Тренировочный тест для подготовки к рейтинговым работам.
1.Предмет педагогики – это
А) разработка методик и технологий процесса обучения
Б) научное знание о воспитании и развитии личности
В) закономерности целостного педагогического процесса обучения, воспитания и развития личности.
2.Соотнесите данные определения и понятия
Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащегося с целью присвоения знаний, умений и навыков и развития когнитивной сферы ребенка.
Становление личности под влиянием внешних воздействий среды и образования.
Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника с целью присвоения им нравственных норм и ценностей, развития эмоционально-волевой сферы.
(1-воспитание,2 – формирование, 3- обучение).
3.Кто из педагогов прошлого первым сформулировал теоретические основы педагогики как науки?
А)Ж.-Ж.Руссо, б)А.Дистерверг, в)Я.А.Коменский.
4.Какое содержание соответствует каждому из компонентов базовой культуры личности:
Информационная культура – это…
Операционная культура-это..
Мотивационная культура это…
-1.система умений всех видов и уровней(навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы).
-2.социальные установки личности, желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения,
-3 система знаний всех видов и уровней(представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы)
5 Продолжите определение: «.Культура самоопределения как часть базовой культуры личности – это…»
6. Назовите основные компоненты педагогической системы.
7. Вставьте определяемое понятие:
…. …. – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, отражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.
|
8.Содержания образования в соответствии с теорией М.Н.Скаткина, П.Я.Лернера,В.В.Краевского – это социальный опыт, в который входят:…
9. Продолжите фразу: «Знаниевый (зуновский), социокультурный, культурологический, компетентностный подходы – все это основные концепции развития …..»
10.Найди ошибки:
а) Методы обучения – это совокупность знаний, умений и навыков.
Б)Методы обучения – это словесные, наглядные, технические средства обучения.
В)Методы обучения – это совокупность приемов, способов взаимодействия учителя и ученика с целью формирования знаний, умений и навыков учащихся и развития их личности.
11.Распределите понятия в две группы, определив основание для вашего распределения:
репродуктивный, словесно-наглядный, урок, экскурсия, проблемное изложение, семинар, исследовательский, практическая работа, проектный, лабораторная работа, коллоквиум, тренинг, объяснительно-иллюстративный.
12. Какое из перечисленных ниже положений определяет современный взгляд на развитие личности:
а) наследственность является ведущим фактором развития личности,
б) наследственность, социальная среда и воспитание во взаимодействии обуславливают развитие личности,
в) наследственность социальная среда и воспитание, преломленные через собственную активность личности, влияют на ее развитие.
13. Определите содержание и структуру педагогического профессионализма.
14. Назовите основные тенденции развития современного образования.
|
Тестовые задания для выполнения рейтингов
Рейтинг № 1
1. Из приведенного списка выбрать знакомые понятия и дать предварительные определения: гуманитарное знание, гуманная педагогика, гуманистическая парадигма образования, смысл образования. (До 4 баллов).
2. Дополните словосочетания в кавычках однокоренными словами так, чтобы возникшие значения словосочетаний соответствовали бы определениям в скобках:
- «… процесс» (социально, личностно и педагогически обусловленный процесс овладения жизненным опытом, ценностями и способами поведения);
- «… взаимодействие» (взаимодействие между ребенком и взрослым по поводу передачи, трансформации и созидания форм культурной жизни);
- «педагог – …» (ведущий субъект, осуществляющий вышеуказанный процесс и взаимодействие). (До 2 баллов).
3. В предложенных группах слов выбрать лишнее по смыслу:
- педагогическая культура, педагогическая проблема, педагогическая теория, педагогическая практика, педагогическая технология;
- педагогика, психология, литературоведение, физика, история;
- образовательные цели, средства образования, образовательный процесс, проблемы образования, результаты образования;
- гуманизм, традиционализм, прагматизм, социализм, персонализм. (До 4 баллов).
4. Заполните пропуски в логических рядах:
- индивид (биологическая единица) – субъект (активный участник деятельности) – … (уникальный комплекс психосоциальных особенностей) – личность (субъект собственной жизни, культуры, истории);
- проблемы обучения – цели обучения – средства обучения - … (внешняя организация обучения) – результаты обучения;
|
- жизненная практика – педагогическая практика – … (объективированное обобщение педагогической практики) – педагогическое мировоззрение. (До 6 баллов).
5. Найдите противоположное по смыслу понятие с учетом сформулированных смысловых оппозиций:
- воспитание (социальный аспект – культурный аспект) – …
- педагогическая теория (частное знание – общее знание) – …
- преподавание (деятельность педагога – деятельность учащегося) – …
- научение (внешне обусловленный процесс – внутренне обусловленный процесс) – …
- педагогический процесс (общая категория – частная категория) – … (До 5 баллов).
6. Сопоставьте приведенные ниже ценностные образы и свойства – доминирующим типам педагогического познания (теоретическое, эмпирическое, обыденное): польза, истина, взаимопонимание, методичность, актуальность, практическая значимость, целесообразность, ситуативность, обобщенность, органичность, метафоричность. (До 3 баллов).
7. В каждой из приведенных ниже групп слов выберите одно, отличающееся от других по смыслу:
- понятие, категория, принцип, метод, проблема;
- данные, результаты, методы, средства исследования, парадигмы;
- цели, задачи, мнения, средства, формы;
- категории, гипотезы, эксперименты, методологические основы, выводы. (До 4 баллов).
8. Сопоставьте проблемам образовательной практики – отрасли современного научно-педагогического знания, в которых они могут решаться:
- отрасли научно-педагогического знания: философия, история и социология образования, теоретическая педагогика, социальная педагогика, педагогические технологии, предметные методики, теории управления педагогическими системами, педагогическая прогностика;
- педагогические проблемы: модели управления развитием образовательных систем, организация социально-педагогической поддержки детей в школе, системная диагностика качества образования школьников, принципы современного научно-педагогического познания, использование «модульного обучения» на уроках истории, ресурсы развития образовательных систем, менеджмент в образовании. (До 4 баллов).
9. Заполните пропуски в предложениях:
- «Педагогический процесс может считаться … (краткое прилагательное), если все его основные компоненты находятся в соответствии с целями и условиями, а также – друг с другом»;
- «… (качественная характеристика) педагогического процесса как системы проявляется в необходимости рассмотрения с самых разных позиций: педагогов, детей, управленцев, ученых и др.»;
- «Даже в однажды высказанном мнении об образовании единичного субъекта мы можем выявить нечто, вполне … (характеристика отношения) некоторым социально-политическим тенденциям. (До 3 баллов).
Рейтинг № 2
1. Что является всеобщим (обязательным) элементом любой теории и практики образования (запишите эти понятия в первый столбец), а что – является единичной особенностью (запишите – во второй столбик): цели обучения, концепция образовательной системы, принципы обучения, проблемные методы, педагогическая диагностика, пятибалльная оценка, содержание обучения (образования), научные факты и концепции, образовательные модули, воспитательные цели. (До 3 баллов).
2. Что является общим для процессов обучения и образования (запишите в первой колонке), а что их различает (запишите во второй колонке): связь с развитием личности, полусубъектный характер взаимодействия, ориентация на личностные структуры, ориентация на развитие практических навыков и свойств, наличие мотивов, наличие академической сферы, возможность эффективной педагогической диагностики. (До 3 баллов).
3. Закончите предложение так, чтобы получилось полное определение:
- Принцип … утверждает необходимость использования карт, схем, транспарантов для облегчения и ускорения процесса усвоения нового материала;
- Принцип … обуславливает саму возможность получения высоких и качественных результатов образования, поскольку в отсутствие … образование теряет всяческий смысл;
- Принцип … предполагает наличие различных возможностей для каждого ученика получать образование в том объеме и такого уровня, которое является для него доступным и востребованным. (До 3 баллов).
4. Произведите упорядочение этапов процесса обучения:
- согласно логике классической концепции усвоения знаний: понимание, закрепление, применение, активизация интереса, обобщение, восприятие;
- согласно логике теории поэтапного формирования умственных действий: внутреннеречевое действие, материализованное действие, ориентировочная основа действия, умственное действие, громкоречевое действие;
- согласно логике социально-прагматического (проблемного) обучения: выдвижение гипотез, оформление результатов и выводов, проблематизация, теоретическая проверка, экспериментальная проверка. (До 3 баллов).
5. Установите точное соответствие между исходными принципами формирования содержания образования и последовательностью основных этапов этого процесса:
Дидактический материализм (энциклопедизм) | Определить основные способы и стратегии умственной и практической деятельности, реконструировать методы и преподать |
Дидактический утилитаризм | Определить основные факты из основных областей знания, объединить их в разделы программы – и преподать |
Дидактический формализм | Определить основные человеческие потребности, выделить наиболее необходимые знания и умения для их удовлетворения, создать на их основе учебные программы |
(2 балла).
6. Организовать перечисленные ниже методы во множества, каждое из которых соответствовало бы одной из возможных классификаций (в первой колонке – классификация методов по используемым средствам обучения, во второй – по месту и роли в учебном процессе, в третьей – по уровню и характеру учебно-познавательной деятельности): наглядные методы, информационно-рецептивные методы, методы педагогической диагностики, методы самостоятельного приобретения знаний, словесные методы, исследовательские методы, игровые методы, методы диалогического обучения, проблемные методы, практические методы, исследовательские методы. (До 4 баллов).
7. Спрогнозируйте, что из перечисленных ниже документов и материалов может и должно быть представлено в «учебном портфеле»: учебник, тетрадь с контрольными работами, контурные карты, атлас, сочинение, отчет об эксперименте, справочник, рецензия на сочинение, рецензия в литературном журнале, сведения о родителях, отзыв родителей, анкета учащегося, самоотчет учащегося. (До 3 баллов).
8. Выберите правильное определение. Вариативность образования – это:
а) возможность выбора образовательного учреждения и программы;
б) возможность выбора вуза для получения высшего образования;
в) возможность выбора друзей и учителей;
г) возможность варьировать формы оценки. (1 балл).
9. Выберите объяснение, наиболее точно отражающее сущность инновационных процессов в образовании:
а) это изменение взаимодействия образования с обществом и властью;
б) это изменение форм педагогической диагностики в образовании;
в) это изменение статуса и содержания деятельности образовательных учреждений;
г) это самостоятельный творческий поиск учителей. (2 балла).
10. Закончите предложения, используя слова, данные в скобках:
а) основным недостатком традиционных педагогических технологий – является … характер усваиваемых знаний (естественный, социальный, книжный, материальный);
б) в основе традиционных педагогических технологий находится … концепция человека (социально-прагматическая, религиозная, функциональная, рационалистическая);
в) традиционные педагогические технологии наиболее эффективны для развития … и … ребенка (понимание, сознание, мышление, память, личность, мотивы, внимание, особенности). (До 3 баллов).
Рейтинг № 3
1. Выберите из перечисленного ниже списка целей воспитания те формулировки, которые, на Ваш взгляд, наиболее точно выражают сущность классической концепции воспитания (первая колонка), коллективистского воспитания (вторая колонка), гуманистического воспитания (третья колонка):
- воспитание твердости характера и убеждений, воспитание сознательной дисциплины, создание условий для самореализации, воспитание принципиальности и бдительности, воспитание чувства коллективной ответственности, формирование научного мировоззрения, социально-психологическая адаптация ребенка, воспитание самоотверженности. (До 4 баллов).
2. Сопоставьте основным воспитательным теориям позиции педагогов:
Классическая теория воспитания | Идеалист, прокурор, карьерист, технолог, хозяйственник, психолог, терапевт, творец |
Коллективистская теория воспитания | Товарищ, ведомый, проектировщик, интеллигент, романтик, практик, управленец, производственник |
Теория гуманистического воспитания | Организатор и вдохновитель, менеджер в социальной сфере, критик, просветитель |
(До 3 баллов).
3. Сопоставьте высказываемые идеи (credo) – соответствующим стилям педагогического общения:
Стиль педагогического общения | Высказанная идея |
Авторитарный | 1. «Я хочу видеть в каждом ребенке – человека, причем не только будущего, но уже – живущего» |
Амбивалентный | 2. «Моя задача – быть не над детьми, ни – под детьми, но всегда вместе и рядом» |
Бросающий | 3. «Я вынужден быть жестким и требовательным, потому что я знаю и чувствую больше, потому что я предвижу результаты ложно понятой детской свободы» |
Гуманистический | 4. «Я могу сделать для детей многое, единственное условие – они сами должны захотеть это понять и этому научиться» |
Демократический | 5. «В мире есть много более интересных и важных вещей, чем общение с детьми» |
Либеральный | 6. «Я не хочу доставлять детям неприятности, если они будут так же вести себя в отношении меня» |
(До 3 баллов).
4. Сопоставьте приведенным ниже высказываниям их обусловившие смыслы и ценности. Для формулировки ценностей и смыслов, воспользуйтесь систематикой воспитательных процессов и систем (духовные, культурологические, гражданские, личностные и др.):
- «Я имею право на приобретение своего дома»;
- «Я сознаю свою ответственность перед детьми»;
- «Я хочу добиться своей цели»;
- «У меня нет опыта решения таких сложных проблем»;
- «Я обязан уважать Ваше мнение, хотя я с ним не согласен».
(До 3 баллов).
5. Дайте свои определения таким понятиям, как «национальная идея», «национальное единство», «национальное достоинство», «национальное достояние» и сравните получившиеся формулировки. Какие общие и особенные черты Вы находите?
(До 4 баллов).
6. Закончите определение:
а) «Совокупность образовательных институтов, реализуемых в них образовательных программ и системы управления называется …»;
б) «Часть системы образования, обеспечивающая ее регулярное функционирование, материально-техническое обеспечение и развитие, называется …»;
в) «Система образования вместе с присущими ей внешними социальными связями, отношениями и условиями функционирования и развития, а также социальной инфраструктурой, называется …».
(До 3 баллов).
7. Сопоставьте каждому из приведенных понятий – противоположное по смыслу:
- государственно-общественная система управления – …;
- открытая система управления – …;
- авторитарный стиль руководства – … стиль руководства.
(До 2 баллов).
8. Выберите, что относится к основным направлениям развития образования, согласно документам последних лет («Национальная доктрина образования Российской Федерации, «Федеральная программа развития образования» и др.):
- формирование единой политехнической школы;
- гуманитаризация образования;
- отказ от предметной системы в обучении;
- развитие информационных технологий и компьютерных сетей в образовании;
- повышение роли образования в развитии науки и культуры;
- приватизация государственной системы образования;
- повышение социальной и экономической эффективности образования;
- приоритетное финансирование разработок в области личностно-ориентированного образования.
(До 4 баллов).
9. Какие из нижеприведенных характеристик соответствуют понятию «менеджмент», какие – «руководству»:
а) имеет ресурсную базу;
б) возможно только во взаимоотношениях между людьми;
в) характеризуется субъект-субъектными отношениями в процессе принятия решений;
г) связано с субъект-объектным подходом во взаимоотношениях;
д) направлено на процессы и взаимодействия.
(До 3 баллов).
10. Сопоставьте основные виды управленческой документации реализуемым ею задачам:
Приказ | Определение базовых оснований функционирования образовательной системы |
Распоряжение | Сообщение о принятых вышестоящими органами решениях субъектам более низкого уровня |
Закон | Основной управленческий документ, определяющий временные и субъектные характеристики исполнения определенной нормы |
Информационное письмо | Устный или письменный текст, указывающий исполнителям на предмет и сроки реализации определенных действий |
(До 3 баллов).
Экзаменационные вопросы
1. Общество и образование в конце XX века. Кризис образования, его особенности в России.
2. Общая характеристика современной системы образования. Требования к профессиональной компетентности преподавателя (учителя).
3. Педагогика в системе современного человековедения. Предметная область педагогики, ее особенности.
4. Педагогика как система научного знания. Три типа педагогики, характеристика.
5. Человек в современном мире: человек как предмет познания и как предмет воспитания.
6. Общая методология науки и методология педагогики. Системный подход в педагогическом исследовании.
7. Краткая характеристика педагогического исследования. Методы исследования педагогических процессов.
8. Сущность и особенности воспитательного процесса. Логика педагогического процесса. «Парная педагогика».
9. Коллектив и личность как педагогическая проблема. «Педагогика параллельного действия».
10. Методика коллективного творческого воспитания: истоки, теория и практика. КТД.
11. Воспитательная система. Особенности педагогического процесса в системах разного типа.
12. Авторские воспитательные системы прошлого в России и за рубежом.
13. Современные авторские воспитательные системы.
14. Семейная педагогика. Семья как воспитатель. Типичные ошибки семейного воспитания.
15. Семья и школа: взаимодействие, сотрудничество, противостояние. Классный руководитель и семья.
16. Дидактика как наука и учебный предмет. Дидактические системы.
17. Содержание образования и развитие индивидуальности. Теории образования.
18. Современное состояние содержания образования. Базовая культура личности. Базисный учебный план. Стандарты в образовании.
19. Дидактические процессы. Процесс обучения как система.
20. Системно-деятельностный подход в обучении. Структура учебной деятельности. Умение учиться.
21. Личностный подход в обучении. Теория и практика развивающего обучения. Ученик как субъект учебной деятельности.
22. Методы и средства обучения. Общая характеристика методов.
23. Средства обучения. Технические средства обучения. Технология обучения.
24. Авторские «технологии» учителей-новаторов.
25. Организационные формы обучения и урок. Требования к уроку и методика его анализа.
26. Проблемы дифференциации обучения. Внутренняя и внешняя дифференциация.
27. Проверка и оценка хода и результатов обучения. Методы и средства проверки и оценки знаний.
28. Преподаватель: профессионализм, творчество, мастерство.
29. Школа как педагогическая система.
30. Самообразование, самовоспитание. Самореализация будущего учителя: как самому себя сотворить?