XII УРАВНОВЕШИВАНИЕ РОТОРОВ
В машиностроении и приборостроении любое вращающееся тело называют ротором (шкивы, зубчатые колеса, звездочки цепных передач, соединительные муфты, маховики, диски сцепления, шлифовальные круги, колеса автомобиля, диски турбин и т.п.). Роторы многих приборов вращаются с частотой 75 тысяч об/мин; роторы центрифуг, предназначенных для получения биологических эмульсий, имеют частоту вращения 500 тысяч об/мин. При конструировании таких роторовнеобходимо решить задачи динамического синтеза, связанные с распределением масс по условиям уменьшения динамических реакций в опорах ротора.
Статическая неуравновешенность ротора
Рассмотрим двухопорный ротор, вращающийся относительно оси
(рис. 1) с угловой скоростью
и угловым ускорением
.
В точках
,
расположены опоры ротора. Выберем систему координат
, вращающуюся вместе с ротором. Положение элементарной массы
в теле ротора определим радиус-вектором
, проведенным из начала координат.
Положение этой массы можно характеризовать и вектором
, который является кратчайшим расстоянием до оси вращения. Вектор
называется эксцентриситетом неуравновешенной массы. Произведение массы на ее эксцентриситет называется элементарным дисбалансом,
.
Элементарный дисбаланс направлен по эксцентриситету. Через
обозначены проекции динамических реакций в опорах ротора.
Из механики известно выражение для силы инерции элементарной массы:

Распишем проекции векторов, входящих в выражение (1.1):

Для проекций вектора
получим:

Интегрируя по всему объему, определим проекции силы инерции:



где
- координаты центра масс ротора;
- масса ротора.
Далее получаем модуль вектора:

Произведение массы ротора на эксцентриситет его центра масс называется дисбалансом ротора
. Вектор
называется главным вектором сил инерции ротора, он приложен в его центре масс S.
Таким образом, статическая неуравновешенность ротора характеризуется наличием дисбаланса его массы или смещением центра масс с оси вращения. Возникающий при этом вектор
в общем случае не совпадает по направлению с вектором дисбаланса
. При постоянной частоте вращения направления этих векторов совпадают.
Моментная неуравновешенность ротора.
Момент силы инерции элементарной массы относительно начала координат находим из выражения:

С учётом (1.2), (1.3) получаем его проекции:

Проинтегрировав в проекциях, найдём:



Интегралы в последних выражениях представляют собой центробежные
и осевой
моменты инерции. Получаем:



Модуль главного момента
сил инерции ротора находится из выражения:

Где
– модуль главного момента дисбалансов ротора.
Таким образом, моментная неуравновешенность ротора характеризуется наличием главного момента дисбалансов, направленного перпендикулярно оси вращения.
Величина и направление главного вектора сил инерции
не зависит от центра приведения элементарных сил, а величина и направление главного момента сил инерции
зависит (на рис.1 он приложен в точке
).
Для выделения проекций массово-геометрических характеристик из проекций силовых (1.4), (1.5) и моментных характеристик (2.6), (2.7), достаточно принять
(аналог скорости, безразмерная величина) и
(аналог ускорения). При этих условиях получим:
(2.10)
;
(2.11)
Если равны нулю массогеометрические характеристики:
;
, то нулю равны главный вектор сил инерции, и главный момент сил инерции ротора.
Следовательно, условия, при которых проекции динамических реакций в опорах ротора будут равны нулю, запишутся в виде:

Это означает, что ось вращения ротора должна быть главной центральной осью. Момент
непосредственно на динамические реакции не влияет, и его можно не принимать во внимание.
Виды неуравновешенности ротора можно различать по его массогеометрическим характеристикам:
- при статической неуравновешенности ротора

При моментной неуравновешенности

При динамической неуравновешенности

Итак, неуравновешенность - это состояние ротора, отличающееся таким распределением масс, которое во время вращения вызывает переменные нагрузки в опорах ротора. Мерой статической неуравновешенности является дисбаланс ротора
, мерой моментной неуравновешенности - главный вектор дисбаланса
.