Монархия наряду с республикой является наиболее древней формой осуществления власти. Ее многогранность и гибкость, умение приспосабливаться к конкретным историческим условиям обусловило ей преобладание в качестве формы правления во всем мире вплоть до ХХ века. Даже на сегодняшний день количество монархических государств остается весьма значительным.
С точки зрения истории принято выделять следующие виды монархии:
1)Восточно-деспотические
2)Феодальные
3)Сословно-представительные
4)Абсолютные
5)Конституционные, которые делятся в свою очередь на дуалистические и парламентарные
Все древневосточные деспотии возникали в основном из-за необходимости проведения ирригационных работ, централизованного руководства ими. Для этого требовалось создание обширного административного аппарата и многочисленного штата чиновничества, осуществлявших жесткий контроль над населением. Основные функции государства заключались также в сборе налогов и ведении войны. Господство монарха была фактически неограниченным, однако нередко его политика была направлена на удовлетворение интересов узкого круга лиц – знати. Власть нередко обожествлялась. Деспот являлся как бы ставленником свыше, проводником божественной воли. Для государств Древнего Востока характерно четкое разделение всего населения на социальные группы, каждой из которых соответствовали определенные права и обязанности. Переход из одной группы в другую был невозможен либо очень затруднен. Основой производственной единицей выступала сельская община. Она являлась замкнутой саморегулирующейся организацией, в жизнь которой государство практически не вмешивалось. Все сельское население было проникнуто духом коллективизма, в связи с этим изгнание из общины являлось очень суровым наказанием, которое обрекало человека фактически на выживание. Понятие «восток» в первую очередь характеризует социальные, политические и экономические особенности государств, а не географическое положение. Страны, которые можно отнести к древневосточной форме правления: Древний Вавилон, Древний Египет Древняя Индия, Древний Китай др.
|
Переход к феодальной монархии был обусловлен, прежде всего, изменением отношений монарха и дружинников, воинов. За военную службу они получали в распоряжение определённую землю, в пределах которой обладали практически всеми полномочиями верховного правителя: могли собирать налоги и сборы, вершить суд и т.д. Феодалы имели собственную армию и казну. Центральная власть не могла вмешиваться в дела местных правителей, отношения с которыми строились согласно принципу “Вассал моего вассала – не мой вассал” (например, в континентальной Европе) и “Вассал моего вассала – мой вассал” (в Англии). В экономике в это время господствует натуральное хозяйство, которое вовсе не способствует укреплению связей между регионами стран. В России отношения сюзеренитета-вассалитета приняли следующий вид: во главе государства стоял великий князь, на местах власть осуществляли волостели и наместники. Местные органы не получали жалования за свою службу, на свое содержание они оставляли часть собираемых налогов в вверенной им местности. Такая система получила название «кормления». В удельный период монархию как форма правления наиболее отчетливо можно наблюдать во Владимиро-Суздальском княжестве. Там установилась сильная княжеская власть, вече занимало подчиненное положение. В Новгороде сложился фактически республиканский строй. Главную роль в политической жизни играло вече, а полномочия князя были сильно ограничены: он назначался на должность путём избрания для пресечения установления династического правления, ему запрещалось приобретать недвижимость в Новгородской земле. Его главные функции заключались в организации войска и осуществлении суда. При необходимости вече могло принять решение об изгнании князя. Такая организация власти, несомненно, помогала сдерживать княжеский произвол и осуществлять контроль над его деятельностью. Это не могло не дать благоприятный эффект на развитие Господина Великого Новгорода. Третьим крупнейшим княжеством удельного периода являлось Галицко-Волынское княжество. Здесь были сильны позиции боярства, родовой знати. Нередко форму правления этого княжества характеризуют как олигархию. Вече, князь и боярство в политической структуре занимают практически одинаковое положение.
|
С постепенным усилением централизации государств и возвышением роли монарха происходит становление сословно-представительной монархии. Данная форма правления характеризуется наличием представительных органов различных сословий, которые принимали определенное участи в осуществлении государственной власти. В России в XVI-XVII веках царь осуществлял свою деятельность совместно с Земским собором. В его состав входили все слои населения за исключением крестьянства. Известный российский ученый В. О. Ключевский определял Земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». Важной чертой таких собраний являлся необязательный, рекомендательный характер принимаемых решений. Нередко деятельность Земских соборов была формальностью. Красницкая А.В. характеризует ее как «политический спектакль», цель которого заключалась в том, чтобы показать поддержку народа очередному претенденту на престол.[10] Позднее, в XIX веке Земские соборы нашли свое место в идеологии славянофилов, считавшие их наилучшей формой взаимодействия народа с государем. В Англии серьезным ограничением королевской власти выступал парламент, состоявший из палаты лордов и палаты общин. Даже на этапе зарождения данного представительного органа проявилась его значительная роль в политической жизни государства: палата общин обладала правом предоставление субсидий короне, на обсуждение государственных дел и на контроль над королевскими чиновниками вплоть до возбуждения судебных дел.[11] В дальнейшем влияние парламента на королевскую власть все более возрастало, что в итоге привело к существенной зависимости монарха от него. Во Франции сословно-представительным органом выступали Генеральные Штаты. Они созывалась по инициативе короля в самые сложные моменты жизни страны для помощи правительству. Существовало 3 палаты: дворянство, свободные люди и духовенство. Основной функцией выступало квотирование налогов и сборов. Однако, как заметил Н.А. Хачатурян, «очевидная зависимость представительного учреждения от власти короля не означала, что в изучаемый период королю ничего не стоило получить поддержку в Генеральных штатах».[12] Несомненно, данный орган занимал гораздо более слабые позиции в политической жизни государства, в отличие английского парламента, однако через него сословия все же могли выразить свой социальный протест. Генеральные штаты отражали реальное соотношение общественных сил, поэтому утверждение о том, что они являлись королевской марионеткой ошибочно.
|
Период позднего феодализма характеризуется установлением в большинстве государств абсолютной монархии. При данной форме правления отсутствует система разделения властей, монарх сосредотачивает в своих руках законодательство, осуществление исполнительной власти и отправление правосудия. Монарх обладает неограниченными полномочиями, а сословно-представительные учреждения отсутствуют, либо не влияют на политическую обстановку в стране.[13] Политический режим при данной форме правления характеризуется как авторитаризм. Социальной опорой режима выступает дворянство. Божественное происхождение власти монарха является духовным обоснованием существования данного типа организации публичной власти. Однако нельзя утверждать, что абсолютизм имеет исключительно отрицательные свойства. На первоначальных этапах своего становления он сумел побороть феодальную раздробленность и подчинить церковь государству, что однозначно способствовало укреплению единства страны. Развитию национальной экономики способствовала проводимая государством политика протекционизма, направленная на поддержку отечественного производства. Ярким примером абсолютизма является Франция 15-17 веков. Его возникновение приходиться на период правления Людовика 11. Необычную форму принял абсолютизм на Британских островах. Он появился при Елизавете 1 Тюдор во второй половине 16 - начале 17 века. Его особенностью было то, что в Англии он до конца так и не принял своего классического вида. Там оставался парламент, отсутствовал многочисленный и сильный бюрократический аппарат на местах, а также не было регулярной армии. Разложение абсолютистских режимов постепенно происходит в 18-19 веках. Складывающиеся капиталистические отношения усиливают позиции буржуазии, которая вступает в противоборство с монархической властью, что в итоге приводит к ограничению полномочий короля либо к его свержению.
Особой разновидностью абсолютизма является «просвещённый абсолютизм». Его сущность состоит в следовании идеям Просвещения в политической деятельности и приспособлении к новым условиям и реалиям. Эпоха расцвета – 18 век. Такая политика подразумевала проведение реформ, направленных на уничтожение архаичных институтов феодализма. Примерами правителей, которые осуществляли данную политику, можно назвать Фридриха Второго в Пруссии, Иосифа Второго в Австрии и Екатерину Вторую в России. Всех этих правителей можно отнести к реформаторам консервативным, так как все их преобразования были в конечном итоге направлены на сохранение самого порядка, не затрагивали сути общественных отношений. Также характерной чертой данных монархов являлось изменение системы взглядов и ценностей. Церковные вероучения, лежавшие ранее в основе политических решений, заменяются на научные факты. Распространённым становится такое явление как поощрение искусства. Ярким проявлением данной политики в России стало написание «Наказа» Екатерины II. В нем нашли свое отражение идеи передовых просветителей того времени, таких как Ш. Монтескье и Ч.Беккариа. Несмотря на то, что этим документом провозглашалась непоколебимость самодержавия как формы правления, он все-таки имел очень важное значение для развития российской государственности. Е.А.Желонкина отмечает: «Екатерина II заставила россиян задуматься о государственной вольности, политических правах, веротерпимости, равенстве всех подданных перед законом».[14]
Конституционная (или ограниченная) монархия – это разновидность монархической формы правления, в которой власть правителя ограничивается конституцией и присутствует законодательный представительный орган (парламент). Конституционные монархии делятся на два вида:
• представительные, или дуалистические монархии
• парламентарные монархии.
Впервые такая форма правления появляется в конце ХVII в. в результате английской буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются, так называемые, цивильный лист и контрассигнатура.
Цивильный лист представляет собой определенную часть государственного бюджета, выделяемую для личных потребностей монарха. Его размеры устанавливаются законом и не могут быть сокращены во время правления.
Контрасигнатура (или контрасигнация) – это определённая процедура, суть которой заключается в обязательном подтверждении законов монарха премьер-министром. Смысл данного порядка содержится в сложении ответственности монарха за принимаемые действия и ее возложение на должностное лицо, которое подписало нормативный правовой акт.
Дуалистическая монархия, которая является изначальной формой ограниченной монархии, характеризуется наличием уже некоторого разделения ветвей власти. Англичанин Дж.Локк, один из основоположников теории разделения властей, подразумевал в своей концепции именно данную форму правления. Он утверждал, что вся полнота исполнительной власти должна принадлежать монарху, а законодательная – парламенту.[15] Если более подробно рассмотреть порядок взаимодействия высших государственных органов и их компетенцию, становиться очевидным тот факт, что разделение властей при данной форме правления достаточно ограниченно. Правительство если и существует как таковое, тот несет ответственность исключительно перед монархом. Судебная власть также осуществляется монархом. Монарх обладает правом абсолютного вето на решения парламента. Без его одобрения ни один закон не может вступить в силу. Также у него имеется право чрезвычайного законодательства. Политический режим можно охарактеризовать как авторитарный. Дуалистическая монархия существовала в Российской империи в 1905-1917 годах, а также в кайзеровской Германии в 1871-1918 годах. В России в тот период времени органами, которые в определённой степени ограничивали царскую власть являлись Государственный Совет и Государственная Дума. Исполнительная власть осуществлялась Советом министров через ответственных перед императором министров. В целом форма правления в России соответствовала остальным европейским монархиям, за исключением некоторых положений:
· Только император обладал правом внесения законопроекта об изменении Основных государственных законов, а в других ограниченных монархиях этот процесс мог быть инициирован как монархом, так и парламентом.
· К исключительным полномочиям императора относилось определение внешней политики, в то время как в других монархиях этот вопрос решался совместно с парламентом.
· Император обладал правом объявления военного или чрезвычайного положения в отдельных местностях. (кроме Германии и Японии)[16]
Парламентарная или парламентская монархия возникала, как правило, в развитых государствах, в которых не было резкой и принудительной перемены общественного строя, все изменения происходили постепенно путем эволюции и своевременных реформ, направленных на приспособление к существующим условиям. Главное различие между дуалистической и парламентской монархиями, по мнению Калиновича А. Э., заключается в том, кому принадлежит исполнительная власть и перед кем несут ответственность должностные лица.[17] В первом случае ее осуществляет монарх, а во втором – правительство. Также при дуалистической форме правления министры ответственны перед монархом, а при парламентарной – перед представительным органом. Здесь можно наблюдать развитую систему разделения властей, исполнительная власть признает главенство парламента. Его верховенство заключается в том, что правительство, которое назначается монархом, должно пользоваться его доверием. Монарх при такой форме правления играет очень незначительную роль в управлении государством. У него имеется право вето, однако, на практике оно фактически не используется. Его полномочия номинальны, все его действия нуждаются в одобрении правительства. Примечательно, что нередко полномочие парламента на вотум недоверия правительству сочетается с возможностью правительства внести предложение о роспуске парламента. Таким образом, народу предоставляется право разрешить конфликт между данными ветвями власти.
Рассмотрим историю становления данной формы правления на примере Англии. Король предпочитал править единолично и созывал Парламент очень редко в крайних ситуациях, когда у него появлялись финансовые трудности. Таким парителем являлся Карл I, который не созывал Парламент в течение 11 лет. Когда же он был вынужден пойти на этот шаг, ему было предъявлено требование отказаться от права на созыв и роспуск данного представительного органа. Следом за отказом короля последовала революция. Карл I был осужден и приговорен к смертной казни. Был установлен протекторат Оливера Кромвеля, после смерти которого произошла реставрация монархии в 1660 г. В 1688 произошла Славная революция, в результате которой на трон взошли Вильгельм и Мария Оранские. Данные события характеризовались подтверждением довольно широких полномочий Парламента и принятием Билля о правах. В этом документе, игравшем значительную роль в расстановке политических сил в стране, содержался ряд важных положений конституционного характера. В частности, документ предусматривал регулярные заседания Парламента для осуществления голосования по вопросам налогообложения. Королю было запрещено приостанавливать действие законов и издавать ордонансы. Акты Парламента отныне становятся законами при получении санкции короля. Изначально монарх единолично подбирал себе советников, которые не входили в состав единого органа и несли уголовную ответственность перед Парламентом. Палата общин могла выдвинуть обвинение против королевских советников, что давало право Палате лордов осуществлять правосудие в отношении данных лиц.