Изменение основных макроэкономических показателей на 2019 год




Введение

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и
2021 годов" (далее – законопроект) подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь - сентябрь 2019 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2019 году.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ (далее – Федеральный закон № 459-ФЗ)
в части показателей, утвержденных на 2019 год (показатели на плановый период 2020 и 2021 годов не изменяются).

Положения законопроекта соответствуют положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

 

1. ОЖИДАЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2019 ГОДУ

 

В первой половине 2019 года мировой экономический рост продолжил замедляться. Обострение торговых противоречий между крупнейшими экономиками привело к снижению темпов роста мировой торговли до уровней, наблюдавшихся в 2015 - 2016 годах. Усиление политической неопределенности негативно отразилось на инвестиционной активности и спросе на потребительские товары длительного пользования. В дальнейшем ожидается, что текущие сдержанные темпы роста мировой экономики сохранятся.

В январе-сентябре цены на нефть марки "Юралс" сложились на уровне 64,2 долл./ барр., чему способствовало действие соглашения стран ОПЕК+ об ограничении добычи, а также перебои предложения нефти из ряда нефтедобывающих стран (Саудовская Аравия, Венесуэла и Иран). В начале октября стоимость нефти марки "Юралс" опустилась до 56,2 долл./ барр. На фоне слабой динамики мировой экономики восстановление нефтяных котировок не ожидается. Учитывая отмечаемые тренды, прогноз цен на нефть марки "Юралс" до конца текущего года скорректирован вниз: с 63,4 долл. США за баррель, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ, до 62,2 долл. США за баррель.

Российский рубль в 2019 году стал одним из лидеров укрепления среди валют стран с формирующимися рынками. Последовательная реализация макроэкономической политики в рамках бюджетного правила обеспечивала низкую зависимость курса рубля от динамики цен на нефть. Одновременно поддержку рублю в текущем году оказывает снижение оценки участниками рынка санкционных рисков, а также повышение рейтинговыми агентствами Moody’s и Fitch суверенного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного уровня. На этом фоне, несмотря на снижение ценовой динамики сырьевого рынка, прогноз по курсу рубля к доллару США пересмотрен в сторону ослабления незначительно: согласно текущим оценкам среднегодовой курс национальной валюты в 2019 году составит
65,4 рубля за доллар США против 65,1 рублей за доллар США, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ.

Фактические темпы роста оплаты труда превысили первоначальные оценки, что стало причиной пересмотра годовой динамики реальных заработных плат в сторону увеличения: 1,5% против 1,1%, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ. Однако, несмотря на улучшение прогнозной динамики ключевого компонента доходов – заработных плат - прогноз по темпу роста реальных располагаемых доходов населения понижен до 0,1% по сравнению с 1,0%, учтенным при формировании Федерального закона № 459-ФЗ. Причиной пересмотра прогноза стала слабая фактическая динамика, наблюдаемая с начала года
(-2,5% в I квартале 2019 года, -0,2% во II квартале 2019 года, -1,3% по итогам I полугодия), на фоне опережающего роста обязательных платежей (преимущественно процентных платежей по кредитам населению).

Более низкая, чем ожидалось ранее, фактическая динамика доходов населения и частного потребления (оборот розничной торговли в январе- августе 2019 года составил 1,5% против 2,9% за аналогичный период
2018 года), а также ожидаемые тенденции относительно темпов роста показателя доходов граждан до конца года обусловили необходимость корректировки динамики потребительской активности: прогноз по обороту розничной торговли понижен с 1,6%, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ, до текущих 1,3 процентов.

Оперативные индикаторы инвестиционного спроса (объем строительных работ, импорт инвестиционных товаров из стран дальнего зарубежья и другие) свидетельствуют о текущем замедлении динамики капиталовложений в основные средства. Это обусловлено адаптацией экономических агентов к повышению фискальной нагрузки и временным ростом уровня процентных ставок в экономике, связанным с ужесточением денежно-кредитной политики Банком России. Дополнительное давление на динамику инвестиций в основной капитал оказывает сокращение инвестиционных расходов федерального бюджета по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Замедление инвестиционной динамики было ожидаемым, однако текущие фактические данные сложились существенно ниже прогнозов, в связи с чем оценки роста инвестиций в основной капитал по итогам 2019 года понижены с 3,1%, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ, до 2,0 процентов.

Замедление экономического роста, отмечаемое в начале года и ставшее результатом краткосрочной адаптации экономики к принятым мерам бюджетно-налоговой политики, постепенно сменяется ростом: в I квартале 2019 года динамика ВВП составила 0,5%, во II квартале рост показателя ускорился до 0,9%, а в июле и августе темпы роста ВВП оцениваются Минэкономразвития России 1,8% и 1,6% соответственно. Во II полугодии поддержку динамике ВВП окажет постепенное смягчение денежно-кредитных условий и ускорение роста бюджетных расходов, в том числе на реализацию национальных проектов. В результате, ожидается, что по итогам 2019 года темпы роста ВВП составят 1,3%, что соответствует оценкам, учтенным при формировании Федерального закона № 459-ФЗ.

Темпы роста потребительских цен оказались существенно ниже, чем предполагалось ранее - влияние от повышения НДС и его вторичные эффекты были полностью исчерпаны уже в I квартале 2019 года. Причинами такого умеренного эффекта являются более весомый, чем предполагалось ранее, упреждающий рост цен (заблаговременная корректировка цен началась во II половине 2018 года) и сокращение маржи продавцов в условиях сдержанного потребительского спроса. Кроме того, решение Банка России о повышении ключевой ставки во II полугодии 2018 года совокупно на 0,5 п.п. оказалось достаточным для ограничения эффектов разовых проинфляционных факторов. Учитывая низкую фактическую динамику роста потребительских цен (2,2% за 9 месяцев 2019 года), а также ожидаемую слабую статистику внутреннего спроса и реальных располагаемых доходов населения, прогноз по инфляции понижен с 4,3%, учтенных при формировании Федерального закона № 459-ФЗ, до 3,8 процентов.

 

Таблица 1

Изменение основных макроэкономических показателей на 2019 год

 

Показатели 2018 год 2019 год
Федеральный закон № 459-ФЗ Уточненная оценка     Отклонение
 
        5=4-3
Цены на нефть Urals, долл./барр. 70,0 63,4 62,2 -1,2
Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл. США/тыс. куб. м 222,8 226,7 189,2 -37,5
ВВП, млрд. руб. 103 876 109 086 108 414 -672
Рост ВВП, % 2,3 1,3 1,3  
Инвестиции, млрд. руб. 17 595 17 595 19 283 1 688
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 238,5 247,5 237,5 -10
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 449,6 444,3 412,7 -31,6
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. 26 388 28 303 27 599 -704
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года 4,3 4,3 3,8 -0,5
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США 62,5 65,1 65,4 0,3
Фонд заработной платы, млрд. руб. 23 165 24 353 24 569  
Объем экспорта нефти, млн. тонн 260,6 260,7 265,6 4,9
Объем экспорта природного газа, млрд. куб. м. 220,6 209,9 217,4 7,5
Объем экспорта нефтепродуктов, млн. тонн 150,3      
Объем добычи нефти, млн. тонн 555,7      
Объем добычи газа, млрд. куб. м. 727,6 715,2 739,1 23,9

 

2. ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2019 ГОД

 

 

Законопроект предусматривает уменьшение в 2019 году общего объема доходов на 204,7 млрд рублей. При этом оценка поступления нефтегазовых доходов уменьшается на 398,5 млрд рублей, а ненефтегазовых доходов - увеличивается на 193,8 млрд рублей.

По отношению к ВВП доля доходов снижается на 0,1%, в том числе за счет снижения нефтегазовых на 0,4% и увеличения ненефтегазовых на 0,3 процента.

Изменение оценки поступления нефтегазовых доходов связано с изменением макроэкономических параметров (фактически сложившихся (за май-сентябрь 2019 года) и прогнозных мировых цен на газ природный и нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю, объемов добычи и экспорта углеводородного сырья, производства и экспорта товаров, выработанных из нефти), а также с уточнением в законодательстве параметров "завершения налогового маневра" в нефтегазовом секторе.

Рост ожидаемых поступлений ненефтегазовых доходов связан главным образом с увеличением оценки поступления налогов, связанных с внутренним производством, прежде всего, налога на прибыль, а также оценки поступления доходов от размещения временно свободных остатков средств на счетах федерального бюджета, с учетом фактически сложившейся динамики поступлений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Бюджетного кодекса Российской общий объем расходов увеличивается на 195,8 млрд рублей в пределах поступления дополнительных ненефтегазовых доходов за исключением изменения доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния и составит в 2019 году 18 489,5 млрд рублей или 17,1% к ВВП, что на 0,3% выше уровня, утвержденного Федеральным законом № 459-ФЗ.

Профицит федерального бюджета в 2019 году снизится по сравнению с показателями, утвержденными Федеральным законом № 459-ФЗ, и составит 1 480,8 млрд рублей или 1,4% к ВВП, что обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов.

Таблица 2.1

млрд рублей

Показатель 2019 год
Федеральный закон № 459-ФЗ Законопроект Отклонение
       
Доходы, всего 20 174,9 19 970,3 -204,7
%% к ВВП 18,5 18,4 -0,1
в том числе:      
Ненефтегазовые доходы 11 935,5 12 129,3 193,8
%% к ВВП 10,9 11,2 0,3
Расходы, всего 18 293,7 18 489,5 195,8
%% к ВВП 16,8 17,1 0,3
Профицит (+) +1 881,2 +1 480,4 -400,4
%% к ВВП 1,7 1,4 -0,3

 

Ненефтегазовый дефицит в 2019 году составит 6 360,2 млрд рублей
(или 5,9% к ВВП). По отношению к ВВП ненефтегазовый дефицит увеличился на 0,1% по сравнению с Федеральным законом № 459-ФЗ.

 

Таблица 2.2

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Федеральный закон № 459-ФЗ Законо- проект
                   
Дефицит (-) профицит (+) в % к ВВП (фактический/прогнозируемый) -0,1 -0,4 -0,4 -2,4 -3,4 -1,4 2,6 1,7 1,4
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ (-) в % к ВВП (фактический/прогнозируемый) -9,5 -9,4 -9,8 -9,4 -9,1 -7,9 -6,1 -5,8 -5,9
Цена на нефть (долл./барр.) (фактическая/прогнозируемая) 110,5 107,9 97,6 51,2 41,7 53,0 70,0 63,4 62,2

 

Объем Фонда национального благосостояния на конец 2019 года увеличится и составит 8 172,0 млрд рублей за счет нефтегазовых доходов, сложившихся по итогам 2018 года, и курсовой разницы.

 

 

Таблица 2.3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: