НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ




Как наиболее перспективные нами оцениваются личностно-ориентированные технологии, которые представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Основной формой организации образовательного процесса и детской жизни в условиях личностно-ориентированной модели становится игра, которая позволяет ребенку значительно расширить свою степень свободы. Непосредственное влияние на развитие личности в условиях индивидуальной коррекционной работы оказывают такие факторы как:

-характер и степень доступности предлагаемой ребенку деятельности и общения;

- качество программного содержания и возможность его варьирования в соответствии с индивидуальными способностями ребенка;

-продуманность знаково-орудийного опосредования деятельности

(вербальная, образно-графическая, жестовая);

-наличие или отсутствие системного подхода к педагогическому процессу;

- ранняя социализация и интеграция в общество.

Успешность индивидуальной коррекционной работы, на наш взгляд, зависит от: индивидуально-типологических и поло-возрастных особенностей личности; признания самоценности дошкольного детства; научно обоснованного выбора содержания, средств, условий абилитации и коррекционно-психологической поддержки ребенка с первых дней жизни; результативности взаимосвязи психолого-педагогических с лечебно-гигиеническими и оздоровительными услугами, предоставляемыми детям и их родителям, а также сотрудничества родителей и специалистов.

Технология индивидуальной коррекционно-развивающей работы базируется на следующих принципах.

1. Непрерывность и комплексность коррекционно-образовательной поддержки ребенка в дошкольном учреждении и семье

(согласованность действий родителей, учителей - дефектологов, психологов и др.).

2. Принцип одной трудности при отборе нового программного материала для образовательной работы (последовательность в продвижении вперед “шаг за шагом”).

3. Взаимосвязь содержательного и операционального компо-нентов в процессе воспитания (расширение кругозора ребенка, усвоение им рациональных жизненно необходимых способов деятельности, значимых для полисенсорного восприятия окружающего мира на основе взаимодействия анализаторных систем).

4. Практико - ориентированный подход в процессе индивидуальной коррекционно-абилитационной работы (создание предпосылок для целенаправленного формирования у ребенка значимого для него в данном возрасте социального опыта).

5. Ориентировка на потребности личности и максимально возможное снижение зависимости от посторонней помощи ( все, что ребенок может сделать, он делает самостоятельно).

6. Своевременное предупреждение эмоционально-сенсорной изолированности, госпитализма и гиподинамии (с первых недель жизни ребенку для развития необходимо общение и деятельность, стимулирующие его активность).

7. Ориентировка на сензитивные периоды развития высших психических функций и закономерности формирования основных видов деятельности в дошкольном возрасте (ранняя коррекционно-абилитационная работа с учетом наиболее благоприятных периодов в развитии высших психических функций и деятельности).

8.Создание образовательной коррекционно-развивающей среды (индивидуализация и дифференциация коррекционно-компенсаторного сопровождения каждого ребенка, создание социальной и предметно-пространственной среды с учетом потребностей личности и с ориентацией на раннюю социальную интеграцию).

Важно, чтобы на первом плане был сам человек, его духовный мир, потребности, а не его ограничения.

МОДЕЛИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ.

Структурно и функционально модель технологии индивидуальной коррекционной работы раскрывает основные уровни ее разработки и реализации, представляет совокупность условий и средств достижения качества, а также измерительного инструментария оценки заданного качества. На основе данной теоретической модели можно разрабатывать коррекционно-реабилитационную технологию индивидуальной коррекционной работы с любым ребенком с учетом его биологического, социального возраста и принимая во внимание структуру имеющихся нарушений интеллектуального и функционального развития. При этом надо иметь в виду, что цели коррекционно-педагогической работы всегда индивидуализированы, гибки, динамичны (ребенок ничего никому не должен). Обеспечивается также эмоционально-личностное развитие, максимальная независимость от посторонней помощи.

Теоретическая модель коррекционно-реабилитационной технологии индивидуальной коррекционной работы выглядит следующим образом.

 

 

Блок целеполагания

 

 


Дидактический! Воспитательный! Коррекционный

 

 

Предварительная педагогическая диагностика

 

Исходный уровень психофизического развития

 

 

Конкретная коррекционно-образовательная задача

 

 

содержательный блок
нормативно-базовый!индивидуальный

 

Семья Дошкольное учреждение

 

 

Коррекционно-развивающая образовательная среда

 

 

Предметно- Социальная: пространственная обучение, воспитание

 

игрушки, дидакт. пос. и коррекционное оборуд.

 

 

Др обратная Дп

связь

 

Организационный блок Этапы индивидуальной коррекционной работы

 

 

Коррекционно-абилитационный (реабилитационный) Промежуточная пед.диагностика контроль качества Подготовка к школе   Итоговая пед. диагностика

дополнительная коррекционная



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: