1. Планетарный Логос и эфиры
Человек, населяющий форму Мыслитель, ночью выходит из своего эфирного «кольца-не-преступи» и действует в ином месте. Следовательно, согласно этому закону, Планетарный Логос в определенные периоды, которые для планеты соответствуют часам временного отдыха человека и называются пралайя, также может выйти из своего «кольца-не-преступи».
То же самое делает в установленные циклы и Солнечный Логос; это не те циклы, которые мы именуем солнечной пралайей, но меньшие периодические циклы, сменяющие «дни Брахмы», или регулярно наблюдаемые периоды меньшей активности. Все они управляются Кармой, и сам Истинный Человек, применяющий Закон Кармы к своим проводникам и в своей крошечной системе, является соответствием четвертой группе кармических сущностей, которых мы называем Владыками Липиками, человек применяет этот закон к своей троичной низшей природе.
Нынешняя Четвертая земная цепь в этом отношении одна из самых важных, поскольку именно в ней человеческой Монаде предназначено овладеть эфирным телом с точки зрения как человеческого, так и планетарного выхода из ограничения. Наша земная цепь, хотя и не является одной из Семи священных планетных цепей, представляет в настоящее время жизненную важность для Планетарного Логоса, временно использующего ее как средство своего воплощения и выражения. Напряженная и хаотическая жизнь нынешнего четвертого круга объясняется весьма простым обстоятельством – разрушением эфирной паутины с целью достичь освобождения и в дальнейшем обрести более адекватную форму.
…Мы занимаемся только физическим эфирным телом, а не его соответствиями на всех планах. Объясняется это тем, что наша Система находится на космических эфирных уровнях и, следовательно, это тело имеет для нас первостепенную значимость.
|
2. Космические и системные эфиры
а) Низший Космический план – это Космический физический план, и это единственный план, который конечный человеческий ум способен хоть как-то понять.
б) Этот Космический физический план существует в материи, дифференцированной на семь качеств, групп, степеней или вибраций.
в) Эти семь дифференциаций – семь главных планов нашей Солнечной системы.
Физический план | Системные планы | Космические планы | |
1. Атомный подплан.. | Божественный. Ади.......... | Атомный план | |
1-й эфир | Изначальная материя | 1-й Космический эфир | |
2. Субатомный........... | Монадический. Анупадака... | Субатомный | |
2-й эфир | Акаша | 2-й Космический эфир | |
3. Сверхэфирный....... 3-й эфир | Духовный. Атмический.... Эфир | 3-й Космический эфир | |
План объединения, или единения | |||
4. Эфирный.................. 4-й эфир | Интуитивный................... Буддхический | 4-й Космический эфир | |
Воздух | |||
Низшие три мира | |||
5. Газообразный........... | Ментальный..................... Огонь | Газообразный Субэфирный | |
6. Жидкий..................... | Астральный..................... Эмоциональный | Жидкий | |
7. Плотный физический.. | Физический план............ | Плотный Физический | |
г) Эти семь главных планов нашей Солнечной системы – всего лишь семь подпланов космического физического плана, и мы, следовательно, понимаем причину, почему Е.П.Б.[2],[3] подчеркивала, что материя и эфир – синонимы, и эфир встречается в том или ином виде на всех планах и представляет собой лишь градацию космической атомной материи, которая, будучи недифференцированной, называется Мулапракрити, или изначальной прагенетической субстанцией, а будучи дифференцированной Фохатом (или энергетизирующей Жизнью, Третьим Логосом, или Брахмой), именуется Пракрити, или материей.[4]
|
д) Наша Солнечная система является Системой четвертого порядка; это означает, что она расположена на Четвертом Космическом эфирном плане, если считать, как принято, сверху вниз.
е) В силу этого Четвертый Космический эфирный план является местом встречи прошлого и будущего, и так образует настоящее.
ж) Поэтому Буддхический, или Интуитивный, план (соответствующий в Системе этому Четвертому Космическому эфиру) является местом встречи, или планом объединения для человека на его нынешней стадии развития и для его будущей стадии как сверхчеловека, и также соединяет прошлое с тем, что будет.
з) Следующие соответствия во времени потребуют интенсивной медитации. Они основаны на осознании связи между Четвертым Космическим эфиром, Буддхическим планом и четвертым физическим эфирным подпланом.
Четвертый подплан Монадического плана – это в истинном смысле место перехода с эгоического Луча (каким бы он ни был) на монадический Луч; эти три Главных Луча действуют на трех высших подпланах Монадического плана так же, как три абстрактных подплана Ментального плана создают место перехода с личностного Луча на эгоический.
Четыре меньших Луча смешиваются с Третьим Главным Лучом Активного Интеллекта на Ментальном плане и на Атмическом плане. Четыре Логоса, или Планетарных Духа, работают на Атмическом плане, как один.
|
и) Еще один синтез происходит на синтетическом Втором Луче на втором подплане Буддхического плана и на Монадическом плане, в то время как сравнительно немногие Монады Воли, или Могущества, синтезируются на атомном подплане Атмического плана. Все три группы Монад работают на Ментальном плане в трех отделах под водительством Махачохана, Ману и Бодхисаттвы, или Христа; на втором или Монадическом плане они работают как единое целое, демонстрируя свою двойственную активность на Атмическом плане и свою сущностную тройственность – на Буддхическом плане.[5]
На четвертом эфирном плане обретается ключ к господству над материей, и можно отметить, что:
Через четвертый физический эфир человек начинает осваивать свое астральное, или эмоциональное, тело и все чаще удаляться в этот проводник. Непрерывность сознания достигается, когда человек овладевает четырьмя эфирами.
На четвертом подплане ментального плана человек начинает контролировать свое каузальное, или эгоическое, тело и поляризовать в нем свое сознание, пока поляризация не завершится. Он функционирует в нем сознательно после того, как овладевает соответствиями эфиров на ментальном плане.
к). Таким образом, на этих эфирных уровнях Логос нашей Системы повторяет, как некая Великая совокупность, опыт своих крошечных отражений на физических планах; он координирует свое космическое астральное тело и достигает непрерывности сознания, когда овладеет тремя космическими эфирами.
л). Следует заметить, что подобно тому, как у человека плотное физическое тело в трех его состояниях – твердом, жидком и газообразном – не считается принципом, так и с космической точки зрения физический (плотный), астральный (жидкий) и ментальный (газообразный) уровни считаются как бы несуществующими, и считается, что Солнечная система находится на четвертом эфире. Семь священных планет состоят из материи этого четвертого эфира, а семь Небесных Людей, чьими телами они являются, нормально функционируют на четвертом плане Системы, Буддхическом, или на Четвертом космическом эфире. Когда человек достигает сознания Буддхического плана, он расширяет свое сознание до сознания Небесного Человека, клеткой тела которого он является. Это достигается при Четвертом Посвящении, посвящении освобождения. При Пятом Посвящении он восходит вместе с Небесным Человеком на пятый план (с человеческой точки зрения), Атмический, а при Шестом – овладевает Вторым космическим эфиром и приобретает монадическое сознание и непрерывность функционирования. При Седьмом Посвящении он овладевает всей сферой материи низшего Космического плана, удаляется от всякого эфирного контакта и функционирует на Космическом астральном плане.
3. Защитное назначение эфирного тела
Давайте посмотрим вначале, в чем заключаются эти защитные функции:
Первая. Эфирная ткань действует как разделитель, или разделяющая паутина между астральным и плотным физическим телами.
Вторая. Она обеспечивает циркуляцию притекающей жизненности, или пранического флюида, и осуществляет свою работу в три стадии:
На первой стадии пранический флюид и солнечные излучения принимаются и три раза проходят по периметру треугольника, распределяясь затем по периферии тела, энергетизируя и оживотворяя все физические органы и определяя автоматическую подсознательную деятельность тела плотной материи. При совершенном исполнении своей роли эфирное тело защищает от недомоганий, и человек, который правильно поглощает и распределяет прану, не знает болезней плоти. Это намек для всех врачей, который, если правильно его понять, приведет к коренной переориентации медицины с лечения на профилактику.
На второй стадии пранические флюиды начинают соединяться с огнем у основания позвоночника и медленно поднимать его вверх, перенося его тепло из центров, находящихся ниже солнечного сплетения, в три верхних центра: центры сердца, горла и головы. Если предоставить осуществлять этот процесс только силам природы, не стимулируя его, то он будет длительным и медленным. Однако именно сейчас этот процесс (в немногих случаях) разрешается ускорить, с тем чтобы оснастить работников, служащих человечеству. Это и есть задача любой оккультной подготовки. В следующем разделе «Кундалини и позвоночник» мы рассмотрим этот предмет еще более подробно.
На третьей стадии активная излучающая материя (прана) еще полнее соединяется со скрытым огнем материи, что приводит (как будет раскрыто ниже) к определенным результатам.
Это ускоряет нормальную вибрацию физического тела так, что оно с большей готовностью отзывается на более высокую ноту Эго и осуществляет устойчивый подъем соединенных огней через тройной канал позвоночного столба. На второй стадии этот оживляющий соединенный огонь достигает центра между нижними частями лопаток – это точка соединения и полного слияния огня из основания позвоночника с огнем, циркулирующим по праническому треугольнику. Вспомним, что здесь находится одна из вершин этого треугольника. Когда троичный базовый огонь и троичный пранический огонь встречаются и сливаются, эволюция продолжается со значительно большей скоростью. Это обязательно происходит при Первом Посвящении, когда поляризация фокусируется в том или ином из трех верхних центров, а в каком именно – это зависит от Луча человека.
Результат такого слияния приводит к изменению работы центров. Последние становятся «колесами, обращающимися вокруг себя», и от чисто вращательного движения переходят к четырехмерной активности, проявляясь как сияющие излучающие вихревые центры живого огня.
Три главных головных центра активизируются (в последовательности, зависящей от Луча), и между ними осуществляется тот же процесс, что и в праническом треугольнике. Прежде эти три центра слабо реагировали на вибрационное движение друг друга (ощущая тепло и ритм друг друга, но будучи разделены), теперь же огонь перебрасывается от центра к центру, и каждое колесо-вихрь соединяется цепью огня, пока не образуется треугольник огня, через который вокруг излучаются огонь Кундалини и пранический огонь. Продолжается также и циркуляция. Огонь Кундалини создает тепло центра, его интенсивное излучение и сияние, тогда как пранический эманирующий огонь создает все нарастающие активность и вращение.
С течением времени, между Первым и Четвертым Посвящениями, тройной канал позвоночника и все эфирное тело постепенно очищаются действием огня, пока всякая «бренность» (как выражаются христиане) не выжигается и не остается ничего, что могло бы помешать продвижению этого пламени.
По мере того как огонь Кундалини и прана продолжают свою работу и канал все больше и больше очищается, центры активизируются, и тело становится чистым, пламя Духа, или огонь Эго, более активно нисходит вниз до тех пор, пока в районе верхушки головы не возникнет пламя ослепительной яркости. Оно начинает подниматься вверх через тела к своему источнику, каузальному телу.
Одновременно с активизацией этих огней материи и Духа с большей интенсивностью разгораются огни ума, или Манаса. Это огни, данные при индивидуализации. Они непрерывно питаются огнем материи, и их тепло усиливается солнечным эманирующим огнем, зарождающимся на Космических уровнях ума. Это тот аспект манасического огня, что развивается в виде инстинкта, животной памяти и функциональных воспоминаний, которые столь наглядно проявляются у малоразвитого человека. Со временем огонь ума разгорается ярче и наступает момент, когда он начинает прожигать эфирную паутину – ту ее часть, что защищает центр у самой верхушки головы, – и открывает канал для нисхождения Духа. Это вызывает определенные последствия:
Огонь Кундалини сознательно направляется и контролируется умом или аспектом воли с ментального плана. Два огня материи силой человеческого ума соединяются сначала друг с другом, затем – с огнем ума.
Совместным результатом этого соединения является разрушение (контролируемое и закономерное) эфирной паутины, а также обретение непрерывности сознания и приход в личностную жизнь человека «Жизни с избытком», или третьего огня – огня Духа.
Стремительное нисхождение Духа и подъем внутренних огней материи (контролируемых и направляемых сознательным действием огня ума) вызывают соответствующие результаты на соответствующих уровнях астрального и ментального планов, так что осуществляется параллельный контакт, и великая работа освобождения проходит согласно Плану.
Первые три посвящения свидетельствуют о достижении этих результатов и приводят к Четвертому, при котором интенсивность объединенных огней приводит к полному сжиганию всех барьеров и освобождению Духа сознательно направленным усилием со стороны троичной низшей оболочки. Человек должен сам и сознательно добиться своего собственного освобождения. Эти результаты вызываются самим человеком по мере того, как он освобождается от трех миров, разрушая свое Колесо перерождения вместо того, чтобы вновь и вновь разрушаться на нем самому.
Из этого объяснения очевидна исключительная важность эфирного проводника как разделителя огней, поэтому необходимо обратить внимание на опасности, которые неизбежно возникают, если человек начинает бездумно, невежественно и своевольно манипулировать этими огнями.
Если человек силой воли или в результате чрезмерного развития умственного аспекта своей личности сумеет объединить эти огни материи и вызвать их движение, он подвергнется опасности одержания, безумия, физической смерти или тяжелой болезни в какой-либо части тела; он также подвергается риску сексуального перевозбуждения из-за того, что сила неправильно и преждевременно поднимается вверх и вследствие этого вливается не в те центры. Причина этого в том, что материя его тела недостаточно чиста, чтобы выдержать соединение пламени, а канал позвоночника засорен и блокирован, что создает барьер, поворачивающий пламя назад и вниз, а также в том, что пламя (соединенное силой ума, но не сопровождаемое одновременным потоком, нисходящим с плана духа), прожигая эфирное тело, открывает вход нежелательным и чуждым силам, потокам и даже сущностям. Они разрушают и рвут то, что осталось от эфирного проводника, а также ткань мозга и даже плотное физическое тело.