Осуществления инновационного процесса




Последовательность

 

Превращение инновационной идеи в реальный объект изменений представляет собой сложный многоэтапный процесс (рис. 5). Охарактеризуем его основные этапы, подчеркивая их специфику применительно к библиотечной деятельности.

Инновационный процесс начинается с осознания необходимости изменений и формирования образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. На этом этапе осознается что нужно изменить в библиотеке для того, чтобы ее функционирование было максимально эффективным и устойчивым по отношению к все возрастающему внешнему воздействию (конкуренции и росту цен на печатные издания и программные продукты, усложнению потребностей пользователей, сокращению ресурсов и пр.). Этот этап включает в себя определение потребности в инновации; формирование «портфеля» требований потребителей; поиск идеи новой услуги/продукции, соответствующей этим требованиям. Его результатом является определение новационной идеи и путей (возможностей) ее реализации в библиотеке, то есть инициация инновации.

Как мы отмечали, источники инновации могут быть различными. Однако большинство идей инициируется потенциальными потребителями. Условием успешной инновации является недопустимость абстрактного решения проблемы без учета потребностей пользователей.

 

 

Рис. 5. Последовательность осуществления инновационного процесса

 

 

Выбор идеи должен осуществляться в условиях множественности вариантов. При этом, чем большее число рассматриваемых вариантов включает множество, тем более обоснован результат выбора.

Инициация инновации предполагает проведение специальных исследований. На основе полученных результатов формулируются цели, определяется инновационная стратегия, последовательность изменений, разрабатываются замыслы взаимосвязанных инноваций, определяются ресурсы и конкретные мероприятия по проектированию, организации библиотечного производства, продвижения новой услуги/ продукции.

Таким образом, на первом этапе определяется, что, зачем, за счет чего и в какой последовательности будет подлежать изменениям.

На втором этапе реализации инноваций (инновационного цикла) важно определить, есть ли необходимые разработки на «рынке новшеств», где, кому и как их можно заказать и можно ли самим осуществлять разработку. На этом этапе предстоит не только найти нужные новшества, но и произвести отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, оценить возможность их заимствования и адаптации к конкретным условиям. В качестве оценочных параметров используются прогнозируемые показатели социально-экономической эффективности, объема необходимых (имеющихся и привлекаемых) ресурсов, особенности конкуренции, состояния и перспектив развития спроса, характера возможной стратегии.

В том случае, если поиск оказался непродуктивным, и готовых разработок (инновационных предложений), пригодных для применения не найдено, речь пойдет о необходимости следующего этапа инновационной деятельности — создания новшества собственными силами или с использованием услуг другой организации (вуза, методического центра и пр.).

На третьем этапе формулируется инновационный запрос, отражающий инновационную потребность, аспекты и признаки предстоящих изменений, позволяющих разработать новшество.

Выбор места разработки зависит от инновационного потенциала библиотеки, ее кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Заказ на разработку новшества фиксируется в специальном документе — инновационной заявке, позволяющей конкретизировать все необходимые требования к потенциальному новшеству (новому объекту). Если же в библиотеке есть необходимый инновационный потенциал для самостоятельной разработки инновационной идеи, то для реализации инновации создается временная проектная группа, которую возлагается весь комплекс работ от разработки новшеств внедрения.

Проектная группа, в соответствии с результатами оценки и выбора инновационной идеи, разрабатывает программу развития новой услуги/продукции и осуществляет детальное проектирование процесс производства и предоставления. Проектирование учитывает ресурсные ограничения, заложенные в программе развития и формирует конкретные решения, увязывающие спрос и ресурсный потенциал библиотеки. Конечная цель этого этапа не только создать новшество, но и подготовить библиотеку к его внедрению.

На четвертом этапе осуществляется организация производства пробных услуг/продукции и проведения лабораторных и рыночных испытаний. Считается, что отказ от испытаний новых услуг/продукции увеличивает степень риска инновационных разработок (94). Конечная цель заключается в том, чтобы определить все нюансы производственного внедрения новшества, подготовить информационную базу для осуществления нововведения и его превращения в инновацию.

Наконец, на пятом, заключительном этапе происходит главное использование (освоение) инновации, ее слияние с существую производством, осознание новых инновационных потребностей. этап связан с организацией массового производства новой услуги/продукции. Этому предшествует предварительная подготовка рынка. заключается в информировании потребителей о намерениях библиотеки по внедрению новой услуги/продукции и ее основных характеристиках.

В процессе массового производства новой услуги/продукции осуществляется:

 

* наблюдение за точным исполнением мероприятий инновационного проекта

(программы) и соблюдением сроков;

* оценка соответствия параметров услуги/продукции и реальных характеристик

спроса;

* внесение (при необходимости) корректировок в параметры (свойства)

услуги/продукции;

* разработка рекламных мероприятий;

* формирование тактических мероприятий по стимулированию спроса на новую

продукцию/услуги библиотеки;

* анализ рекламаций, позволяющих определить перспективы и возможности

модификации услуг и продукции;

* новшества, подтвердившие свою эффективность и возможность реализации в

* инновации, подлежат диффузии — распространению в профессиональном сообществе и за его пределы.

 

Таким образом, весь инновационный процесс от анализа инновационной ситуации и осознания потребности в изменениях до внедрения новшества и получения социального/экономического эффекта — замкнутый, повторяющийся процесс. Станет ли новшество инновацией, покажут результаты внедрения, экономический и социальный эффект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: