогнозирования профессиональной пригодности к труду с высоким нервно-эмоциональным напряжением //Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Ч. 1. М., 1983. С. 109-110.
Борисова М. II., Гуревич К. М., Ермолаева-Томина Л. Б., Колодная А. Я., Равич-Щербо И. В., Шварц Л. А. Материалы к сравнительному изучению различных показателей подвижности нервной системы человека. // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека М., 1963. Т. III.
Буянов М. II. Беседы о детской психиатрии. М., 1992.
Быков В. В., Трофимов О. Н., Федорова Г. II. Выполнение технических элементов баскетбола на соревнованиях и тренировках в зависимости от типологических особенностей спортсменов // Психофизиологические особенности спортивной деятельности. Л., 1975. С. 53-59.
Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542-543.
Васильев В. II. Здоровье и стресс. М.: Знание, 1991.
Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
Воронин В. Н., Князев В. II. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М„ 1989.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.
Вяткин Б. А. Влияние психического напряжения на деятельность в спорте и управление ими в зависимости от особенностей личности. Автореф. дис.... д-ра психол. паук. М., 1981.
Вяткин Б. А. Соревновательный стресс и индивидуально-психологические особенности спортсменов // Темперамент и спорт. Пермь, 1972.
Вяткин Б. А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983.
Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. О системном анализе психических состояний // Новые исследования в психологии. М., 1987. № 1-2.
Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Л ГУ, 1984.
Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния: Межвуз. сб. ст. Л., 1981. С. 3-23.
Генковска В. М. Особенности саморегуляции как форма психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Киев, 1990.
Геодакян В. Не соперничество — содружество! / Диалоги продолжаются: Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки. М.: Политиздат, 1989. С. 257-264.
Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989.
Денисов В. А. Сравнительный анализ операторской деятельности и её срывов // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М., 1985. С. 39-62.
Денисов М. Ю. Зависимость опыта переживания психических состоянии от личностных особенностей: Дис.... канд. псих. наук. СПб., 1992.
Джемс У. Научные основы психологии. СПб., 1902.
Дикая Л. Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических исследованиях. 1990. С. 103-104.
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1985.
Ермолаева Л. И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993.
Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.
Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980. С. 103-104.
Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. С. 138-172.
Изюмова С. А., Аминев Н. А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 128-133.
Ильин Е. П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 35-42.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы). Челябинск, 1999.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. Л.: ЛГПИ, 1979.
Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояния). М., 1980.
Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в психологии и физиологии. М., 1978. С. 325-346.
Кеннон В. Физиология эмоций: телесные изменения при боли, страхе, ярости. — Л.: Прибой, 1927.
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М, 1983.
Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 1981.
Колга В. А. Возможные миры когнитивных стилей // Когнитивные стили / Под ред. В. Колги. Таллинн, 1986. С. 32-37.
Коржова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1999. С. 75-88.
Коротаев А. А. Влияние эмоционального стресса на трудовую деятельность в зависимости от типологических свойств нервной системы // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1986. Вып. 5.
Кочетков В. В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М., 1993.
Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Педагогика-Пресс, 1995.
Кузнецов А. Г. К физиологии экстремальных факторов окружающей среды // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М., 1979. С. 5-20.
Куликов Л. В. Личностный фактор в преодолении стресса // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
Куликов Л. В. Психические состояния: Учебное пособие. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1999.
Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1 Ч. 1. Изд-во СПбГУ. 1995. С. 123-132.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. С. 178-208.
Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955. № 3.
Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития // Принцип развития в психологин. М., 1978. С. 196-211.
Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М„ 1984.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.
Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 190-204.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / Пер. с нем. Швейника Г. Ф. М.: Прогресс, 1994.
Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 2.
Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
Маклаков А. Г., Положенцев С. Д., Руднев Д. А. Психологические механизмы типа А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психологический журнал. 1993. № 6. С. 86-95.
Мохнач А. В. Кпроблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 35-43.
Махнач А. В., Бушов Ю. В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности // Вопросы психологии. 1988. №6. С. 130-133.
Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М., 1979. С. 66-67.
Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов. М., 1982.
Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. М- Наука, 1981. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
Милославова И. А. Социальная адаптация: анализ понятия // Понятия, принципы, категории. Л., 1975. С. 139-146.
Мильман В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983.
Митина Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: Учебное пособие для практических психологов. М., 1992.
Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал // Психологические проблемы). М., 1994.
Мясищев В. Н. Личность и непрозы. Л., 1960.
Мясищев В. Н. Основы общей и медицинской психологии. Л., 1969.
Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
Нартова-Бочавер С. К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, №5. С. 20-30.
Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
Некрасова Ю. Б. О психических состояниях, их динамике, управлении и направленном формировании в процессе социореабилитации заикающихся // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 37-41.
Немчин Т. А. Пути и средства управления нервно-психическим напряжением // Психология и управление. Л„ 1979. С. 134-138.
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
Никифоров Г. С., Филимоненко Л. И., Никишева С. В. Влияние индивидуально-психологических особенностей на успешность тренажерной подготовки пилотов // Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л., 1987. С. 69-73.
Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная установка. Тбилиси, 1966.
Орбели Л. А. Лекции но физиологии нервной системы. Л., 1938.
Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 61-66.
Он С. М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей разных видов спорта // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. М.: ФиС, 1969. С. 64-67.
Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 6 т. М., Л., 1951-1952.
Палей И. М. «Жизненные показатели» и экспериментальные испытания основных свойств общего типа высшей нервной деятельности // Проблемы психологии личности и психологии труда / Пол ред. В. С. Мерлина. Выи. 2, Пермь, 1960.
Пезешкиан Н.А. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М., 1993.
Петрунек В. П., Таран Л. И. Школьные неврозы // Семья и школа. 1987. №12.
Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа. 1981
Платонов К. К., Марищук В. Л. Военная инженерная психология. М., 1970.
Платонов К. К., Шварц Л. М. Очерки психологии для летчиков. М.: Воениздат. 1948.
Прохоров А. О. Психические состояния и их проявлении в учебном процессе. Казань, 1991.
Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994.
Прохоров А. О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. Самара, 1991.
Психология: Словарь /Под ред. Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер. экономики, философии, психологии, права. 1995. № 3. С. 74-79.
Реан А. А. Психологическая служба школы: принципы деятельности и работа с «трудными». СПб., 1993.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоции. М: Прогресс. 1979.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
Рогачевский Л. А. Эмоции и преступления. Л., 1984.
Рождественская В. И. Индивидуальные различия работоспособности // Психофизиологические исследования работоспособности в условиях монотонной деятельности. М.: Педагогика, 1980.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ. 1990.
Самсонов А. П. К вопросу психологии риска // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Ч. 2. М., 1983. С. 311-314.
Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. С. 150.
Сафронов В. К., Суворов Г. Б. Проявление свойств личности и нервной системы в деятельности авиадиспетчера //Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 11. Л., 1982. С. 84-90.
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
Середа Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса. Дис.... канд. психол. наук. Л., 1987.
Сироткин С. Ф. Педагогическая оценка агрессивности детей. Дисс... канд. пед. наук. Ижевск, 1996.
Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М, 1966.
Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975.
Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998.
Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов но психологии. Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2000.
Судаков К. В. Стресс как проблема выживания человечества: экспериментальные подходы к изучению механизмов устойчивости к стрессу // Тезисы докл. I Межд. конф. Выживание человека: резервные возможности и нетрадиционная медицина. М., 1993. С. 18-20.
Судаков К. В., Дашкевич О. В., Костюшина И. А. Системный анализ эмоциональных реакций // Физиология человека. 1975. Т. 1. № 2. С. 283-295.
Сунцова А. С. Педагогическая оценка критических состояний личности подростков. Дис.... канд. пед. наук. Ижевск, 1996.
Теплое Б. М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961.
Трошихин В. А., Молдавская С. И., Кольченко Н. В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. Киев, 1978.
Туровская 3. Г., Бережковская Е. Л., Александровская Э. М. Индивидуальный стиль работы и психофизиологические особенности операторов химического производства // Вопросы психологии. 1972. №5.
Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 27-33.
Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.
Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1987.
Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов./ Психологический журнал: 1992. №1, С. 107-117.
Фейнгерберг И. М. Мозг. Психика. Здоровье. М.: Наука, 1972.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука. 1991.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
Халик А.В. Влияние различных источников стресса на кинестеническую чувствительность спортсменов в зависимости от силы нервной системы // Темперамент и спорт. Пермь, 1972.
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.
Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.:ФиС, 1967. С.3-13.
Чеснокова И. И. О тенденции исследования состояний личности в советской психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 19-23.
Чшмаритян С. С. Стресс и фрустрация: возрастные аспекты. Автореф.... дис. канд. психол. наук. Ереван, 1990.
Шелдон У. Анализ конституциональных различий но биографическим данным // Психология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 252-261.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
Шкуратова И. П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности. Дис.... канд. психол. наук. Л., 1983.
Шкуратова И. П. Исследование стиля в психологии: оппозиция пли консолидация // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 13-33.