Реализация технологических изменений




Продуктовые и сервисные инновации тесно связаны с технологическими, так как создание новых и улучшение существующих услуг и продукции требует совершенствования технологических подходов или радикальной замены технологии на новую более совершенную.

Библиотечная технология — это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей библиотечного развития. Как и любая другая производственная технология, библиотечная технология определяет последовательность действий (процессов и операций), необходимых для эффективного функционирования библиотеки и выполнения ее основных функций.

Поиск вариантов технологических изменений, обеспечивающих качественное осуществление библиотечной деятельности в конкретных условиях функционирования, основывается прежде всего на тщательном изучении совокупности библиотечных процессов. Выделяют четыре группы технологических процессов (151, с. 43):

 

1) формирование и использование библиотечных фондов;

2) библиотечное обслуживание;

3) информационное обеспечение;

4) управление библиотекой.

 

Внутри выделенных групп рассматриваются подпроцессы, операции и подоперации, функционально связанные с другими группами и их составными элементами.

В свою очередь, каждый подпроцесс разбивается на более частные подпроцессы, а те, в свою очередь, на операции и подоперации.

Рассмотрим это на примере (151). Например, подпроцесс «комплектование фонда» подразделяется на подпроцессы второго уровня:

 

· изучение фонда;

· планирование комплектования;

· текущее комплектование;

· ретроспективное комплектование;

· рекомплектование;

· координация комплектования.

 

Каждый подпроцесс второго уровня, в свою очередь подразделяется на операции. Например, подпроцесс второго уровня «текущее комплектование» подразделяется на операции:

· формирование заказа;

· приобретение документов;

· прием и регистрация новых поступлений;

· контроль выполнения заказа;

· оперативное докомплектование.

 

Каждая операция разбивается на подоперации. Например, операция «формирование заказа» подразделяется на подоперации:

· первичный отбор документов;

· сверка с тематико-типологическим планом комплектования; и оперативным планом комплектования фонда библиотеки;

· оформление предварительного заказа;

· финансово-бухгалтерские операции.

Технологические инновации направлены на поиск вариантов более рационального выполнения библиотечных процессов/подпроцессов и операций/подопераций и обеспечение соответствия библиотечной технологии определенным требованиям, к числу которых относят (112):

  • оптимальность (использование наиболее целесообразного набора
  • процессов и операций, обеспечивающих качественное выполнение работ в конкретных условиях функционирования определенной библиотеки);
  • прямоточностъ (соблюдение взаимообусловленной последовательности
  • операций при осуществлении работ),
  • ритмичность (равномерность, позволяющая уменьшить негативные проявления
  • асинхронности в деятельности сотрудников и подразделений библиотеки);
  • уплотненность (совмещение операций при выполнении работ с
  • целью рационального использования ресурсов).

Кроме этого, инициируя технологическую инновацию, принимают во внимание еще три дополнительных требования, а именно, как она (инновация) будет способствовать оперативности библиотечного обслуживания (экономии времени пользователя и библиотекаря), качеству предоставления услуг (обеспечение гарантий качества) и обоснованности затрат (будет ли ощутимый социальный/экономический эффект) (112, с. 322).

Технологические инновации в любых отраслях и сферах деятельности различаются по степени новизны. Одни направлены на упорядочение (совершенствование) существующей технологии, ее модернизацию (улучшающие технологические инновации), другие — на радикальное обновление, замену старой технологии осуществления отдельных процессов новой (радикальные, базисные технологические инновации).

Первые предполагают поиск внутренних резервов, упорядочение процессов и операций и являются менее затратными. Вторые основаны на разрушении существующей технологии, что влечет не только большие финансовые затраты, но и определенные социальные проблемы, требующие особых усилий в области повышения квалификации персонала, разработки социальных гарантий и стимулов.

В недалеком прошлом наибольшее применение в библиотеках имели улучшающие технологические инновации. Они были направлены на сокращение рутинных операций, связаны с частичной или постепенной модификацией процессов, являлись практически «безболезненными» для персонала. Сегодня гораздо более актуальны радикальные инновации, предполагающие замену традиционной технологии на автоматизированную и, как следствие, перестройку всей деятельности библиотеки. Они требуют особой подготовительной работы, больших финансовых и временных затрат, поиска дополнительных источников финансирования, мобилизации всех ресурсов и кооперации, которая становится возможной не на словах, а на деле.

Необходимость в радикальных технологических инновациях связывается с будущим библиотек. Чтобы стать частью национальной информационной инфраструктуры, библиотеки должны обладать новыми информационными технологиями и стремиться, наряду с информационными институтами и центрами, стать активными участниками реализации целей государственной информационной политики. Основные ее цели заключаются в следующем (151):

 

  • обеспечение постоянного пополнения информационных ресурсов;
  • создание на базе современных технологий национальной
  • информационной системы для эффективного информационного обеспечения
  • науки, техники, образования;
  • укрепление государственного и предпринимательского сектора в информационной сфере;
  • создание для граждан страны условий свободного доступа к информационным ресурсам;
  • цивилизованное вхождение в мировую и информационную инфраструктуру.

 

В этой области создаются современные средства вычислительной техники с базовым программным обеспечением на новых архитектурных и физических принципах, разрабатывается элементарная база и технологии производства сверхскоростных интегральных и оптоэлектронных схем для суперкомпьютеров, осуществляется государственная поддержка программ развития информационной инфраструктуры.

Примерами государственной поддержки являются: федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения» и межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы» (151). В рамках первой — обеспечивается формирование и развитие национальных информационных ресурсов в области науки и техники, их каталогизация, создание и внедрение необходимых государственных стандартов, обеспечивающих совместимость работы звеньев государственной системы научно-технической информации; разработка новых информационных технологий, создание и развитие телекоммуникационных сетей доступа потребителей к информационным ресурсам и системам высокопроизводительных вычислений, развитие общесистемной нормативно-правовой базы деятельности информационной инфраструктуры, решение многих других задач в информационной сфере.

Вторая программа нацелена на развитие системы доступа пользователей к отечественным и зарубежным информационным ресурсам. Национальная сеть формируется как интегральная информационная среда, обеспечивающая потребность науки и образования в передаче научно-технической информации, в том числе с использованием Интернет-технологий. Благодаря этой программе за последние годы более чем в три раза увеличилось количество регионов, ученые и специалисты которых получили доступ к высокоскоростным каналам связи. Реализация этой программы позволяет обеспечивать льготные телекоммуникационные услуги для ученых и специалистов во всех регионах России.

Как и продуктовые, технологические инновации осуществляются в ответствии с выбранной библиотекой инновационной стратегией (Табл. 3.4). Так, радикальные технологические инновации имеют место при стратегии интенсивного и интеграционного развития, так как разработка новых автоматизированных библиотечных систем во многом Связывается с созданием и развитием корпоративного, распределенного и сетевого библиотечно-информационного ресурса, что подтверж- дается как имеющимися проектными разработками, так и нужд библиотечной практики. В этом случае, инновационная стратегия библиотеки зависит от стратегии деловых партнеров, их желаний и возможностей для объединения ресурсов и усилий, от эффективно кооперации.

 

 

Таблица 3.4. Основные направления технологических изменений

Степень новизны технологических инноваций Направления изменений
Улучшающие технологические инновации Использование новых (или заимствованных из опыта библиотек) приемов и методов комплектования фондов, организации и хранения документальных коллекций и пр.; Использование новых приемов и методов организации обслуживания (записи, учета читателей, предоставления стационарного или вне стационарного обслуживания); Использование новых (или заимствованных из опыта библиотек) приемов и методов организации информационной среды (средств информационного ориентирования) в библиотечно-информационных ресурсах (фондах, справочно-поисковом аппарате, помещении библиотеки; мировых совокупных ресурсах); Использование новых (или заимствованных из опыта библиотек) приемов и методов управления библиотекой, обеспечения рентабельности и эффективности основных технологических процессов: комплектования, обработки и хранения фонда(новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования документов и пр.).  
Радикальные технологические инновации Реорганизация технологии на основе смены традиционной на автоматизированную: полная автоматизация библиотечно-информационных процессов на основе новых информационных технологий  

 

 

Специфика технологических инноваций состоит в том, что они вынуждают библиотеку стать типовой. Это и позволяет кооперировать ресурсы и создавать корпоративные сети. Корпоративность основана на использовании единых коммуникативных форматов и конвертировании, применении общих авторитетных файлов и единой метод создания баз данных. Поэтому технологические инновации, в отличие от продуктовых, подчеркивающих уникальность библиотеки, требуют использования стандартизированных приемов.

Сегодня корпоративные библиотечно-информационные системы, объединяют участников кооперации в основном с целью распределения обработки новых поступлений для генерирования сводных электронных каталогов. В дальнейшем для успешного развития корпоративных библиотечно-информационных систем потребуется: чет разграничение полномочий между участниками; разработка и внедрение программ обеспечения для взаимодействия библиотек с другими учреждениями в рамках консорциума; качественное выполнение всеми участниками взятых на себя обязательств.

Развитие электронных ресурсов является одной из важнейших задач кооперации библиотек с музеями, архивами, органами власти и прочими организациями, объединенными общей идеологией доступа. Для библиотек развитие электронных ресурсов означает, прежде всего, сканирование (оцифровку) и формирование части своей коллекции в электронном виде, ее организацию и обслуживание локальных и удаленных пользователей. Формирование электронных ресурсов библиотек активизирует инновационную деятельность и позволяет существенно расширить спектр услуг, предоставить новый сервис службам МБА и доставки документов, развивать информационную инфраструктуру. В мире эти работы ведутся с начала 1980-х гг. «DLI»(США),«eLib» (Великобритания), «Global-Inf» (Германия). В России такие работы проводились в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в 1997-1998 гг., Министерства науки и технологий РФ, Министерства культуры РФ. Дальнейшие работы в этом направлении в нашей стране проводятся на основе одобренной правительственном уровне межведомственной программы «Электронные библиотеки России», в подготовке которой принимали участие ученые и специалисты многих министерств и ведомств. Основными целями этих работ являются (151):

 

  • создание, сохранение, развитие и использование электронных
  • информационных ресурсов страны и обеспечение эффективного доступа к ним с применением современных информационных технологий;
  • повышение эффективности деятельности органов государственной власти и отраслей национальной экономики страны за счет
  • формирования качественно новой информационной среды.

Основными направлениями работ по созданию системы электронных библиотек являются: создание информационной инфраструктуры; общесистемные исследования и разработки; нормативное, программно-технологическое и лингвистическое обеспечение; формирование и развитие электронных информационных ресурсов, обучение разработчиков и пользователей. В качестве задач при решении этой проблемы выступают:

 

  • формирование новой информационной среды и обеспечение доступа к ее информационным ресурсам;
  • обеспечение координации различных программ и проектов в области электронных библиотек и электронных ресурсов;
  • интеграция разнородных электронных информационных ресурсов;
  • сохранение особо ценных документальных коллекций и фондов;
  • распространение сведений о достижениях России в области науки, технологий, культуры и образования;
  • продвижение российских информационных продуктов и услуг на мировой информационный рынок;
  • расширение сферы русского языка в мировых информационных ресурсах; привлечение инвестиций в развитие информационной инфраструктуры России.

 

От реализации программы ожидаются следующие результаты:

 

· создание среды поддержки электронных библиотек, представляющей собой распределенный комплекс информационных, программных и технических средств регистрации разнообразных электронных коллекций и их унифицированного представления;

· включение в состав электронных библиотек электронных коллекций и фондов, содержащих наиболее общественно-значимую информацию;

· создание информационной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы электронных библиотек, включая регистрацию и учет подключаемых к системе электронных коллекций и документов, а также контроль за выполнением общесистемных требований со стороны держателей коллекций;

· создание условий доступа потребителей к электронным информационным ресурсам России в сфере науки, культуры, образования и других сферах деятельности.

 

Тенденция развития электронных библиотек в значительной степени стимулировала как разработку вышеуказанной государственной программы, так и новые проекты различных ведомств и организаций по электронным библиотекам. Одним из них является проект РФФИ «Электронная научная библиотека». Его реализация позволила ученым и специалистам России получить бесплатный доступ к полнотекстовым электронным массивам научных журналов зарубежных издательств и фирм («Еlevier», «Springeг», «Silverplatter» и ряда других). Аналогичный проект по предоставлению более чем 400 названий журналов, распространяемых агентством ЕВSСО, осуществляется Институтом «Открытое общество». Такие проекты не только расширяют возможности доступа к информации для различных категорий пользователей, но и существенным образом компенсируют отсутствие финансирования зарубежного комплектования библиотек.

В эту же тенденцию вписывается набирающая силу электронная доставка документов, вытесняющая традиционное копирование и схемы работы служб МБА библиотек. Выполняя запросы пользователей, библиотеки начинают формировать микроэлектронные библиотеки за счет сохранения оцифрованных часто спрашиваемых изданий.

Говоря о применении новых информационных технологий в библиотеках, невозможно не затронуть тему использования Интернет-технологий. В настоящее время Интернет характеризуется как коммуникационная среда, обеспечивающая полное взаимодействие всех подключенных к ней объектов (151). Без учета Интернета, правил и соглашений, принятых в Сети, невозможно проектировать в современных условиях никакие системы, связанные с использованием компьютеров. Библиотека — это часть среды Интернет, являющейся средой межбиблиотечного взаимодействия и кооперации. Большой вклад в развитие библиотечно-информационного ресурса в Интернет внес продолжающийся проект РФФИ «Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных центров России» (проект «LIBWEB»)

Радикальные инновации предполагают автоматизацию библиотечной технологии, задачами и преимуществами которой являются (151, с. 34):

 

· снижение трудоемкости и сокращение трудозатрат по всем традиционным процессам библиотечно-библиографической обработки и операциям всего технологического пути для входящего потока документов и информации;

· устранение многих рутинных операций;

· ускорение процессов обработки информации и преобразования данных;

· повышение точности и надежности учетно-отчетной информации и расширение возможностей всестороннего статистического анализа;

· повышение качественного уровня и оперативности обслуживания пользователей;

· модернизация, а во многих случаях и полная замена элементов традиционной библиотечной технологии (пневмопочты, печатных карточных каталогов, справочных картотек и пр.);

· расширение возможностей организации и эффективного использования информационных ресурсов библиотек благодаря внедрению новых технологий и средств, ранее не доступных в традиционной практике, в том числе автоматической идентификации изданий на базе штрихового кодирования, настольных издательских систем, СВ-К.ОМ, систем теледоступа и электронной почты других современных телекоммуникационных технологий (включая Интернет), сканирования текстов, работы с гипертекстовыми, полнотекстовыми и графическими данными и так далее;

· упрощение системы обмена информацией, предоставление услуг и появление основы эффективного участия в системах межбиблиотечной кооперации и интеграции.

 

В качестве основных объектов автоматизации рассматриваются следующие процессы и функции:

 

· комплектование;

· поиск документов в каталоге;

· обработка документов (регистрация, техническая обработка, каталогизация и индексирование, аналитико-синтетическая обработка);

· запись и регистрация пользователей библиотеки;

· учет и контроль посещении, выдачи документов и пр.;

· МБА и доставка документов;

· циркуляция информации;

· поддержка словарей;

· наличие программ-конверторов;

· использование системы штрихового кодирования;

· обеспечение режима теледоступа;

· управление и автоматизированное получение статистики.

 

В ходе автоматизации каждого процесса и функции принципиальному обновлению подвергаются определенные (наиболее трудоемкие) операции. К примеру, для процесса комплектования ими являются: планирование заказов книг и подписка на периодические издания; оформление заказа и подписки; контроль поступлений; распределение (л корпоративной системы или ЦБС); ведение автоматизированного инвентарного и суммарного учета; статистический учет; сверка документов на дублетность. Поэтому, при автоматизации технологических процессе большое значение придается тщательному изучению всех входящих в него подпроцессов, операций и подопераций, позволяющих верно опр делить объекты изменений.

Проектирование программно-аппаратного и технологического обеспечения предполагает осуществление определенных этапов, основными среди них являются:

 

1) обоснование создания АБИС (этап концептуального проектирвания);

2) предпроектное исследование, состоящее из нескольких подэтапов:

· разработка (уточнение) методики исследования;

· формализация объекта и его составных частей, выбор уровня детализации;

· сбор, обработка и анализ данных с помощью организованной статистики и

· эмпирическим путем;

· моделирование и анализ результатов;

· подготовка итогового заключения;

3) разработка технического задания и требуемое согласование;

· разработка проекта АБИС:

· эскизное проектирование;

· техническое проектирование, включая весь комплекс программно-аппаратурного обеспечения;

· полное согласование комплексного проекта;

· тестовые испытания, эксперименты, доработки программного обеспечения;

· опытная эксплуатация;

· ввод в действие;

· оценка функционирования, обратная связь, подготовка требований к модернизации и совершенствованию внедренной АБИС.

 

В литературе отмечается, что автоматизация библиотечных процессов предполагает соблюдение базовых принципов построения АБИС и соблюдения определенных требований по практическому внедрению результатов разработки. В своей совокупности они образуют научно-методическую платформу построения и совершенствования автоматизированной библиотечной технологии. К ней относят (151):

 

1. Принцип идентичности. Разработка новой, совершенствование уже

существующей и внедрение полученной извне АБИС являются идентичными

научно-прикладными проблемами, отличающимися друг от друга только

содержанием ряда этапов и временными параметрами. Совершенствуемая

система отличается от разрабатываемой только стартовой платформой и

уменьшением числа

разрабатываемых программных модулей. Адаптация извне полученной системы

к реальным условиям мало чем отличается от разработки и зачастую может

оказаться даже сложнее.

2. Принцип аппаратной совместимости. Выбор аппаратного обеспечения

АБИС определяется уровнем технической оснащенности объекта автоматизации

и совместимостью с уже имеющимся оборудованием и планируемыми к

внедрению программно-технологическими средствами.

3. Принцип интегрированности и модульности программного обеспечения.

Разработка прикладного программного обеспечения АБИС производится в виде интегральной системы модульного типа в среде распространенных семейств операционных систем (ОС)и систем управления базами данных (СУБД) с учетом требований информационного, лингвистического и телекоммуникационного обеспечения.

4. Принцип несводимости новых и традиционных технологий.

Автоматизированная технология означает разработку новой технологии или модернизацию существующей в условиях АБИС не допускает простого использования разработанного программно-аппаратного обеспечения в условиях традиционных технологий.

5. Принцип однократности. С учетом соблюдения известного принципа

одноразовой обработки информации обосновывается однократная генерация и

однократное хранение каждого вида информационного ресурса для

многократного и многоаспектного использования в локальных и сетевых

системах.

6. Принцип обязательности корпоративности. Обосновывается

необходимость корпоративности и распределенности создаваемого и

развиваемого библиотечно-информационного ресурса в условиях автоматизации.

Разработка и развитие АБИС и сетей производится с ориентацией на

международное библиотечное сотрудничество и кооперацию в соответствии с

правилами и протокола международного информационного обмена.

7. Принцип сетевой интеграции. Обосновывается необходимость сетевой

интеграции и построения единой технологии обновления информационного

ресурса и обслуживания локальных и удаленных пользователей. Сетевая

интеграция связывает два уровня АБИС: локальные и глобальные

информационно-вычислительные сети.

8. Принцип мониторинга для управления. Обосновывается необходимость

постоянного мониторинга для получения качественных и количественных

характеристик функционирования АБИС на основе встраиваемых и специально

разрабатываемых средств интеллектуальной статистики.

9. Принцип типизации проектных решений. Разработка программ но-

аппаратного, технологического и информационно-лингвистического обеспечения

АБИС и сетей осуществляется с максимально возможной унификацией и типизацией с целью упрощения процедуры распространения на другие объекты.

 

Обоснование данных принципов и особенностей реализации проектов АБИС дано Я. Л. Шрайбергом (151).

Автоматизированная технология как результат внедрения АБИС предоставляет персоналу и ее пользователям многие преимущества. Она создается на новой программно-аппаратной платформе и вносит многие новые элементы в работу библиотеки в рамках действующих, традиционных технологий — в этом случае средства автоматизации являются фактором, не содействующим, а сдерживающим развитие научно-технического прогресса. В процессе внедрения АБИС рекомендуется:

 

1. Параллельное ведение электронных и печатных каталогов и картотек

допускается на этапе опытной эксплуатации в течение первых трех лет работы

системы в промышленном режиме;

2. Создание страховой системы на основе копирования и изготоления печатной

книжной версии каталогов (как правило, для библиотеки с депозитарными

функциями);

3. Поэтапное внедрение автоматизированной технологии на основе плана

очередности решения задач. Приоритетность по вводу в эксплуатацию

электронного каталога является обоснованной в тех случаях, когда на

библиотеку возложены функции информационного центра (региона, системы,

отрасли и пр.) с предоставлением ресурса широкому кругу пользователей, в том

числе и через Интернет.

4. Ведение и актуализация информационных массивов и данных (на ресурсах локальных вычислительных сетей) в рамках специально разработанной

схемы сохранности информации и ее защиты от несанкционированного доступа;

5. Технологическое разделение пользовательских и служебных разделов в

системе информационных массивов и его программная поддержка;

6. Однозначная идентификация каждого экземпляра поступающего и

хранящегося в фонде документа и его «привязка» к электронному каталогу: сквозное использование технологии автоматической идентификации на базе штрихового кодирования -от момента регистрации документа до его установки на полку в хранилище. Обеспечение технологии контроля/возврата, сохранности и привязки выданного документа к идентификационному коду пользователя;

7. Однозначная идентификация каждого названия документа в фонде и его

представление в электронном каталоге при сверке на дублетность.

Однозначность идентификации документа обеспечивается параллельным

использованием нескольких известных параметров ISSN,ISBN,инвентарного

номера РКП (для обязательных экземпляров отечественных книг) и специально

разрабатываемых идентификаторов;

8. Параллельное преобразование (в том числе и отмена ряда

технологических циклов) традиционной технологии с созданием новой,

автоматизированной технологии и формированием полного комплекса

технологической документации;

9. Однократная генерация копий баз данных и других информационных

продуктов и их хранение в виде единой копии для многоаспектного и

многоуровневого использования: для технологических целей, для

предоставления пользователям в локальном и удаленном режиме и в Интернет-

технологиях;

10. Единая сетевая технология обслуживания пользователей АБИС

(электронный каталог, базы данных, СВ-КОМ) в режиме теледоступа и через

Интернет. Во многих случаях это приводит к разработке специальных

технологий автоматизированного обслуживания пользователей;

11. Поддержка и совершенствование автоматизированной технологии параллельно с внедрением средств и систем новых информационных технологий.

 

Широкий спектр новых информационных технологий создает новые возможности для развития технологических инноваций в библиотеках основанных на развитии АБИС. Внедрение автоматизированных технологий улучшает культуру библиотечного производства, повышает качество обслуживания пользователей, создает новые возможности для международного сотрудничества и интеграции ресурсов в информационной сфере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: