1. Определение комплекса мер, нацеленных на изменение состояния спроса
с учетом заданных характеристик инновационной ситуации.
2. Выбор вида диверсификации в зависимости от заданных условий, раз
работка инновационного кластера.
Из рассмотренного примера можно заключить, что тематика теоретических занятий семинара должна соответствовать комплексу новых знаний, практических навыков и инновационных задач (новых умений). Новые умения — это главная цель семинара, она достигается путем закрепления только что полученных знаний и навыков при выборе способов решения стратегических задач в зависимости от сложившихся условий.
Однако, определение тематики занятий представляет собой главный, но не полный объем всех необходимых работ по составлению программы семинара. Следует составить сценарий мероприятия, определить его композицию, отвечающую на вопросы что, в какой последовательности, как и где будет происходить, какие дополнительные программные элементы будут предусмотрены в программе семинара, чтобы его проведение имело не только учебную направленность, но и позволяло его участникам обменяться опытом, завязать контакты, развлечься и отдохнуть, проанализировать полученную на семинаре информацию и понять как ее можно использовать в своих условиях.
Структура любого мероприятия состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Гармонично построенное мероприятие начинается с «зарядки энергией», с эмоционального подъема во вводной части. В вводную часть мероприятия включают два композиционных момента:
1. Приветствие организаторов и сообщение о целях и задачах семинара.
2. Презентацию достижений участников.
|
Презентация как элемент вводной части преследует несколько целей. Во-первых, каждому дается право выступить и сообщить о своих достижениях в работе по теме семинара, что не только создает творческую и эмоционально позитивную атмосферу, но показывает «кто есть кто» в аудитории участников. Во-вторых, презентация показывает уровень и масштабы проблемы и позволяет скорректировать содержание программы обучения сразу же при «старте» семинара. К презентации слушатели готовятся заранее. Успешная подготовка материалов к презентации и своевременное их предоставление организаторам семинара рассматривается одним из условий победы в конкурсе и отбора участников образовательной программы.
На презентации важно дать выступить всем участникам. В начале семинара библиотекари еще не знают, правильно или нет (с позиций теории и методики) они осуществляют эту деятельность, в чем она не соответствует требованиям и почему. Это позволяет им высказываются смело, открыто и адекватно реальной ситуации, показать «стартовый уровень» своих знаний, умений и навыков, а организаторам — получить исходный «материал» не только для корректировки содержания программы, но и для подготовки финального заседания, получить данные для сравнения исходного уровня знаний, умений и навыков с достигнутым на семинаре.
Важным организационным моментом подготовки презентации является правильное определение последовательности выступлений участников. Эта последовательность должна способствовать усилению эмоционального состояния участников. Поэтому важно расположить все выступления по нарастающей так, чтобы наиболее сильные выступления приходились на конец. Таким образом, выступления выстраиваются по принципу «от простого (слабого) к сложному (сильному)». Такой прием обеспечивает ровное и позитивное восприятие участниками своей деятельности, не «выпячивает» слабые презентации (слабые библиотеки), оставляет «чувство удовлетворенности» и «ощущение развития» у всех участников по завершению этой части программы семинара. Поэтому его организаторам важно заранее ознакомиться с содержанием выступлений (материалами к презентации), и четко продумать последовательность выступлений участников.
|
Основная часть предусматривает проведение лекционных, практических занятий и «командное» решение ситуационных задач. На этом этапе так же важно поддерживать позитивное эмоциональное состояние у участников, которое и здесь, усиливается до максимума в финальной точке. Финальная точка — это работа в группах по проживанию и рефлексии различных управленческих ситуаций.
Для организации работы в группах важно разделить участников на равные части. Наиболее простым является формальный способ группировки, когда участникам предлагается рассчитаться на «первый и второй», или (в зависимости от количества участников) на «первый, второй и третий» и каждый «номер» участника является основанием для его «включения» в первую, вторую или третью группу. Для работы в группах организаторам семинара следует выдать задания (ситуационные задачи) и основные рекомендации по обсуждению вариантов решения. Рекомендации заключаются в том, что в процессе решения ситуационной задачи важно учесть, что:
|
· при столкновении противоположных мнений принимаются не «самые правильные» решения (с позиции лидера группы), а те, которые устраивают всех. Нужно сделать все, что бы не возникло конфликтов и был найден компромисс;
· лидеру группы стараться не критиковать и отказаться от негативной оценки идей, предложений и мнений участников, коллектив но искать конструктивное начало решения проблемы;
· у каждого члена команды должны быть равные комфортные условия и право на творчество, на высказывание своих мыслей и идей. Работа строится по принципу «работают все и никто не отсиживается за кустами». Соблюдение этого принципа достигается с помощью включения в ситуационную задачу заданий, равных по количеству числу участников группы. Таким образом, по решению каждого задания роль лидера берет на себя каждый участник.
При организации работы в группах главным является не столько нахождение правильного решения ситуационной задачи, сколько обучение решению проблемы в группе. Если оказывается, что по мнению лидера группы предлагается неконструктивное решение, ему важно согласиться с группой, так как если права группа, а он нет — выиграет семинар, а если он прав, а группа нет — участники семинара научатся правильно оценивать реальность и не допускать подобных ошибок. Если же лидер группы настаивает на своем (правильном) решении, то теперь не группа, а он отвечает за результаты, а каждый из участников снимает свою ответственность за решение ситуационной задачи.
Кульминацией этапа решения ситуационных задач являются выступления лидеров групп по результатам их решения. Последовательность финальных выступлений лидеров групп строится по тому же принципу, что и на презентации.
В заключение семинара подводятся итоги, анализируются возможности изменения существующей деятельности с учетом обучения, и здесь важно дать каждому участнику высказаться о том, что привнес семинар в их осмысление проблемы, в чем он видит новые «точки роста» для своей работы.
В целом при организации семинара важно учитывать, что для каждого участника должны быть созданы условия для удовлетворения его социально-обусловленных потребностей — в защищенности, сопричастности и признании, дружбе и общении, творчестве, углубленном видении мира, своей профессии, в осознании себя и своего предназначения. Библиотекари приехали на семинар с разными целями и ожиданиями, поэтому важно создать условия для их реализации.
Организаторам и тренерам-консультантам следует предусмотреть такие моменты, которые смогли бы доставить удовольствие присутствующим (шутки, интересные истории, подарки, сюрпризы и т. п.). Учитывая тот факт, что во время перерыва (еды и общения) эмоциональное состояние спадает, сразу после перерыва можно вставить в программу легкий по содержанию элемент (сюрприз), эмоционально активизирующий участников семинара (например, сообщение о победителях в конкурсе «Лучшая библиотека», поздравление за ранее достигнутый результат кого-либо из участников с вручением подарков, грамот и т. п.).
Весь сценарий должен быть ориентирован на признание, поощрение, то есть включение элементов, усиливающих у частников уверенность в себе. Особую роль играет профессиональное общение на семинаре. Для этого в программе 2—3-дневного семинара предусматриваются экскурсии, выходы в театры и на концерты, банкеты.
Гармоничность программы семинара достигается соблюдением принципа триединства: идеи, содержания и формы мероприятия. Идея — это цель, решение той проблемы, которая действительно актуальна для библиотекарей. Если после завершения семинара обнаружится, что ее участники не получили той пользы, на которую они рассчитывали, считается, что идея семинара не была реализована. Содержание — это качество распространяемой информации. Недопустимо использование необоснованной информации, не соответствующей теме, слишком общей и не относящейся к делу, повторение одной и той же идеи в разных вариантах. Форма — это гармоничность представленной информации, она усиливает идею, превращает семинар в событие.
В заключение подчеркнем, что персонал библиотек и руководителей различных категорий (высшего звена, функциональных и линейных руководителей) важно обучать инновационной деятельности по-разному. Основной смысл и содержание обучения менеджеров заключается в осознании сложности и противоречивости собственной деятельности и границ полномочий. Совсем другой смысл обучения персонала, которому важно приобрести умения по разработке инноваций, реализации инновационных проектов и продвижению инноваций в социальной среде. Если руководителей обучают управлению изменениями, то персонал — особенностям реализации инноваций (применению новых технологий и продуктовых инноваций, проведению исследований, методам public relations, проектной работы и фандрейзинга; документированию инновационной деятельности и пр.). Целенаправленная работа по повышению квалификации станет возможной лишь в тесном сотрудничестве вузов, структур повышения квалификации и библиотек. Тогда она позволит и повысить инновационную активность библиотек, и сделать инновационные процессы более результативными.