Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью




 

Главным условием эффективной борьбы с транснациональной организованной преступностью является международное сотрудничество.

Под международным сотрудничеством в борьбе с транснациональной организованной преступностью следует понимать основанную на межгосударственных соглашениях и нормах национального права совместную деятельность государств и международных организаций, характеризующуюся единством целей, задач, скоординированной и согласованной волей всех ее субъектов, осуществляемую в соответствии с общепризнанными принципами международного права и направленную на ликвидацию преступных формирований, их лидеров, изъятие и конфискацию материальных и финансовых средств, добытых в результате их криминальной деятельности.

Характерные признаки международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью:

1. Объектом сотрудничества является взаимодействие государств в рамках международных соглашений и международных организаций.

2. Сотрудничество носит комплексный характер – его источники включают нормы, как международного, так и национального права, при этом приоритет имеют международные договоры.

3. Субъектами совершения преступлений выступают не только физические, но и юридические лица.

Определяющая роль в сфере международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью принадлежит ООН. Важнейшим результатом деятельности ООН стала разработка и принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и трех дополнительных протоколов к ней, а также Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.

Существенное значение имеют положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности об экстрадиции, регулирующие международное сотрудничество государств. Если государства обусловили выдачу лиц, совершивших преступление, наличием между ними соответствующего договора, то Конвенция 2000 г. может выступать в качестве правового основания для выдачи в случае отсутствия договора в связи с любым преступлением, охватываемым Конвенцией, или в случаях, если к совершению преступления, упомянутого в пункте 1(а) или (b) статьи 3, причастна организованная преступная группа и лицо, в отношении которого запрашивается выдача, находится на территории запрашиваемого Государства-участника, при условии, что деяние, в связи с которым запрашивается выдача, является уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству как запрашивающего Государства-участника, так и запрашиваемого Государства-участника (п. 4 ст. 16).

В Конвенции 2000 г. указывается, что государства-участники должны стремиться к заключению двусторонних и многосторонних соглашений или договоренностей с целью осуществления или повышения эффективности выдачи (п. 17 ст. 16).

Особое внимание уделяется сотрудничеству правоохранительных органов, в частности, укреплению связи между компетентными органами и учреждениями. Рассматриваемый международный документ подписан 147 странами, 126 государств являются его участниками.

Большое значение в процессе обеспечения и координации деятельности полицейских ведомств имеет Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Главные направления деятельности Интерпола в борьбе с транснациональной организованной преступностью:

· международный розыск преступников и подозреваемых в совершении преступлений;

· международный розыск лиц, пропавших без вести;

· международный розыск похищенных ценностей;

· международный обмен информацией;

· профессионально-техническое сотрудничество;

· участие государств-членов Интерпола в специальных проектах против отдельных видов транснациональной организованной преступности.

В структуре правоохранительных органов каждого государства- члена Интерпола создаются Национальные центральные бюро (НЦБ), которые осуществляют непосредственную связь с различными национальными правоохранительными органами и учреждениями. Посредством НЦБ осуществляется основная работа Интерпола по координации сотрудничества в борьбе с преступностью, в том числе транснациональной.

Межгосударственное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью в рамках СНГ реализуется в двух основных формах:

1) на договорно-правовой основе

2) с помощью специальных органов и учреждений.

Особенности договорной практики государств СНГ:

1. Наличие двух групп соглашений (межправительственных и межведомственных). Первые закрепляют базовые принципы борьбы с транснациональной организованной преступностью, согласовывают позиции государств и предлагают наиболее приемлемые формы и направления сотрудничества. Вторые закрепляют специальные механизмы взаимодействия национальных органов, осуществляющих борьбу с данным видом преступности.

2. Разработка и принятие Межпарламентской ассамблеей СНГ модельных уголовных законов и кодексов, а также реализация Межгосударственных программ в борьбе с преступностью. В частности, принята Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 годы СНГ.

В рамках СНГ в целях координации усилий государств в борьбе с ТОП образованы следующие специальные органы и учреждения:

· Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными особо опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ. Создан и функционирует специализированный банк данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ. Информационные данные этого банка используются правоохранительными органами государств – участников СНГ.

· Координационный совет генеральных прокуроров;

· Совет министров внутренних дел;

· Совет руководителей органов безопасности и спецслужб,

· Совет командующих пограничными войсками,

· Совет руководителей таможенных служб,

· Координационный совет руководителей налоговых (финансовых) расследований.

Осуществляется сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных и иных органов в учебных заведениях и центрах государств – участников СНГ. Проводятся взаимные стажировки сотрудников, обмен учебно-методическими материалами и согласование учебных планов и программ.

Важным документом, содержащим правовые основы взаимодействия стран СНГ в сфере борьбы с преступностью, является Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г. (далее по тексту – Соглашение 1998 г.), вступило в силу для Республики Беларусь 14 сентября 1999 г.

Целью Соглашения 1998 г. является предупреждение, выявление, раскрытие и расследование таких преступлений, как незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ и взрывных устройств, а также ядерных и радиоактивных материалов, международный терроризм, бандитизм, захват заложников; незаконный оборот наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ; торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами; незаконный оборот культурных и исторических ценностей; незаконная миграция, а также преступления в сфере экономической деятельности, в том числе в области налогообложения, легализация (отмывание) доходов от преступной деятельности, контрабанда, фальшивомонетничество и подделка ценных бумаг и другие.

Формами достижения указанной цели в соответствии с Соглашением 1998 г. являются:

– исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или отбывания наказания, а также без вести пропавших;

– розыск и возвращение в установленном порядке похищенных предметов, имеющих номера или специфические отличительные признаки, в том числе автотранспорта и огнестрельного оружия, а также номерных ценных бумаг и паспортов (удостоверений личности);

– обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним физических и юридических лицах;

– обмен информацией о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ;

– обмен информацией о юридических лицах и объектах собственности, используемых для легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности;

– обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок, консультаций, семинаров и учебных курсов, а также информацией о новых способах и средствах совершения преступлений и опытом их расследования;

– проведение совместных научных исследований по проблемам, представляющим взаимный интерес;

– согласование действий по пресечению преступлений и деятельности лиц, совершивших преступления или готовящихся к их совершению.

 

Основными формами сотрудничества компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с преступностью являются:

а) осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств – участников СНГ;

б) оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками компетентных органов другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников. Это содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий;

в) обмен информацией и опытом работы компетентных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;

г) выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств – участников СНГ;

д) выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

е) обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств – участников СНГ;

ж) проведение совместных научных исследований;

з) сотрудничество компетентных органов государств – участников СНГ в международных организациях;

и) сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;

к) развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: