Введение
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и
2021 годов" (далее – законопроект) подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь - сентябрь 2019 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2019 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ (далее – Федеральный закон № 459-ФЗ)
в части показателей, утвержденных на 2019 год (показатели на плановый период 2020 и 2021 годов не изменяются).
Положения законопроекта соответствуют положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
1. ОЖИДАЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2019 ГОДУ
В первой половине 2019 года мировой экономический рост продолжил замедляться. Обострение торговых противоречий между крупнейшими экономиками привело к снижению темпов роста мировой торговли до уровней, наблюдавшихся в 2015 - 2016 годах. Усиление политической неопределенности негативно отразилось на инвестиционной активности и спросе на потребительские товары длительного пользования. В дальнейшем ожидается, что текущие сдержанные темпы роста мировой экономики сохранятся.
В январе-сентябре цены на нефть марки "Юралс" сложились на уровне 64,2 долл./ барр., чему способствовало действие соглашения стран ОПЕК+ об ограничении добычи, а также перебои предложения нефти из ряда нефтедобывающих стран (Саудовская Аравия, Венесуэла и Иран). В начале октября стоимость нефти марки "Юралс" опустилась до 56,2 долл./ барр. На фоне слабой динамики мировой экономики восстановление нефтяных котировок не ожидается. Учитывая отмечаемые тренды, прогноз цен на нефть марки "Юралс" до конца текущего года скорректирован вниз: с 63,4 долл. США за баррель, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ, до 62,2 долл. США за баррель.
|
Российский рубль в 2019 году стал одним из лидеров укрепления среди валют стран с формирующимися рынками. Последовательная реализация макроэкономической политики в рамках бюджетного правила обеспечивала низкую зависимость курса рубля от динамики цен на нефть. Одновременно поддержку рублю в текущем году оказывает снижение оценки участниками рынка санкционных рисков, а также повышение рейтинговыми агентствами Moody’s и Fitch суверенного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного уровня. На этом фоне, несмотря на снижение ценовой динамики сырьевого рынка, прогноз по курсу рубля к доллару США пересмотрен в сторону ослабления незначительно: согласно текущим оценкам среднегодовой курс национальной валюты в 2019 году составит
65,4 рубля за доллар США против 65,1 рублей за доллар США, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ.
Фактические темпы роста оплаты труда превысили первоначальные оценки, что стало причиной пересмотра годовой динамики реальных заработных плат в сторону увеличения: 1,5% против 1,1%, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ. Однако, несмотря на улучшение прогнозной динамики ключевого компонента доходов – заработных плат - прогноз по темпу роста реальных располагаемых доходов населения понижен до 0,1% по сравнению с 1,0%, учтенным при формировании Федерального закона № 459-ФЗ. Причиной пересмотра прогноза стала слабая фактическая динамика, наблюдаемая с начала года
(-2,5% в I квартале 2019 года, -0,2% во II квартале 2019 года, -1,3% по итогам I полугодия), на фоне опережающего роста обязательных платежей (преимущественно процентных платежей по кредитам населению).
|
Более низкая, чем ожидалось ранее, фактическая динамика доходов населения и частного потребления (оборот розничной торговли в январе- августе 2019 года составил 1,5% против 2,9% за аналогичный период
2018 года), а также ожидаемые тенденции относительно темпов роста показателя доходов граждан до конца года обусловили необходимость корректировки динамики потребительской активности: прогноз по обороту розничной торговли понижен с 1,6%, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ, до текущих 1,3 процентов.
Оперативные индикаторы инвестиционного спроса (объем строительных работ, импорт инвестиционных товаров из стран дальнего зарубежья и другие) свидетельствуют о текущем замедлении динамики капиталовложений в основные средства. Это обусловлено адаптацией экономических агентов к повышению фискальной нагрузки и временным ростом уровня процентных ставок в экономике, связанным с ужесточением денежно-кредитной политики Банком России. Дополнительное давление на динамику инвестиций в основной капитал оказывает сокращение инвестиционных расходов федерального бюджета по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Замедление инвестиционной динамики было ожидаемым, однако текущие фактические данные сложились существенно ниже прогнозов, в связи с чем оценки роста инвестиций в основной капитал по итогам 2019 года понижены с 3,1%, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ, до 2,0 процентов.
|
Замедление экономического роста, отмечаемое в начале года и ставшее результатом краткосрочной адаптации экономики к принятым мерам бюджетно-налоговой политики, постепенно сменяется ростом: в I квартале 2019 года динамика ВВП составила 0,5%, во II квартале рост показателя ускорился до 0,9%, а в июле и августе темпы роста ВВП оцениваются Минэкономразвития России 1,8% и 1,6% соответственно. Во II полугодии поддержку динамике ВВП окажет постепенное смягчение денежно-кредитных условий и ускорение роста бюджетных расходов, в том числе на реализацию национальных проектов. В результате, ожидается, что по итогам 2019 года темпы роста ВВП составят 1,3%, что соответствует оценкам, учтенным при формировании Федерального закона № 459-ФЗ.
Темпы роста потребительских цен оказались существенно ниже, чем предполагалось ранее - влияние от повышения НДС и его вторичные эффекты были полностью исчерпаны уже в I квартале 2019 года. Причинами такого умеренного эффекта являются более весомый, чем предполагалось ранее, упреждающий рост цен (заблаговременная корректировка цен началась во II половине 2018 года) и сокращение маржи продавцов в условиях сдержанного потребительского спроса. Кроме того, решение Банка России о повышении ключевой ставки во II полугодии 2018 года совокупно на 0,5 п.п. оказалось достаточным для ограничения эффектов разовых проинфляционных факторов. Учитывая низкую фактическую динамику роста потребительских цен (2,2% за 9 месяцев 2019 года), а также ожидаемую слабую статистику внутреннего спроса и реальных располагаемых доходов населения, прогноз по инфляции понижен с 4,3%, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ, до 3,8 процентов.
Таблица 1
Изменение основных макроэкономических показателей на 2019 год
Показатели | 2018 год | 2019 год | ||
Федеральный закон № 459-ФЗ | Уточненная оценка | Отклонение | ||
5=4-3 | ||||
Цены на нефть Urals, долл./барр. | 70,0 | 63,4 | 62,2 | -1,2 |
Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл. США/тыс. куб. м | 222,8 | 226,7 | 189,2 | -37,5 |
ВВП, млрд. руб. | 103 876 | 109 086 | 108 414 | -672 |
Рост ВВП, % | 2,3 | 1,3 | 1,3 | |
Инвестиции, млрд. руб. | 17 595 | 17 595 | 19 283 | 1 688 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США | 238,5 | 247,5 | 237,5 | -10 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США | 449,6 | 444,3 | 412,7 | -31,6 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. | 26 388 | 28 303 | 27 599 | -704 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года | 4,3 | 4,3 | 3,8 | -0,5 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | 62,5 | 65,1 | 65,4 | 0,3 |
Фонд заработной платы, млрд. руб. | 23 165 | 24 353 | 24 569 | |
Объем экспорта нефти, млн. тонн | 260,6 | 260,7 | 265,6 | 4,9 |
Объем экспорта природного газа, млрд. куб. м. | 220,6 | 209,9 | 217,4 | 7,5 |
Объем экспорта нефтепродуктов, млн. тонн | 150,3 | |||
Объем добычи нефти, млн. тонн | 555,7 | |||
Объем добычи газа, млрд. куб. м. | 727,6 | 715,2 | 739,1 | 23,9 |
2. ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2019 ГОД
Законопроект предусматривает уменьшение в 2019 году общего объема доходов на 204,7 млрд рублей. При этом оценка поступления нефтегазовых доходов уменьшается на 398,5 млрд рублей, а ненефтегазовых доходов - увеличивается на 193,8 млрд рублей.
По отношению к ВВП доля доходов снижается на 0,1%, в том числе за счет снижения нефтегазовых на 0,4% и увеличения ненефтегазовых на 0,3 процента.
Изменение оценки поступления нефтегазовых доходов связано с изменением макроэкономических параметров (фактически сложившихся (за май-сентябрь 2019 года) и прогнозных мировых цен на газ природный и нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю, объемов добычи и экспорта углеводородного сырья, производства и экспорта товаров, выработанных из нефти), а также с уточнением в законодательстве параметров "завершения налогового маневра" в нефтегазовом секторе.
Рост ожидаемых поступлений ненефтегазовых доходов связан главным образом с увеличением оценки поступления налогов, связанных с внутренним производством, прежде всего, налога на прибыль, а также оценки поступления доходов от размещения временно свободных остатков средств на счетах федерального бюджета, с учетом фактически сложившейся динамики поступлений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Бюджетного кодекса Российской общий объем расходов увеличивается на 195,8 млрд рублей в пределах поступления дополнительных ненефтегазовых доходов за исключением изменения доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния и составит в 2019 году 18 489,5 млрд рублей или 17,1% к ВВП, что на 0,3% выше уровня, утвержденного Федеральным законом № 459-ФЗ.
Профицит федерального бюджета в 2019 году снизится по сравнению с показателями, утвержденными Федеральным законом № 459-ФЗ, и составит 1 480,8 млрд рублей или 1,4% к ВВП, что обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов.
Таблица 2.1
млрд рублей
Показатель | 2019 год | ||
Федеральный закон № 459-ФЗ | Законопроект | Отклонение | |
Доходы, всего | 20 174,9 | 19 970,3 | -204,7 |
%% к ВВП | 18,5 | 18,4 | -0,1 |
в том числе: | |||
Ненефтегазовые доходы | 11 935,5 | 12 129,3 | 193,8 |
%% к ВВП | 10,9 | 11,2 | 0,3 |
Расходы, всего | 18 293,7 | 18 489,5 | 195,8 |
%% к ВВП | 16,8 | 17,1 | 0,3 |
Профицит (+) | +1 881,2 | +1 480,4 | -400,4 |
%% к ВВП | 1,7 | 1,4 | -0,3 |
Ненефтегазовый дефицит в 2019 году составит 6 360,2 млрд рублей
(или 5,9% к ВВП). По отношению к ВВП ненефтегазовый дефицит увеличился на 0,1% по сравнению с Федеральным законом № 459-ФЗ.
Таблица 2.2
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |
Федеральный закон № 459-ФЗ | Законо- проект | ||||||||
Дефицит (-) профицит (+) в % к ВВП (фактический/прогнозируемый) | -0,1 | -0,4 | -0,4 | -2,4 | -3,4 | -1,4 | 2,6 | 1,7 | 1,4 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ (-) в % к ВВП (фактический/прогнозируемый) | -9,5 | -9,4 | -9,8 | -9,4 | -9,1 | -7,9 | -6,1 | -5,8 | -5,9 |
Цена на нефть (долл./барр.) (фактическая/прогнозируемая) | 110,5 | 107,9 | 97,6 | 51,2 | 41,7 | 53,0 | 70,0 | 63,4 | 62,2 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец 2019 года увеличится и составит 8 172,0 млрд рублей за счет нефтегазовых доходов, сложившихся по итогам 2018 года, и курсовой разницы.
Таблица 2.3