Международные правовые акты ООН и региональных международных организаций в сфере борьбы с коррупцией




 

Мировым сообществом разработано и принято значительное количество конвенций, деклараций, соглашений, которые можно разделить на акты ООН и акты региональных международных организаций.

В рамках ООН на протяжении длительного времени велась работа по созданию унифицированной базы для сотрудничества государств в области борьбы с коррупцией:

v Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г.,

v Международный кодекс поведения государственных должностных лиц от 12 декабря 1996 г.,

v Декларация ООН о борьбе с коррупцией и подкупом в международных коммерческих организациях от 16 декабря 1996 г.,

v Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.,

v Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.

Международные региональные организации также разработали значительное количество актов о борьбе с коррупцией:

v Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая Организацией американских государств 29 марта 1996 г.,

v Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств-членов Европейского союза, принятая Советом Европейского союза 26 мая 1997 г.,

v Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г.,

v Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятые Комитетом министров Совета Европы соответственно 27 января 1999 г. и 4 ноября 1999 г.,

v Конвенция Африканского Союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней, принятая главами государств и правительств Африканского союза 12 июля 2003 г.

В рамках Совета Европы были приняты такие документы, как:

v Двадцать руководящих принципов борьбы с коррупцией от 6 ноября 1997 г.

v Модельный кодекс поведения государственных служащих от 11 мая 2000 г.,

v Единые правила по борьбе с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний от 8 апреля 2003 г.

Республика Беларусь ратифицировала такие основные международные акты по борьбе с коррупцией, как:

ü Закон от 3 мая 2003 г. - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года;

ü Закон от 26 мая 2003 г. - Европейская конвенция (конвенция, принятая Комитетом министров Совета Европы) "Об уголовной ответственности за коррупцию", подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.;

ü Закон от 25 ноября 2004 г. - Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;

ü Закон от 26 декабря 2005 г. – Конвенция (принятая Комитетом министров Совета Европы) о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г.

Нормы конвенций в области противодействия коррупции можно разделить на две группы:

нормы о предупреждении коррупции,

нормы об ответственности за коррупцию.

Впервые на уровне ООН положения о необходимости криминализации коррупции были закреплены в ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, в которой государствам – участникам Конвенции предлагается признать в качестве уголовно наказуемых 2 категории деяний: 1) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, либо 2) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

В УК Республики Беларусь данным деяниям соответствуют преступления в виде получения взятки (ст. 430 УК), дачи взятки (ст. 431 УК), посредничества во взяточничестве (ст. 432 УК).

Характерным отличием Конвенции ООН против коррупции является то, что в ней на первое место ставятся меры по предупреждению коррупции, в то время как в других конвенциях, например, в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, основной акцент делается на ответственности за коррупционные правонарушения.

В соответствии со ст. 5 Конвенции ООН против коррупции каждое Государство-участник разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, а также стремится устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции. Каждое Государство-участник обеспечивает наличие органа (органов), осуществляющих предупреждение коррупции

В Конвенции ООН против коррупции выделяется несколько групп мер по предупреждению коррупции:

Ø меры в публичном секторе;

Ø меры в частном секторе;

Ø меры, обеспечивающие участие общества в борьбе с коррупцией,

Ø меры по предупреждению отмывания денежных средств.

Основные меры предупреждения коррупции в публичном секторе (ст. 7 Конвенции ООН против коррупции):

· создание, поддержание и укрепление систем приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и в надлежащих случаях других неизбираемых публичных должностных лиц;

· установление в законодательстве критериев к кандидатам и выборам на публичные должности;

· принятие законодательных и административных мер с целью усиления прозрачности в финансировании кандидатур на избираемые публичные должности и финансировании политических партий;

· обязанность публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации; сообщать соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых им стало известно при выполнении ими своих функций; особые требования к проведению публичных закупок и управлению публичными финансами.

Многие из этих мер нашли отражение в Законе «О борьбе с коррупцией» (ст. 15, 19, 27).

Отдельно выделены меры в отношении судебных органов и органов прокуратуры (ст. 11 Конвенции ООН против коррупции) - меры по укреплению честности и неподкупности судей и работников судебных органов и недопущению любых возможностей для коррупции среди них. Такие меры могут включать правила, касающиеся действий судей и работников судебных органов.

Основные меры предупреждения коррупции в частном секторе (ст. 12 Конвенции ООН против коррупции) - меры по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе, установление гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер, запрещение действий, осуществляемых в целях совершения любого из коррупционных преступлений.

Нормы о криминализации коррупционных деяний содержатся в главе III Конвенции ООН против коррупции и в главе II Европейской конвенции Об уголовной ответственности за коррупцию. В ст. 15 и 16 Конвенции ООН против коррупции закреплены преступления в виде подкупа национальных публичных должностных лиц, иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций. Названные преступления состоят в обещании, предложении или предоставлении публичному должностному лицу, иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации лично или через посредников, а также вымогательство или принятие публичным должностным лицом, иностранным публичным должностным лицом или должностным лицом публичной международной организации лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Понятие подкупа в Конвенции ООН против коррупции отличается от понятия подкупа в Европейской конвенции Об уголовной ответственности за коррупцию (ст.ст. 2-11). Последняя предлагает криминализировать не только вымогательство или получение публичным должностным лицом неправомерного преимущества, но и принятие предложения или обещания такого преимущества.

В УК Республики Беларусь аналогом подкупа являются получение и дача взятки (ст.ст. 430, 431), однако есть отличия:

1. Конвенции определяют подкуп не только в виде предоставления или принятия публичным должностным лицом неправомерного преимущества, но и виде таких деяний, как обещание или предложение (обе Конвенции), а также принятие обещания или предложения такого преимущества (Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию). По УК Беларуси указанные деяния квалифицируются как неоконченное преступление, т.е. не образуют состав оконченного преступления.

2. Конвенции содержат более широкое, чем УК понятие предмета получения – дачи взятки. Предметом активного и пассивного подкупа является неправомерное преимущество (преимущество – выгода нематериального характера). Предметом взяточничества по УК могут быть только материальные ценности или выгоды имущественного характера.

Тем не менее, международные правовые нормы о криминализации активного и пассивного подкупа различных категорий должностных лиц в основном воплощены в законодательстве Республики Беларусь.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию предлагает признать в качестве уголовно наказуемых злоупотребление влиянием в корыстных целях, «отмывание» доходов от преступлений, связанных с коррупцией, правонарушения в сфере бухгалтерского учета (ст.ст. 12-14). Конвенция ООН против коррупции называет в качестве коррупционных преступлений аналогичные деяния, а также хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, хищение имущества в частном секторе, воспрепятствование осуществлению правосудия (ст.ст. 17-25).

Большинство деяний, за совершение которых конвенции рекомендуют установить уголовную ответственность, закреплено в части 1 ст. 1 Закона «о борьбе с коррупцией», часть из них вошла в перечень коррупционных преступлений.

Конвенция ООН против коррупции содержит нормы о соучастии и неоконченном преступлении. Она предлагает криминализировать участие в совершении коррупционного преступления в качестве сообщника, пособника, подстрекателя, а также покушение на совершение и приготовление к совершению коррупционного преступления. Конвенция об уголовной ответственности предлагает признать в качестве уголовных правонарушений соучастие или подстрекательство к совершению коррупционного уголовного правонарушения.

В ст. 18 Конвенции об уголовной ответственности и в ст. 26 Конвенции ООН против коррупции закреплены нормы об ответственности юридических лиц. Отмечается, что ответственность юридических лиц не обязательно должна быть уголовной, она может быть административной и гражданско-правовой.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности также вводит уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность юридических лиц за совершенные преступления. Кроме того, участники Конвенции должны привлекать к ответственности и физических лиц в соответствии с национальным уголовным законодательством. Поскольку Уголовным кодексом Республики Беларусь не предусмотрено привлечение к уголовной ответственности юридических лиц, Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию с оговоркой относительно ст. 10, заявив, что она будет осуществлять ее положения в степени, не противоречащей национальному законодательству (ч. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности»

В настоящее время юридические лица в Республике Беларусь за совершенные ими правонарушения или причиненный ущерб несут только административную и гражданско-правовую ответственность.

Ст. 35 Конвенции ООН против коррупции предусматривает компенсацию ущерба, понесенного физическими или юридическими лицами в результате коррупционного деяния. Вопросы возмещения причиненного в результате совершения коррупционного преступления ущерба регламентированы в Конвенции, принятой Комитетом министров Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. Согласно ст. 1 Конвенции каждой стороне Конвенции следует предусмотреть в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков. В соответствии со ст. 3 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию возмещение ущерба охватывает причиненный реальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и компенсацию морального вреда. Конвенция закрепляет условия гражданско-правовой ответственности за коррупцию, раскрывает особенности ответственности государства в случае причинения ущерба его публичным должностным лицом, уменьшение объема возмещения ущерба в том случае, когда пострадавший способствовал его причинению или усугублению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: