Китайский шелк, подобно керамике, получил мировую известность и в целом оказал значительное влияние на текстиль и декоративно-прикладное искусство многих стран. Входя в число наиболее массовой экспортной продукции, китайские шелковые ткани еще до начала нашей эры попали в предельно отдаленные от Дальнего Востока регионы, вызывая повсюду восхищение и стимулируя становление собственного шелкоткачества. В Европе широкое распространение получила легенда о том, что вплоть до VI в. китайцы хранили в строжайшем секрете тайны искусства шелководства и шелкоткачества. В действительности ханьские власти не только не препятствовали их распространению за пределы империи, а напротив, всячески поощряли знакомство с ними соседних народностей. Правителям периферийных областей предписывалось обучать «варваров» шелководству и шелкоткачеству, дабы поднять их до уровня «цивилизованных народов». В результате продвижение культуры шелководства на Запад — в сторону Восточного Туркестана, началось еще в I—II вв. А в V-VI вв. в Турфанском оазисе было налажено самостоятельное шелкоткацкое производство, выпускавшее гладкие и полихромные ткани, причем по технологии, качественно отличной от китайской. Нити получались из коконов, уже покинутых бабочками, из-за чего они имели сильную скрутку и неодинаковую толщину. Узоры изготавливались утком, и для упрочнения ткани в нее иногда вводились нити из конопли и шерсти. К V в.
—736—
шелководство и шелкоткачество достигло Мерва и оттуда к концу V — началу VI в. проникло в Южный Иран (область на юго-восточном побережье Каспийского моря). Приблизительно в то же время сложилась и согдийская школа шелкоткачества.
|
В Европе, точнее в Древнем Риме, китайский шелк стал известен во времена Александра Македонского, сразу превратившись в предмет роскоши (за него платили золотом), окруженный всевозможными легендами и суевериями. Римляне были убеждены, в частности, что шелковые ткани изготавливаются из древесного пуха и обладают чудодейственными свойствами. Однако с шелководством Европа познакомилась гораздо позже, при императоре Юстиниане, когда в Византию была доставлена грена 375.
Основное место в византийском шелкоткачестве, центры которого были сосредоточены в Греции и Сирии, заняла парча, затканная золотыми и серебряными нитями и украшенная богатой вышивкой, жемчугом и золотом, которую тоже ценили подобно драгоценностям. Одеяния из самых дорогих шелковых тканей были исключительной привилегией членов императорской фамилии, из более дешевых — высокопоставленных сановников. Эти ткани попадали и в Европу в виде даров королевским семьям 376.
Из Византии шелководство и шелкоткачество пришло в страны арабского ареала (от Северной Африки до Южной Испании), а затем — в Италию (в эпоху средневековья) и Францию (в эпоху барокко). Но и после утверждения византийского, арабского и европейского шелкоткачества китайские шелка продолжали цениться на Западе в полном смысле слова на вес золота. Их красота и качество столь завораживали европейцев, что из этой «языческой» ткани исполнялись даже одеяния высших католических иерархов 377.
Прямой экспорт китайских шелков в Европу начался в XVI в. и достиг своего пика к середине XVIII в. Причем, если в конце XVII — начале XVIII в. преобладал вывоз шелка-сырца, то с 30-х гг. XVIII в. в Китае стали массово закупаться готовые ткани, преимущественно бархат, парча и полихромные шелка, которые лучше всего отвечали запросам стиля «шинуазри».
|
Для России ее знакомство с китайским декоративно-прикладным искусством началось именно с шелков и задолго до Петра I и увлечения российского общества европейским «шинуазри». По свидетельству архивных источников, еще в XVII в. китайские шелка достаточно активно использовались при отделке царских интерьеров в Москве и подмосковных резиденциях. Ими обивали стены покоев и обтягивали предметы мебели.
История китайского шелка за пределами Китая убеждает в правомерности высказанного ранее тезиса об удивительной способности китайских художественных традиций не только адаптироваться к инородной культурной среде, но и составлять органическое единство с совершенно разными по эстетическим установкам направлениями и стилями.
------
375 Считается, что ее тайно с риском для жизни вывезли некие монахи, специально посланные для этого Юстинианом в Китай и успевшие обучиться там азам выращивания гусениц и получения шелковых нитей. Судя по всему, монахи оказались прилежными и способными учениками, так как в скором времени Византия начала выпускать собственный шелк, изготовление которого, равно как и пурпурного красителя, стало государственной монополией.
376 Такой дар получил, например, в 1164 г. чешский король Владислав II от венгерского короля Стефана III и греческого императора Эммануила.
377 В далматике из китайской парчи, затканной изображениями буддийских лотосов, был похоронен (в Перудже) Папа Римский Бенедикт II (1304 г.).
—737—