Формирование знаний о предметах ближайшего окружения




Ю.Н.Кислякова

 

В современных условиях главным направлением специального образования является обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса. Лица с психофизическими нарушениями имеют и должны реализовать право на жизнь среди других людей. Они имеют право на самореализацию в обществе, на активное сотрудничество со сверстниками во время учебы и отдыха.

Основной задачей воспитательно-образовательного процесса становится подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни, обеспечение оптимальных условий для самореализации личности. Формирование умения обслужить себя, ориентироваться в бытовой сфере, социальной среде, способность решать элементарные задачи реальной действительности является важной предпосылкой для продолжения обучения и развития каждого ребенка. Способ социализации рассматривается как способ развития мышления и приобретения соответствующих социокультурных качеств (В.П.Гриханов, Е.М.Калинина, А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская).

Современная парадигма образования базируется на признании возможности обучения каждого ребенка с особенностями развития, диагностики его способностей и потенциальных возможностей.

Социальная направленность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается как содержанием, так и организацией коррекционно-образовательного процесса, который ориентируется на возможности каждого ученика и предполагает формирование необходимых для участия в социальной жизни норм поведения и деятельности. Интегративным показателем социально-бытовой компетенции ребенка с интеллектуальной недостаточностью является возможность вести независимый образ жизни, строить правильные взаимоотношения с окружающими людьми и приспосабливаться к условиям социальной и природной среды.

Методика обучения детей с интеллектуальной недостаточностью строится на основе деятельной концепции, согласно которой главным условием развития является активная деятельность самого ученика. Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности ребенка – общения, предметной деятельности, игры, учения.

Формирование социально-бытовой компетенции детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям: развитие способности ориентироваться в окружающем предметном мире и адекватно его воспринимать; развитие способности ориентироваться в социальных отношениях, обучение навыкам взаимодействия; формирование способности познавать себя и др.

Более подробно остановимся на направлении работы - развитие способности ориентироваться в окружающем предметном мире и адекватно его воспринимать. Определим содержание тематических занятий по обогащению и закреплению знаний в рамках тем «Продукты питания», «Посуда». Первоначально необходимо выявить уровень знаний детей о продуктах питания, предметах посуды, умение их использовать. Педагогом устанавливается:

- узнает ли ребенок называемые предметы (двигательная реакция, взгляд, жест, звук, слово, действие);

- исследует различные предметы, облизывая, ощупывая их;

- ищет пропавший из поля зрения предмет;

- использует предметы по назначению;

- понимает и выполняет простейшие инструкции (на, дай);

- понимает сложные инструкции (вымой руки, садись за стол);

- понимает инструкции, в которых употреблены предлоги места, направления: на, в, за, под, над, перед;

- понимает простые вопросы и дает правильные по смыслу ответы, может раскрыть значение простых слов («Для чего чашка?» - «Пить»);

- реагирует на запрет (нельзя, горячо);

- вступает в контакт с любым взрослым или избирательно;

- включается в совместную деятельность (легко, трудно, на какое время);

- как воспринимает помощь на занятии;

- обслуживает себя за столом сам и ест, не требуя особой помощи;

- выполняет простые поручения вне дома.

Полученные данные педагог использует для определения индивидуальной программы развития ребенка.

Формирование знаний о предметах посуды у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется следующим образом.

На первом этапе мы знакомим детей с одним предметом посуды (например, чашкой). Даем чашку потрогать, обвести пальцем, определить, какая она на ощупь (холодная, теплая), взяться за ручку, поставить на стол, взять со стола. С целью формирования переноса знаний предлагаем детям выбрать чашку из ряда неоднородных предметов (яблоко, груша, чашка, вилка), затем выбрать из предложенного ряда все чашки (2-3 чашки разной формы, цвета). Отрабатываем способы действия с кружкой (подать, принести пустую, полную чашку, налить в чашку воду, насыпать фасоль, вытереть чашку губкой, тряпкой). Оказываемая помощь взрослого: показ действия, действие по подражанию, по инструкции, совместные деятельность по типу «рука в руку», указательный жест, наводящий вопрос, подсказка, указание на ошибку и т.д.

На втором этапе мы предлагаем детям соотнести натуральный предмет с его фотографией. На третьем этапе предлагаем детям найти чашку на цветном рисунке. На четвертом этапе знакомим детей с графическим (контурным) изображением чашки. Предлагаем найти вывеску в магазине, на которой нарисована чашка. В ближайшем магазине узнать на витрине, на вывеске чашку.

Предлагаем примерное содержание занятий по темам «Посуда», «Продукты питания».

Тема: Магазин посуды.

Дидактическая задача: Учить выражать просьбу жестами, словами.

Игровая задача: Активизировать словарь детей. Способствовать осмыслению практического опыта. Развивать анализ синтез; зрительное внимание.

Игровое действие: Покупка и продажа предметов посуды.

Оборудование: Реальные и игрушечные предметы посуды, карточки с изображением посуды, вывески с изображением одного предмета посуды, фишки-деньги.

Ход занятия: Дети вместе с воспитателем оборудуют магазин. Показывают и называют предметы. В магазине продают чашки, стаканы, тарелки, ложки, чайники и т.д. Выбирается продавец. Остальные дети – покупатели.

1 вариант. В магазин заходит ребенок. В руке у него карточка с изображением тарелки. Он кивает головой – «здоровается» с продавцом и протягивает ему карточку. Продавец дает покупателю предмет, изображенный на карточке. Покупатель благодарит продавца – улыбается, кивает головой.

2 вариант. В магазин заходит ребенок-покупатель. Продавец интересуется, что он хочет купить. Покупатель показывает тарелку с помощью рук (две полусогнутые ладошки плотно соприкасаются друг с другом), указывает месторасположение тарелки на прилавке или на изображение тарелки на вывеске. Продавец дает покупателю товар. Покупатель рассчитывается за покупку и благодарит продавца.

3 вариант. Покупатель-ребенок заходит в магазин.

- Здравствуйте, я хочу купить чайник.

- Пожалуйста, платите деньги.

- Возьмите.

- Пожалуйста, возьмите чайник.

- Спасибо.

В конце занятия – игры дети показывают свои покупки и рассказывают о них «Я купил стакан, ложку, нож и т.д.». Показывают действиями, для чего нужен этот предмет.

В результате обучения предполагается, что дети могут узнавать, показывать, называть предметы посуды ежедневного использования, умеют их использовать самостоятельно или с помощью взрослого, знают правила поведения за столом и ведут соответственно этим правилам, могут убрать посуду за собой.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: