Семейная педагогика: проблемы и решения




21.1 В книге для будущих родителей и всех, кого интересуют вопросы воспитания детей, С. Л. Соловейчик так размышляет о целях воспитания и направленности на их реализацию.

«Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы, незаметно для себя, стараемся подвести реального нашего ребеночка под этот идеальный образ. Что бы ни сделал, что бы ни сказал малыш, мы автоматически сличаем его поступок и слово с образом Ребенка в голове, и, если сходится — то мы хвалим сына, если расходится — осуждаем… И первое ­разочарование нас ожидает, когда оказывается, что несмотря на все наши старания и усилия, живой мальчик никак не хочет отвечать образу Идеального Ребенка, нисколько на него не похож… Понять причину, происхождение, природу этого величайшего из разочарований, какое только может постигнуть человека, очень важно…

Ребенок в наших глазах — это лежащее будущее, потом судящее, ползающее, ходящее, бегающее и прыгающее. Но поскольку у него две жизни, детская и взрослая, то и образ его в нашей голове двоится. У нас есть образ Идеального Ребенка, но и есть образ Идеального человека, мужчины или женщины.

Но два образа Ребенка и Человека, довольно часто расходятся в одной и той же родительской голове. В этом истинная причина наших разочарований. Образ Человека мы конструируем для взрослой жизни, в нем главное — самостоятельность. А образ Ребенка нам нужен такой, чтобы легче было справиться с трудной работой воспитания, в нем главное — несамостоятельность, потому что своевольным ребенком сложнее управлять. Образ Человека — для одной цели (жить!), а образ Ребенка — для другой (воспитывать)!..»

Автор раскрывает некоторые «прописные истины», незнание которых обрекает воспитателя (родителя) на неудачу. Вот некоторые из них.

«Суть воспитания во всех странах и во всех семьях одна: обучение миролюбию и совестливости, обучение средствам достигать цели, не посягая на человека…

Чтобы отношение к ребенку воспитывало, оно должно быть богатым и сложным чувством…

Риск! Жизнь есть риск, и воспитание — тоже риск. Не рискуя, не проживешь, не воспитаешь человека. Воспитание — работа без гарантированного результата, и чем больше мы будем требовать гарантий успеха, тем хуже будет результат…

Во внутреннем мире человека нет никакого «материала» в нем лишь то, во что человек верит. Верит он, что в мире есть красота и честность, — это есть в его внутреннем мире. Не верит — совсем другой мир в нем. Вера — своего рода материал, из которого выстроен внутренний мир. Надежда — его план, маршрут его движения. Нет веры — желания не рождаются, нет надежды — желания угасают…

Дух не может взрасти изнутри человека, он живет вне его, в обществе, в человечестве. Ребенку дух должен быть передан, должен снизойти на него… Ребенок должен быть осенен духом. Наделен духовностью. Воспитан как духовное существо. Поэтому-то люди и нуждаются в воспитании. Но воспитание — не превращение ребенка в копию отца или матери, а передача ему человеческого духа, человеческой сущности, человеческого стремления творить на земле правду, добро и красоту…

Совестливость не приобретается за один вечер или за сто вечеров в беседах с родителями или учителями, совесть обостряется в поступках и проступках ценой падения и преодоления, она дается нам дорогой ценой. Никто не приобрел чуткую совесть беззаботно, без страданий и мучений: безмятежной совести на свете нет…

Дети на ошибках не учатся, дети учатся не на ошибках, а на своих успехах, достижениях. Дети развиваются прибавлением положительного, а не вычитанием отрицательного. Знака «минус» в педагогической арифметике нет, в ней только «плюс», «умножить», да еще «разделить» — разделить с детьми их тревоги и трудности…

…Криком кричу, душой изнываю, ненавижу свой ум за бессилие, свой труд — за слабость, но все-таки, ну давайте же сдвинемся с места, давайте же задумаемся, что же мы делаем не так, давайте признаем, что привычное воспитание далеко не всегда срабатывает, давайте искать, искать, искать надежные пути, давайте воспитывать душу человеческую и дух. Ну нельзя же, чтобы девушка-медалистка убивала свою подругу за платье!»

[Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. М.: Дет. Лит., 1987. С. 12, 13, 99-100, 131, 182, 230, 270-271.]

1. Внимательно прочитайте еще раз каждое суждение автора, отделив одно от другого. С какими мыслями Вы безусловно согласны? Какие — принять не можете? Почему?

2. Какие положения автора можно было бы вынести на обсуждение в аудитории родителей, поскольку они, по-вашему, вызовут неоднозначную реакцию? Какие вызвали у Вас «педагогические раздумья»?

3. Почему своими мыслями автор делится с будущими родителями?

 

21.2 Рассматривая вопрос о недостатках детского характера и связанного с этим неумением взрослых помочь их преодолению, В. П. Кащенко приводит пример с племянником Бетховена. Он пишет: «Любовь к племяннику была, может быть, «…единственной слабостью, от которой он не мог отделаться, которую не мог преодолеть и отдалить от храма своего искусства, как это сделал со всеми другими страстями. Он имел вполне здравые взгляды на воспитание, но не хватало сил осуществлять свои мероприятия по отношению к племяннику. Ласковая просьба Карла, обиженно-плаксивая мина расстраивали все планы Бетховена. Самая рассудительная, самая снисходительная мать не могла быть более беспомощной, чем строгий, страстный Бетховен по отношению к своему Карлу. И племянник, инстинктом ребенка, желающего добиться своего, угадывает слабость дяди и старается ее использовать. Когда не оказывает должного действия ласковая вкрадчивость, должны помочь угрозы. Бетховен прекрасно осознает свое бессилие. Он старается заменить недостающую энергию упрашиваниями и упреками, в которых, впрочем, спустя мгновение, извиняется… Жалобы дяди наводят на него скуку и только неприятно поражают его, как стеснительный каприз старого, назойливого глупца. В ответ на свои увещевания Бетховен получает недвусмысленные доказательства равнодушия племянника. И все-таки он не может его покинуть: любовь заставляет его терпеть и с героическим усилием каждый раз снова начинать борьбу».

[Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. С. 34-35.]

1. Проанализируйте ситуацию. Чем, по-вашему, можно объяснить разочарование воспитателя-Бетховена в своем воспитаннике? Можно ли говорить о взаимном непонимании Бетховена и Карла?

2. Если бы подобный случай произошел между Вашим учеником и его воспитателем, как Вы вели бы себя в отношении каждого?

3. Смоделируйте ситуации доверительного разговора:

· с учеником (подростком, старшеклассником);

· с родителем (воспитателем);

· с обоими вместе.

 

21.3 В школе проводился день открытых дверей, на который пригласили учащихся первых-пятых классов со своими родителями. Все они были организованы в 7 разновозрастных отрядов. Во главе каждого отряда в роли воспитателей находились ученики-старшеклассники. Каждый отряд шел по своему маршруту по Стране веселых друзей, посещая станции: «Сказочная», «Театральная», «Чудесная», «Загадочная», «Художественная», «Янтарная», «Музыкальная», где дети вместе с родителями проходили веселые испытания и участвовали в сочинении сказок, создании коллективного рисунка, разучивали песни. Затем все принимали участие в заседании «Клуба почемучек», где учителя и старшеклассники ответили на многочисленные вопросы детей…

Перед уходом все участникам предложили по одному жетону, который нужно было упустить в урну, над которой нарисован улыбающийся поросенок, если все понравилось, или в урну, где нарисована плачущая корова…»

[Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.]

1. Выразите свое отношение к подобным мероприятиям. Зачем они? Кому нужны?

2. Попытайтесь раскрыть содержание каждой станции маршрута.

3. Предложите свой вариант возможного Дня открытых дверей, в котором могли бы принять участие родители старшеклассников, представители попечительского совета, Совета школы, спонсоров, преподаватели вузов, с которыми сотрудничает школа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: