II. Введение.
Энергетические напитки сегодня пьют многие, и в основном это молодые люди и подростки. Взрослые тоже «заряжаются» баночкой Red Bullа или Burnа, объясняя это тем, что им не помогает даже крепкий кофе или экстракт лимонника.
Конечно, реклама радостно вещает о пользе энергетических напитков: пить их – это круто и стильно, и самочувствие будет прекрасным, и всё в жизни сразу получится. И молодёжь пьёт: на улице, в клубах и барах, на вечеринках и просто в компании друзей, и даже там, где лучше вообще их не пить – на спортивных площадках и в тренажёрных залах.
Что же такое энергетические напитки? Действительно ли они так чудодейственны, что их употребление способно сделать нас активными и бодрыми, снять усталость, помочь умственной работе, а также сделать нас классными спортсменами и танцорами?
Люди пользовались природными стимуляторами с древнейших времён. На Ближнем Восток это был кофе; в Юго-Восточной Азии и Китае – чай; в Индии пили и чай, и кофе; в Южной Америке – мате, в Африке – орехи кола. На Дальнем Востоке, в Сибири и Монголии и сегодня популярны такие стимулирующие растения, как лимонник китайский, элеутерококк, женьшень, аралия. Были и сильные стимуляторы – например, эфедра - в Азии, и кока – в странах Южной Америки.
Энергетические напитки появились на рынке в последней четверти ХХ века, когда один австрийский предприниматель, побывав в Азии, решил открыть их промышленное производство. Первым энергетическим напитком массового производства стал «Red Bull» - тот, который «окрыляет». Новый напиток быстро завоевал популярность потребителей, наряду с «Кока-колой» и «Пепси», производители которых тут же сориентировались, и выпустили на рынок свои варианты энергетических напитков – «Burn» и «Adrenaline Rush».
|
Сегодня мнения учёных и специалистов разделяются: кто-то считает «энергетики» вполне безобидными, как и обычная газировка; другие, напротив, утверждают, что они могут действовать, как наркотики, и уж точно вызывают привыкание и зависимость.
В некоторых европейских странах, например, во Франции, Дании и Норвегии энергетические напитки могут продаваться только в аптеках. В России энергетические напитки могут содержать только один или два тонизирующих вещества, их запрещено продавать в школах, а на банке должны быть указаны рекомендуемые ограничения.
С употреблением «энергетиков» было связано несколько судебных разбирательств. В Швеции трое скончались на дискотеке, смешав энергетический напиток с алкоголем. Одна из погибших, 30-летняя Тереза, танцуя на дискотеке, выпила две банки Red Bull с водкой и внезапно упала: ее сердце остановилось.
Еще один нашумевший случай связан с 18-летним ирландским баскетболистом Россом Куни. Он умер прямо на площадке спустя несколько часов после того, как выпил сразу три банки Red Bull. У нас подобные случаи тоже время от времени имеют место: 20-летний Денис Родионов из города Чкалова скончался во время дискотеки, а в Пензе 17-летняя девушка умерла после смешения шампанского и «энергетика». В обоих случаях стенки желудка пострадавших были буквально прожжены кислотой, содержащейся в напитке, вследствие чего произошло смертельное кровоизлияние. Компания Red Bull отрицает какую-либо связь между этими смертями и своим напитком, приписывая распространение подобной информации недобросовестным конкурентам. Следствие пока не пришло ни к какому заключению.
|
III. Теоретическая часть.
III.1. Экскурс в историю.
В 1982 году австриец Дитрих Матешиц попробовал в баре гонконгского отеля Mandarin местные тонизирующие напитки, и ему пришла в голову идея продвигать нечто подобное на родине. В 1984 году герр Матешиц основал компанию Red Bull GmbH, разработал рецепт и маркетинговую концепцию напитка и через три года стал продавать Red Bull Energy Drink в Австрии. В 1992 году новый энергетический напиток впервые начал экспортироваться в Венгрию.
В настоящее время герр Матешиц продает более 1 млрд банок ежегодно в 70 странах мира. Вслед за предприимчивым австрийцем в середине 1990-х свои варианты энергетических напитков стали предлагать и другие производители. Напитки Red Devil, Adrenaline Rush и еще целого ряда брэндов отличаются друг от друга по вкусу, но содержат сходный набор компонентов, да и в рекламных кампаниях брэнды упирают на одни и те же эффекты. В частности, энергетические напитки предлагают избавиться от усталости и сонливости, обрести бодрость и поднять тонус, и применить обретенное для работы, учебы и занятий спортом.
«Энергетики» в России уже пьют, по подсчетам компании «Бизнес-аналитика», 25% потребителей пива и слабоалкогольных коктейлей, а основную целевую аудиторию напитков составляют работающие и учащиеся лица мужского пола (28,6%) в возрасте от 17 до 24 лет (30%). Средний объем потребления энергетических напитков на одного потребителя в 2009 г составил 130 мл в неделю. Из-за появления более дешевых энергетиков в 2010-2014 гг доля потребителей энергетических напитков вырастет до 14% от населения страны. Среднее потребление на душу население к концу 2014 г вырастет до 1 л в год.
|
«Группы потребителей энергетических напитков — это молодежь, спортсмены, автомобилисты», — подытоживает Светлана Дрозд, директор по связям с общественностью компании «Хэппилэнд», занимающейся дистрибуцией напитка Red Devil.
Баночки с тонизирующими напитками также можно обнаружить и в тренажерных залах. «В основном энергетические напитки рекомендуются инструкторами групповых занятий перед кардио-тренировками (аэробикой, беговой дорожкой, велотренажерами), — говорит инструктор «Планеты Фитнес» Александр Ковалев. — В индивидуальных занятиях из-за высокого содержания сахара инструкторы используют такие напитки осторожно: например, когда пришедший заниматься в зал чувствует себя разбитым».
Минкаил Магомет Гаппаров, профессор, заместитель директора Института питания РАМН: «Компоненты всех энергетических напитков подобраны не случайно. Углеводы заряжают энергией, витамины активизируют работу мышц, а кофеин бодрит».
Другой эксперт, - Михаил Ивлев, президент Ассоциации спортивной аэробики России, заместитель директора компании «Академия Wellness», считает, что не все так безоблачно: «Я не рекомендую вам увлекаться энергетическими напитками, тем более пить их каждый день. Вне всякого сомнения, бывают в жизни ситуации, когда человек работает на пределе, из последних сил. В этом случае можно выпить энерготоник, добиться разового эффекта и успокоиться».
Первый случай попытки ограничить продажи энергетиков в России отмечен в феврале 2005 года, когда Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отказала одной из зарубежных компаний в продлении разрешения на поставку энергетиков.
Причина отказа крылась в составе напитков. Оказалось, что содержащийся в них кофеин не растительного происхождения. Более того, в одном из видов энергетиков компании содержался коктейль из кофеина, экстракта лимонника и экстракта женьшеня.
По мнению специалистов Роспотребнадзора, действие подобных биологически активных компонентов еще не изучено и слишком большая их концентрация может повредить здоровью. Более того, по мнению экспертов Института питания РАН, различные комбинации даже известных и протестированных природных компонентов могут вызвать непредсказуемые реакции организма.
Практически в это же время Институт питания приступил к разработке ряда поправок к закону «О санитарных нормах и правилах», которые будут разъяснять все вопросы относительно тестирования энергетических напитков и их классификации. Необходимость структурирования напитков выявилась в ходе исследования рынка. Оказалось, что под видом энергетиков в России зачастую продают напитки с лекарственными свойствами. А они согласно закону должны продаваться как пищевые добавки. Но требования к лицензированию подобных товаров значительно выше.
Впрочем, скандал быстро замяли. Энергетики по-прежнему продаются без всяких ограничений. А каких-то норм по содержанию биологических и тонизирующих веществ в продуктах питания и в энергетических напитках пока не существует.