Современные виды монархий




В современном мире остается достаточно много государств с монархической формой правления. Подавляющее большинство из этих стран являются парламентарными монархиями. Такие государства расположены в основном в Европе. Однако есть и такие страны, где сохраняется дуалистическая форма правления. Также в наши дни имеет право на существование и абсолютизм. Отдельно стоит выделить теократическую монархию, примером которой является Ватикан.

Абсолютная монархия встречается достаточно редко в современном мире. Большая их часть располагается в Азии. Характерными чертами данных монархий является наличие октроированных (дарованных) конституций и отсутствие парламента как органа, ограничивающего королевскую власть.[18] Наиболее яркие представители – станы Аравийского полуострова, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар. Особенностью формы правления в Саудовской Аравии является то, правители данного государства являются еще и духовными главами, что значительно усиливает и укрепляет их авторитет. Осуществление государственной власти здесь тесно связано с религией. Так, наиболее значимые указы государства подписываются после консультаций с улемой (группой религиозных лидеров). Также в стране действует система религиозных судов.

Особым видом абсолютной монархии является теократия. Вся полнота исполнительной, законодательной и судебной власти в Городе-государстве Ватикан принадлежит Папе Римскому. Функции премьер-министра возлагаются на государственного секретаря. Папа также назначает губернатора, котрый осуществляет административное управление. В целом форма правления в данном карликовом государстве по своим признакам совпадает с остальными абсолютистскими странами, за исключением того, что правитель здесь не получает власть по наследству, а избирается коллегией кардиналов на пожизненный срок. Вооруженных сил государство не имеет, резиденцию Папы охраняет швейцарская гвардия.

К странами с дуалистической формой правления можно отнести княжество Лихтенштейн, Монако и королевство Иорданию. Князь карликого государства Лихтенштейн обладает достаточно широким полномочиями: представляет страну в международных отношениях, обладает правом назначать госслужащих, единолично принимать наиболее важные акты, накладывать абсолютное вето на решения парламента. Также он может распустить парламент и правительство по своему усмотрению. Ландтаг (парламент) состоит из 25 членов, избирается на 4 года и формирует совместно с князем коалиционное правительство.

Наиболее многочисленную группу современных монархических государств составляют парламентарные монархии. Практически всегда монарх при такой форме правления не играет какой-либо существенной роли в государственном механизме. Сигачева Е.Л. пишет: «Чаще всего монарх рассматривается как символ государства или нации».[19] Это означает, что даже в том случае, когда монарх наделяется значительными полномочиями по Конституции, он часто выполняет номинальную, церемониальную функцию. Правитель является своеобразной данью традициям, олицетворяя собой единство нации. Сохранение поста монарха демонстрирует уважение к историческому прошлому страны, о чем свидетельствует восстановление монархических форм правления в ряде государств, например в Испании, в 1975 году после падения диктаторского режима, и в Камбодже, после падения диктатуры «красных кхмеров». В Дании и Нидерландах в парламенте традиционно отсутствует доминирование какой-либо одной политической партии, следовательно, в этих странах не может быть сформировано «однопартийное правительство». Это ведет к тому, что данное правительство будет крайне неустойчивым, партнерам будет гораздо сложнее прийти к соглашению. Кардинально обратную ситуацию можно наблюдать в государствах с двухпартийной системой, ярким примером является Великобритания. В таких странах правительство практически состоит из одной политической партии. По закону парламент контролирует правительство, но фактически правительство, которое состоит из лидеров партии, имеющей большинство в парламенте, полностью осуществляют над ним контроль. Данный режим получил название системы кабинета. Можно сделать вывод о том, что в зависимости от существующей в стране партийной системы при парламентской монархии могут существовать два государственных режима: система кабинета (или министериализм) и парламентаризм. Также отмечается особая роль в осуществлении государственной власти главы правительства - премьер-министра. Именно он фактически является главой государства. Премьер-министр обладает очень широкими полномочиями, особенно при однопартийном правительстве: определяет состав и порядок деятельности правительства, повестку дня его заседания, а также формулирует решение, которое принимается правительством. Используя рычаг партийной дисциплины, он добивается выгодных для правительства решений в парламенте. Бывает, когда глава однопартийного единолично принимает какие-либо значимые политические решения. Как правило, монарх участвует в процессе законотворчества, подписывая законы. Также он обладает правом вето на решения парламента, однако в силу сложившегося конституционного обычая, оно, как правило, не используется. В ряде стран монарх у монарха есть право законодательной инициативы. Однако есть исключения. Так, в Норвегии у короля отсутствует право выносить новый законопроект на обсуждение парламента, но присутствует право отлагательного вето. В Швеции у короля нет полномочий на подпись закона, на законодательную инициативу, и также отсутствует право вето.[20]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: