В библиотечном деле не решена проблема позиционирования обучения инновационной деятельности. Пока не ясно — где и когда, главным образом, следует обучать инновационного менеджера — в вузе (и среднем учебном заведении), в структурах повышения квалификации или без отрыва от производства (при решении конкретных инновационных задач).
За пределами библиотечной деятельности сложилась иная ситуация. В последние годы, главным образом, в составе крупных политехнических вузов нашей страны создаются разнообразные образовательные структуры, ориентированные на подготовку и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности. Особое место среди них занимает Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), основанный в 1999 г. под учредительством Министерства образования, Министерства науки и технологий и Министерства экономики Российской Федерации на базе государственного научного учреждения — Центра содействия развитию научно-технического предпринимательства в высшей школе Минобразования России. Этот университет является базовым элементом многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах. Его деятельность осуществляется по принципу открытого образования, через филиалы и представительства в целом ряде регионов России благодаря использованию дистанционного обучения, корпоративной информационной сети и региональных учебно-научных центров инновационного предпринимательства. Двенадцать филиалов университета сегодня работают на базе ведущих региональных вузов в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Иваново, Москве, Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Томске, Красноярске и Хабаровске(214).
|
Таким образом, за пределами библиотечной деятельности важнейшей ступенью в подготовке специалистов для инновационной сферы является высшая школа. Особенности обучения рассмотрены в соответствующей литературе. Считается, что инновационное образование следует дифференцировать по направлениям (88):
· общее инновационное образование;
· инновационно-технологическое образование;
· инновационно-менеджерское образование.
Доказано, что общее инновационное образование должно входить в программы подготовки любых специалистов, учитывая специфику их отраслевой ориентации. Оно призвано сформировать общее представление об инноватике и инновационной деятельности, их роли и направлениях развития. Специалист должен понимать содержание соответствующих процессов, знать мировой уровень техники и технологий, а также их тенденции.
Инновационно-технологическое образование является техническим. В его основе лежит знание общей теории технологий в функциональном и предметном разрезах. Считается, что такой специалист должен овладеть методологией и навыками инновационного проектирования, обладать знаниями систем стандартов и методик управления качеством, экологических норм при проектировании новой техники и технологий. Ему необходимы глубокие знания основных тенденций развития техники и технологий. Он должен знать и понимать методику технико-экономических обоснований.
|
Инновационно-менеджерское образование обеспечивает подготовку менеджеров для науки, техники и инноватики. Подчеркивается, что в этом случае вузовские образовательные программы должны включать технологический, социально-экономический и юридический блоки. Такие специалисты должны владеть методикой функционально-стоимостного анализа, навыками инновационно-инвестиционного проектирования, знать общие основы и особенности финансового менеджмента в сфере инноваций, методологию и методику организации маркетингового обеспечения инновационной деятельности. Важным элементом подготовки инновационного менеджера считается формирование знаний, умений и навыков в области экономической психологии и психологии инноваций, а также основ этики в научно-технической сфере, норм и процедур охраны авторских прав и интеллектуальной собственности (88, с. 72).
В качестве целевых категорий обучающихся инновационной деятельности в научно-технической сфере принимаются:
· лица, получающие первое высшее образование;
· лица, получающие второе высшее образование;
· лица, проходящие подготовку к лицензированию для работы в инновационной сфере;
· аспиранты и докторанты;
· лица, пользующиеся модулями специализированных курсов для повышения квалификации.
Для каждой из указанных групп считается необходимым разрабатывать специализированный, а иногда и индивидуальный учебный план, так как инновационный потенциал данных категорий различен. Первые три категории в большей степени могут быть ориентированы на практическую инновационную деятельность.
|
Считается, что первая категория (студенты вузов) получает начальное обучение инновационной деятельности, поэтому образовательные программы должны содержать элементы тестирования, позволяющие выявить потенциальных новаторов. Суть такого тестирования состоит в выявлении пригодности к работе в инновационной сфере, в тоже время это тестирование позволяет выявить лиц, способных к выполнению рутинных операций, обеспечивающих условия для генерирования инноваций.
Подчеркивается, что инновационная деятельность требует подготовки специалистов специфического профиля, способных обеспечить создание инноваций их продвижение и экономическое обеспечение соответствующих процессов. По мнению специалистов в области обучения инновациям, эти задачи не могут быть обеспечены подготовкой одного «синтетического» специалиста, поскольку специфика каждой отрасли требует отраслевой профилизации и соответствующих отличий учебных планов (88).
В политехнических вузах ведется подготовка специалистов по двум специальностям: «Инновационные технологии» и «Экономика, организация и управление инновационной деятельностью».
В рамках первой специальности подготовка специалистов осуществляется по специализациям, соответствующим укрупненным отраслям (машиностроение и металлообработка, приборостроение и радиоэлектроника, строительство и строительные материалы, транспорт, связь и информационные системы и пр.), возможна и соответствующая детализация специализаций.
В рамках второй специализации подготовка специалистов осуществляется по специализациям «Экономика инновационной деятельности» и «Менеджмент инновационной деятельности». Считается, что учебные планы должны отличаться удельным весом дисциплин, принятых за профилирующие. «Экономика» в этом случае понимается расширительно за счет отнесения к ней финансов, учета и статистики, вопросов управления персоналом и организации труда и пр. Особое место в учебном плане отводится методологии анализа, оценок и прогнозирования.
Учебные планы для подготовки менеджеров по инновационной деятельности формируют на основе пяти блоков:
· общеобразовательные дисциплины;
· общеинженерные дисциплины;
· экономико-управленческие дисциплины;
· подготовка по профилю специализации;
· дипломное проектирование.
Ввиду того, что аналогов подготовки специалистов в области инноваций нет, считается неправильным формировать структуру учебных планов только инженерными или экономическими дисциплинами. Первый блок посвящают таким дисциплинам, без знания которых дальнейшая подготовка инженеров будет невозможна: высшей математике; философии; психологии и этике, иностранному языку, истории науки и технологий, инноватике и инженерной графики. Считается, что любой пробел в качестве их освоения приведет к сложностям в освоении дисциплин других блоков, к потере профессионального мироощущения.
Второй блок задуман в качестве общеинженерного с тем отличием, что применительно к инновационным технологиям его дисциплины относятся к «специальность - образующим», а для прочих они являются источником общетехнической грамотности: информатика; основы технологий; общая теория инновационных технологий; безопасность инновационных технологий, инновационно -функциональный анализ. Считается, что изучение этих дисциплин позволит будущим специалистам изучить законы и методологию инновационных технологий, что даст им возможность избегать неоправданных потерь и затрат, изучать и оценивать инновационную деятельность по соответствующим критериями, находить необходимую им информацию о достижениях и тенденциях технологического прогресса, потенциале инновационного поиска.
Третий блок учебного процесса призван вооружить специалиста знаниями и умениями в области использования методов мотивации персонала к инновационной деятельности. В данный блок дисциплин включены: экономика; управление и мотивации; маркетинг и право. Считается, что специалист должен представлять всю совокупность экономических отношений, возникающих на основе инноваций. Инновационная деятельность всегда сопряжена с возникновением и урегулированием вопросов интеллектуальной собственности, что требует юридической подготовки специалиста. Успешная подготовка по рассмотренным блокам позволит студенту приступить к изучению дисциплин специальной подготовки — четвертому блоку учебного процесса, который считается одним из самых трудоемких и информационно насыщенных.
В период специальной подготовки студент изучает отраслевые технологии (по избранным отраслям), приобретает навыки, необходимые при оценке состояния инновационной деятельности в конкретной отрасли при организации и проведении инновационного проектирования. В этот блок дисциплин включают: отраслевые технологии; оценку уровня инновационных резервов в определенной отрасли; инновационное проектирование; эффективность инновационных инвестиций. Для этого, помимо лекционных и практических (лабораторных) занятий, обучающемуся необходимо пройти курсовое проектирование и завершить работу практическими расчетами эффективности инновационных инвестиций.
И, наконец, пятый блок вмещает всю работу по проведению дипломного проектирования, государственных экзаменов, преддипломной практики, презентации результатов и защите дипломного проекта.
Таким образом, за пределами библиотечной отрасли определены особенности обучения специалистов инновационной деятельности, существует определенная система подготовки кадров, в вузах станы открыты специальности для подготовки кадров для инновационной сферы.
По всей видимости, аналогичные задачи будут решаться и в библиотечном деле, так как процесс совершенствования библиотечного образования и постобразования набирает силу, происходит стандартизация образовательной деятельности на всех уровнях образования: среднем, высшем, поствузовском. Проводятся значительные изменения в нормативных, организационных и научно-методических основах образовательной инфраструктуры, связанные с переходом к принципиально новому уровню подготовки специалистов всех специальностей, в том числе и библиотекарей.
В существовавших ранее стандартах и учебных планах вузов не предусматривалось специальных дисциплин, ориентированных на подготовку специалистов для работы по реализации инноваций в библиотеках, однако, каждый недавний выпускник библиотечно-информационного факультета вуза культуры и искусств получил базовые знания в области организации инновационной деятельности в библиотеках в курсах «Библиотечный менеджмент», «Библиотечное обслуживание» и пр. и по дисциплинам специализаций, ориентированных на управление библиотечной деятельностью и технологию работы библиотеки.
В 2002 г. приказом министерства образования Российской Федерации от 24 января за № 181 утверждена новая специальность высшего профессионального образования «Библиотечно-информационная деятельность» (вместо существовавшей ранее «Библиотековедение и библиография»). Идет активная работа над созданием новых стандартов среднего и высшего профессионального библиотечного образования, совершенствуется его программное, информационное и технологическое обеспечение.
В новом образовательном стандарте подготовку специалистов по специальности 052700 («Библиотечно-информационная деятельность») предложено осуществлять по альтернативным программам, позволяющим по окончании вуза присваивать выпускнику четко обозначенные квалификации:
01. Библиотекарь-библиограф, преподаватель;
02. Технолог автоматизированных информационных ресурсов;
03. Референт-аналитик информационных ресурсов;
04. Менеджер информационных ресурсов
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по каждой квалификации при очной форме обучения составляет 5 лет.
Анализ стандарта дает основания определить требования к новому специалисту в области библиотечно-информационной деятельности в контексте решения им различных инновационных задач.
Инновационная деятельность пронизывает все процессы и операции библиотечной деятельности, поэтому к ее осуществлению необходимо готовить библиотекаря любой квалификации. Анализ нормативно-методических материалов образовательного стандарта позволяет определить, какие инновационные задачи могут решать выпускники вузов (исходя из требований стандарта к квалификационной характеристике специалистов) и какие курсы могут обеспечивать подготовку к их решению:
Квалификации | Задачи профессиональной деятельности | Специальные дисциплины |
01.Библиоте-карь-библио- граф, препода- ватель | Формирование и хранение документных фондов, аналитико-синтетическая переработка информации, обслуживание пользователей различных учреждений в системе документных коммуникаций | Библиотечный менеджмент; Библиотечное обслуживание; СПА библиотеки; Библиографическая деятельность |
02.Технолог автоматизиро- ванных информацион- ных ресурсов | Постановка и решение задач проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных информационных систем; определение основных технико-экономических требований к автоматизированным информационным системам; создание и внедрение автоматизированных информационных систем; выбор интерфейсных средств при построении сложных автоматизированных информационных систем; системное проектирование и комплексирование локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем | Автоматизированные библиотечно-информационные технологии; Информационные сети и системы; Проектирование АПБИС; Программно-техническое обеспечение АБИС |
03. Референт- аналитик информацион-ных ресурсов | Оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера | Иформационно-аналитические технологии; Информационно-аналитические продукты и услуги; Организация информационно-аналитической деятельности |
04. Менеджер инфорационных ресурсов | Стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и направлениями библиотечно-информационной работы | Менеджмент библиотечно-информационной деятельности; Маркетинг библиотечно-нформационной деятельности; Управление библиотечной деятельности; Экономика библиотечно-ииформационной деятельностью; Инновационно-методическая работа библиотеки; Документацион-ное обеспечение управления |
Таким образом, квалификации 02, 03 и 04 в наибольшей степени нацеливают выпускника на инновации, на возможность и готовность к их осуществлению. Причем, 02 — больше на технологические, 03 — на продуктные и 04 — на управленческие инновации. По аналогии с характеристикой инновационного образования за пределами библиотечной отрасли можно предположить, что студенты 01 квалификации библио-течно-информационных специалистов должны получить в вузе общее инновационное образование. Инновационно-технологическое образование получают студенты квалификаций 02 и 03, а инновационно-менеджерское — квалификации 04.
В то же время, принимая во внимание масштабы и темпы развития библиотечных изменений, к их осуществлению должен быть подготовлен любой библиотечный специалист, не зависимо от получаемой в вузе квалификации. Нам представляется, что дисциплины, позволяющие сформировать начальное инновационное образование, должны входить в программы подготовки любых библиотечных специалистов, формировать общее представление об инноватике и инновационной деятельности, их роли в библиотечном развитии. Любой библиотечный специалист с высшим образованием должен понимать содержание инновационных процессов в библиотечном деле, знать мировой уровень развития библиотечно-информационной науки, техники и технологий, а также уметь отслеживать тенденции их развития.
Инновационно-технологическое образование библиотечно-информационных специалистов требует изучения особенностей реализации библиотечных инноваций в функциональном и предметном разрезах. Технолог автоматизированных информационных ресурсов или референт-аналитик информационных ресурсов должен владеть методологией и навыками инновационного проектирования в области создания АБИС и продуктовых инноваций, обладать знаниями в области управления качеством обслуживания в библиотечно-информационном деле, знать основные тенденции развития библиотечно-информационных технологий, методику технико-экономических обоснований библиотечных инноваций.
И, наконец, инновационно- менеджерское библиотечно-информационное образование нацелено на подготовку менеджеров в области библиотечно-информационной деятельности (менеджеров информационных ресурсов).
Безусловно позитивным фактом является включение в новый образовательный стандарт курса «Инновационно-методическая работа библиотеки». На его изучение стандартом рекомендовано отвести 366 часов, из них 184 аудиторных. Курс рекомендуется изучать с 6 по 8 семестр (итоговая форма контроля экзамен).
По нашему мнению, в программу данного курса можно включать следующие темы:
Тема 1. Инноватика как теория изменений
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной
реальности.
1.2. Инноватика: содержание и направления развития.
1.3. Библиотечная инноватика: основные проблемы изучения.
Тема 2. Инновационная политика в стратегическом управлении библиотекой
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями.
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной
политики.
Тема 3. Реализация инновационного процесса в библиотеке
3.1. Виды инноваций.
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса.
3.3. Разработка инновационных проектов.
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций.
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в
библиотеках.
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений.
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки.
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции
библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций.
3.4.5. Ассортиментное регулирование.
3.5. Реализация технологических инноваций.
3.5.1. Основные процессы библиотечной технологии и назначение
технологических инноваций.
3.5.2. Автоматизированная библиотечная технология: сущность, этапы,
принципы разработки и внедрения АБИС.
3.6. Реализация управленческих изменений.
Тема 4. Управление нововведениями в библиотеке
4.1. Создание инновационного климата.
4.2. Задачи и функции менеджера как лидера преобразований.
Тема 5. Научная и организационно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек
5.1 Научно-методическая работа библиотек и реализация инноваций.
Основные направления и функции научно-методической работы.
5.2. Инновационно-методические службы библиотек и организация
их работы.
5.3 Аналитическая деятельность библиотек. Направления и методика
изучения инноваций.
5.4. Организация работ по распространению и продвижению новшеств
Распространение и продвижение новшеств.
5.5. Организация повышения квалификации и переобучения руководителей и
персонала библиотек по вопросам управления изменениями.
Программа курса и тематический план приведены в Приложении 4.1.
Учитывая опыт подготовки инновационных менеджеров в научно-технической сфере, такие специалисты должны владеть методикой функционально-стоимостного анализа, навыками инновационно-инвестиционного проектирования, знать основы и особенности финансового менеджмента в сфере инноваций, методологию и методику организации маркетингового обеспечения инновационной деятельности, обладать знаниями, умениями и навыками в области психологии инноваций и этики творчества, норм и процедур охраны авторских прав и интеллектуальной собственности. Поэтому для формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность и способность библиотечного менеджера к управлению библиотечными изменениями, предлагается в качестве дисциплин специализации и курсов по выбору в учебные планы включать такие дисциплины как: финансовый менеджмент; инновационно-функциональный анализ; управление и мотивации в библиотечном деле; охрана авторских прав и защита интеллектуальной собственности в библиотечно-информационной сфере; маркетинговые исследования; оценка уровня и инновационных резервов библиотечно-информационной деятельности; инновационное проектирование; общественные коммуникации библиотек; фандрейзинг и эффективность инновационных инвестиций. В качестве курсовых работ предлагается использовать инновационное проектирование, выполнение маркетинговых библиотековедческих исследований.