Ю.Н.Кислякова
В современных условиях главным направлением специального образования является обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса. Лица с психофизическими нарушениями имеют и должны реализовать право на жизнь среди других людей. Они имеют право на самореализацию в обществе, на активное сотрудничество со сверстниками во время учебы и отдыха.
Основной задачей воспитательно-образовательного процесса становится подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни, обеспечение оптимальных условий для самореализации личности. Формирование умения обслужить себя, ориентироваться в бытовой сфере, социальной среде, способность решать элементарные задачи реальной действительности является важной предпосылкой для продолжения обучения и развития каждого ребенка. Способ социализации рассматривается как способ развития мышления и приобретения соответствующих социокультурных качеств (В.П.Гриханов, Е.М.Калинина, А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская).
Современная парадигма образования базируется на признании возможности обучения каждого ребенка с особенностями развития, диагностики его способностей и потенциальных возможностей.
Социальная направленность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается как содержанием, так и организацией коррекционно-образовательного процесса, который ориентируется на возможности каждого ученика и предполагает формирование необходимых для участия в социальной жизни норм поведения и деятельности. Интегративным показателем социально-бытовой компетенции ребенка с интеллектуальной недостаточностью является возможность вести независимый образ жизни, строить правильные взаимоотношения с окружающими людьми и приспосабливаться к условиям социальной и природной среды.
|
Методика обучения детей с интеллектуальной недостаточностью строится на основе деятельной концепции, согласно которой главным условием развития является активная деятельность самого ученика. Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности ребенка – общения, предметной деятельности, игры, учения.
Формирование социально-бытовой компетенции детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям: развитие способности ориентироваться в окружающем предметном мире и адекватно его воспринимать; развитие способности ориентироваться в социальных отношениях, обучение навыкам взаимодействия; формирование способности познавать себя и др.
Более подробно остановимся на направлении работы - развитие способности ориентироваться в окружающем предметном мире и адекватно его воспринимать. Определим содержание тематических занятий по обогащению и закреплению знаний в рамках тем «Продукты питания», «Посуда». Первоначально необходимо выявить уровень знаний детей о продуктах питания, предметах посуды, умение их использовать. Педагогом устанавливается:
- узнает ли ребенок называемые предметы (двигательная реакция, взгляд, жест, звук, слово, действие);
- исследует различные предметы, облизывая, ощупывая их;
- ищет пропавший из поля зрения предмет;
- использует предметы по назначению;
- понимает и выполняет простейшие инструкции (на, дай);
|
- понимает сложные инструкции (вымой руки, садись за стол);
- понимает инструкции, в которых употреблены предлоги места, направления: на, в, за, под, над, перед;
- понимает простые вопросы и дает правильные по смыслу ответы, может раскрыть значение простых слов («Для чего чашка?» - «Пить»);
- реагирует на запрет (нельзя, горячо);
- вступает в контакт с любым взрослым или избирательно;
- включается в совместную деятельность (легко, трудно, на какое время);
- как воспринимает помощь на занятии;
- обслуживает себя за столом сам и ест, не требуя особой помощи;
- выполняет простые поручения вне дома.
Полученные данные педагог использует для определения индивидуальной программы развития ребенка.
Формирование знаний о предметах посуды у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется следующим образом.
На первом этапе мы знакомим детей с одним предметом посуды (например, чашкой). Даем чашку потрогать, обвести пальцем, определить, какая она на ощупь (холодная, теплая), взяться за ручку, поставить на стол, взять со стола. С целью формирования переноса знаний предлагаем детям выбрать чашку из ряда неоднородных предметов (яблоко, груша, чашка, вилка), затем выбрать из предложенного ряда все чашки (2-3 чашки разной формы, цвета). Отрабатываем способы действия с кружкой (подать, принести пустую, полную чашку, налить в чашку воду, насыпать фасоль, вытереть чашку губкой, тряпкой). Оказываемая помощь взрослого: показ действия, действие по подражанию, по инструкции, совместные деятельность по типу «рука в руку», указательный жест, наводящий вопрос, подсказка, указание на ошибку и т.д.
|
На втором этапе мы предлагаем детям соотнести натуральный предмет с его фотографией. На третьем этапе предлагаем детям найти чашку на цветном рисунке. На четвертом этапе знакомим детей с графическим (контурным) изображением чашки. Предлагаем найти вывеску в магазине, на которой нарисована чашка. В ближайшем магазине узнать на витрине, на вывеске чашку.
Предлагаем примерное содержание занятий по темам «Посуда», «Продукты питания».
Тема: Магазин посуды.
Дидактическая задача: Учить выражать просьбу жестами, словами.
Игровая задача: Активизировать словарь детей. Способствовать осмыслению практического опыта. Развивать анализ синтез; зрительное внимание.
Игровое действие: Покупка и продажа предметов посуды.
Оборудование: Реальные и игрушечные предметы посуды, карточки с изображением посуды, вывески с изображением одного предмета посуды, фишки-деньги.
Ход занятия: Дети вместе с воспитателем оборудуют магазин. Показывают и называют предметы. В магазине продают чашки, стаканы, тарелки, ложки, чайники и т.д. Выбирается продавец. Остальные дети – покупатели.
1 вариант. В магазин заходит ребенок. В руке у него карточка с изображением тарелки. Он кивает головой – «здоровается» с продавцом и протягивает ему карточку. Продавец дает покупателю предмет, изображенный на карточке. Покупатель благодарит продавца – улыбается, кивает головой.
2 вариант. В магазин заходит ребенок-покупатель. Продавец интересуется, что он хочет купить. Покупатель показывает тарелку с помощью рук (две полусогнутые ладошки плотно соприкасаются друг с другом), указывает месторасположение тарелки на прилавке или на изображение тарелки на вывеске. Продавец дает покупателю товар. Покупатель рассчитывается за покупку и благодарит продавца.
3 вариант. Покупатель-ребенок заходит в магазин.
- Здравствуйте, я хочу купить чайник.
- Пожалуйста, платите деньги.
- Возьмите.
- Пожалуйста, возьмите чайник.
- Спасибо.
В конце занятия – игры дети показывают свои покупки и рассказывают о них «Я купил стакан, ложку, нож и т.д.». Показывают действиями, для чего нужен этот предмет.
В результате обучения предполагается, что дети могут узнавать, показывать, называть предметы посуды ежедневного использования, умеют их использовать самостоятельно или с помощью взрослого, знают правила поведения за столом и ведут соответственно этим правилам, могут убрать посуду за собой.