Синдром деперсонализации, диагностическое значение, разновидности деперсонализации.




Синдром деперсонализации-дереализации (синдром отчуждения, синдром сенсорной гипопатии) - отчужденное восприятие собств психи­ч и физич процессов, чувство утраты собств мыслей, эмоций, воспоминаний, телес ощущ, восприятия окру­ж мира. Клинич ф: - Аллопсихическая ф - субъективное чувство изменения восприятия окруж мира, утрата чувства его реальности, безжизненности, неясности: «Мир как нереальный,..»; «Воспринимаю окружающее как в телевизоре»; «Не чувствую предме­тов». - Соматопсихическая ф - субъективное чувство отчуждения собст­в тела, его чужеродности, омертвения, искусственности, утраты телес­ ощущ: «Как мумия...»; «Тело как мертвое...»; «Отсутствует чувство сна...»; «Голова как чужая. - Аутопсихическая ф - чувство отчуждения собств мыслей, высших эмоций, воспоминаний, представления о своем «Я», ощущение собственной пассивности, нару­шения течения времени: «Такое ощущение, что не могу думать»; «Памяти словно нет...»; «Мне кажется, что у меня нет интеллекта»; «Не понимаю, есть время или нет, словно потерял это чувство как таковое». К аутопсихической деперсонализации относ также сим-ы «болез­ненной психической анестезии» - тягостные переживания полной утра­ты чувств: - «Исчезли все эмоции», «Не умею больше радоваться». Набл-я при эндогенных (шизофрения и эндогенная депрессия), экзогенно-органических и соматогенных психозах, невротич состояниях и эпилепсии.

2) Расстройства мышления:

1. типы ассоциаций; представление, понятие, суждение, умозаключение;

Типы ассоциаций: 1. анализ - мысленное разделение предмета на составляющие элементы, св-а, признаки; 2. синтез - формир целостного знания о предмете на основе его св-в и признаков; 3. сравнение - сопоставление объектов по их св-м и признакам, в резуль­тате чего устанав их сходство или различие; 4. обобщени е - выявление св-в и признаков, общих для ряда предметов, на основе кот возможно их группирование, классификация; 5. абстрагирование - выделение нескол признаков, существенных для анализа, с отвлечением от остальных признаков; 6. конкретизация - выделение частных св-в и признаков предмета на основе знания присущих ему закономерностей. Представление – знание о конкретном предмете без соотнесения его с др ­ предметами. Понятие - основная единица мышления. Отражают обобщенные существенные св-а ряда предметов­. Суждение - утверждение относительно предмета места, состоящее их нескольких понятий «Снег белый и холодный». Умозаключение - вывод, полученный путем цепочки взаимосвязанных логических операций с понятиями и суждениями (напр, доказательство теоремы).

2. возрастные особенности мышления;

Мышление - высшая форма познания реальности, взаимосвязей между предметами и явлениями, их св-в и сущности. Оно позволяет выйти за пре­делы восприятия, судить о том, что в данный момент не наблюдается, предви­деть последствия происходящего. Хар-я с св-и: - Целенаправленностью; - Опосредованностью. Развитие мышления связано с развитием речи. С 2 до 4 л преоблад доречевое, наглядно-действенное М. Ребенок производит действия с предметами, оперируя ощущениями и восприятиями. С 4 до 7 л доминирует конкретно-образное М. Развиваются опе­рации с образными представлениями и простыми, конкретными понятиями. Образы предметов доступны для сравнения друг с другом, группирования, за­поминания. С 7 до 16 лет конкретное мышление постепенно вытесняется абстрактно-логическим. Формир слож логич операции с абстрактными по­нятиями.

3. развитие речи и ее связь с другими психическими процессами;

Выдел три критич периода в развитии речевой функции: 1. 1-2 года жизни, когда формир предпосылки речи и начин речевое развитие. 2. 3 г, когда интенсивно развив связная речь, происх переход от ситуационной речи к контекстной. 3. 6-7 л, начало развития письменной речи. Большое знач для развития речи им психофизич здоровье ребенка - состоя его высшей нерв деятел, высших психических процессов, его физич сост. Развитие речи начин с трех мес, с периода гуления. Одновременно осуществ процесс развит понимания речи, то есть формир импрессивная речь. Начин различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К 9 - 10 мес он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году 10 - 12 слов. На втором году слова и звукосочетания стан средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речь. Речь развив по подражанию. К двум годам 250-300 слов. Начин процесс формир фразовой речи. К 3 г 800-1000 слов. к 5 г 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. Последовател психомоторного развития тесно связана с этапностью созревания мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окруж средой.

4. методы исследования мышления;

Методики: Ассоциативный эксперимент. Испытуем предъявляют слова-стимулы и дают задание называть первые ассоциации, кот появл у него в от­вет на эти слова. Анализируют колич и хар ассоциаций. Образование аналогий - установить логические связи в отношении двух понятий друг к другу и подобрать тождественное по смыслу отношение из ряда данных (напр, «школа - обучение; больница – доктор). Классификация - предлагают объединить картинки в группы по общим признакам.

Противоположные понятия - назыв понятия и просят назвать противопол по смыслу. Сходство и различие понятий. Понимание сюжетных картин. Установление последовательности событий по картинкам. Осмысливание рассказов. Понимание переносного смысла - объяснить пе­реносный смысл нескольких знакомых и незнакомых пословиц.

5. нарушения темпа мышления;

1. Ускорение мыш – хар-я легким возникн и быстрым течением мыслей, представлений, воспоминаний. Речь ускорена, фразы не связаны. Высокая степень ускор мыш-я назыв «скачкой идей». Не может завершить ни одной фразы и все время меняет тему своего монолога. Наблюд речевое и двигат возбуждение: « В меру упитанности могу растить детей, всему есть свои сроки, сроки бесконечности... реклама такая - Эйнштейн сидит за компьютером».Хар-о для маниакальных состояний. 2. Замедление мыш – хар-ся заторможенным течением мыслей, замедлением перехода от одной мысли к другой, ↓ коли­чества идей. «Мысль стопорится будто», «Пустовато в голове». Трудно подобрать слова, хар-а олигофазия, длительное «застревание» на одной мысли, паузы в ответах. Хаар-но для депрессивных сост, при астении, орган пораж гол мозга (по­сле энцефалитов, инток, гипоксии), состояниях дефекта при шизофре­нии. 3. Обстоятельное мыш - склонность к детализации, застревание на мелочах, подробное описание всех частных моментов в ответе. Невозможность разделить главное и второстепенное. Речь подробная, с повторами и многочис вводными сло­вами. Хар-а для органич пораж гол мозга и эпилепсии. 4. Персеверации -ненужные повторы мыслей, застревание в мышлении каких либо мыслей, фраз. Дает стереотипные ответы на разные вопросы: Как Вы себя чувствуете? - Хорошо себя чувствую, чувствую себя хо­рошо, хорошо. Хаар-ы для органич пораж гол мозга, эпилепсии, старческого слабоумия, болезней Пика и Альцгеймера, оглушении сознания, астении.

6. нарушения логической структуры мы­шления;

1. Аутистическое мыш не зав от логич законов, полно­стью игнорирует действительность и направ эмоциональными потребно­стями (желаниями, опасениями). Содержание аутистических построений похоже на мифы, сказки, фантазии. Больной называет себя «просветителем», «философом», «артистом» и «царем». Является составной частью феномена аутизма. 2. Атактическое (разорванное) мыш хар-я распадом логической структуры речи при сохранении ее грамматической формы. Недоступной для понимания речью: «Когда руки сомкнуты, они вместе, а когда разомкнуты, то выходят ку­бы». Набл при шизофрении (шизофазия). 3. Бессвязное (инкогерентное) мыш - от­сутст логич связей между текущими представлениями, ощущениями, восприятиями. Выражается в распаде и смысловой, и грамматиче­ской структуры речи. «Как Вас зовут? Сын... Как Ваше имя? Сын Коля... Как же так? Имя мое Михаил....». Хар-но для – аменции или астенической спутанности, возник при остр и затяж инфекц и интоксик психозах. 4. Паралогическое мышление - наруш логических законов в про­цессе перехода от одной мысли к другой, сочетание обычно несочетаемых мыслей и образов с произвольной подменой и замещением одних понятий дру­гими. Ход мысли не понятен («кривая логика»). Совершают неадек­ватные и внешне нелогичные, опасные действия - парагномены. Хар-но для шизофрении. 5. Резонерское мыш - пустое, нецеленаправленное рассуждательство. Рассуж­дения пусты, бесплодны, основаны на поверхностных, формальных аналогиях. Хар-но для шизофрении. 6. Символическое мыш - использ в рассуждениях и в речи символов, зачастую понятных лишь самому больному. Хар-но для шизофрении. «Внушенные мысли - это красные рыбки на рассвете». Символич и разорванное мыш сопровожд не­ологизмами - патолог словообразованиями.

7. доминирующие, навязчивые, сверхценные и бредовые идеи; Навязчивые явления (обсессии) - непроизвольно, возни­к мысли, представления, воспоминания, сомнения, страхи, стремления, действия, движения при сознании их болезн хар-а и критическом отношении к ним. Сопровожд эмоцион напряж и тревогой. Выдел образные (навязчивый счет, мудрствование, воспоминания) и отвлечен­ные (навяз сомнения, воспомин, опасения, представления, влечения, действия, ритуалы, страхии). Встреч при неврозе навязчивых сост, шизофрении. Сверхценные идеи - суждения, основанные на реальных ситуациях, но неадекватно отражающие реальность в силу их эмоц насыщенно­сти и чрезмерной значимости для больного. Пациент «одер­жим» ею. Хар-ы для паранойяльной и эпилептоидной психо­патии, шизофрении и орган заб гол мозга. Выдел: - идеи с переоценкой своих возможностей; - ущемления своих прав; ревности, - вероисповедания, - нового мировоззрения, - Ипохондрические идеи, - Дисморфоманические. Бредовые идеи - ложные умозаключения, формир на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием больного и не под­дающиеся коррекции при разубеждении и разъяснении. Три группы: 1. Бред преследования (отношения, воздействия, одержимости, ревности, ущерба, инсценировки). 2. Бред величия(величия, могущества, богатства). 3. Бред самоуничижения (самообвинения, ипохондрический бред, греховности, обнищания, отрицания). Хар-н для депрессий психотич уровня (при маниакально-депрессивном психозе, органических аффективных психозах).

8.синдро­мы систематизированного бреда, их клиническая картина и диагностическое значение;

Паранойяльный синдром. Хар-я бредовыми идеями пресле­дования, отношения, ревности, реформаторства, изобретательства. Идеи и бредовое поведение сопровожд стеничным эмоц зарядом возмущения, негодования, раздражения, злобы. Хар-но для шизофрении. Параноидный синдром - развитие бреда в сочетс галлюцин, психическими автома­тизмами, аффектив наруш (тревогой, растерянностью, депресси­ей). Наблюд при шизофрении, органич бредовых психозах, эпилеп­сии, ост алкогольных психозах. Парафренный синдром - нелепо-фантастическое сочетание бреда вели­чия с бредом преследования. Хар-ы нарушения памяти. Идеи сопровожд экспансивным настроением, больные стан высокомерны, загадочны. Хар-н для шизофрении и при орган заб гол мозга (паралич, последствия ЧМТ). Синдром Капгра (бред двойников) - ложные узнавания окружающих людей. 4 сим-а: - положит двойника, - отрицат двойника, - сим-м Фреголи, - бред интерметаморфозы. Синдром дисморфофобии-дисморфомании (синдром Квазимодо). Дисморфофобия - навязчивое опасение наличия у себя физич недостатка. Дисморфомания - убежденность в наличии физич недостатка, чрезвычайно переоцениваемого или мнимого. Ипохондрический синдром - бредовое убеждение в наличии у себя како­го-либо заб, при отсутствии реаль­ных на то оснований. Набл-я при шизофрении, орган пораж гол мозга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: