Как наиболее перспективные нами оцениваются личностно-ориентированные технологии, которые представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Основной формой организации образовательного процесса и детской жизни в условиях личностно-ориентированной модели становится игра, которая позволяет ребенку значительно расширить свою степень свободы. Непосредственное влияние на развитие личности в условиях индивидуальной коррекционной работы оказывают такие факторы как:
-характер и степень доступности предлагаемой ребенку деятельности и общения;
- качество программного содержания и возможность его варьирования в соответствии с индивидуальными способностями ребенка;
-продуманность знаково-орудийного опосредования деятельности
(вербальная, образно-графическая, жестовая);
-наличие или отсутствие системного подхода к педагогическому процессу;
- ранняя социализация и интеграция в общество.
Успешность индивидуальной коррекционной работы, на наш взгляд, зависит от: индивидуально-типологических и поло-возрастных особенностей личности; признания самоценности дошкольного детства; научно обоснованного выбора содержания, средств, условий абилитации и коррекционно-психологической поддержки ребенка с первых дней жизни; результативности взаимосвязи психолого-педагогических с лечебно-гигиеническими и оздоровительными услугами, предоставляемыми детям и их родителям, а также сотрудничества родителей и специалистов.
Технология индивидуальной коррекционно-развивающей работы базируется на следующих принципах.
1. Непрерывность и комплексность коррекционно-образовательной поддержки ребенка в дошкольном учреждении и семье
|
(согласованность действий родителей, учителей - дефектологов, психологов и др.).
2. Принцип одной трудности при отборе нового программного материала для образовательной работы (последовательность в продвижении вперед “шаг за шагом”).
3. Взаимосвязь содержательного и операционального компо-нентов в процессе воспитания (расширение кругозора ребенка, усвоение им рациональных жизненно необходимых способов деятельности, значимых для полисенсорного восприятия окружающего мира на основе взаимодействия анализаторных систем).
4. Практико - ориентированный подход в процессе индивидуальной коррекционно-абилитационной работы (создание предпосылок для целенаправленного формирования у ребенка значимого для него в данном возрасте социального опыта).
5. Ориентировка на потребности личности и максимально возможное снижение зависимости от посторонней помощи ( все, что ребенок может сделать, он делает самостоятельно).
6. Своевременное предупреждение эмоционально-сенсорной изолированности, госпитализма и гиподинамии (с первых недель жизни ребенку для развития необходимо общение и деятельность, стимулирующие его активность).
7. Ориентировка на сензитивные периоды развития высших психических функций и закономерности формирования основных видов деятельности в дошкольном возрасте (ранняя коррекционно-абилитационная работа с учетом наиболее благоприятных периодов в развитии высших психических функций и деятельности).
8.Создание образовательной коррекционно-развивающей среды (индивидуализация и дифференциация коррекционно-компенсаторного сопровождения каждого ребенка, создание социальной и предметно-пространственной среды с учетом потребностей личности и с ориентацией на раннюю социальную интеграцию).
|
Важно, чтобы на первом плане был сам человек, его духовный мир, потребности, а не его ограничения.
МОДЕЛИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ.
Структурно и функционально модель технологии индивидуальной коррекционной работы раскрывает основные уровни ее разработки и реализации, представляет совокупность условий и средств достижения качества, а также измерительного инструментария оценки заданного качества. На основе данной теоретической модели можно разрабатывать коррекционно-реабилитационную технологию индивидуальной коррекционной работы с любым ребенком с учетом его биологического, социального возраста и принимая во внимание структуру имеющихся нарушений интеллектуального и функционального развития. При этом надо иметь в виду, что цели коррекционно-педагогической работы всегда индивидуализированы, гибки, динамичны (ребенок ничего никому не должен). Обеспечивается также эмоционально-личностное развитие, максимальная независимость от посторонней помощи.
Теоретическая модель коррекционно-реабилитационной технологии индивидуальной коррекционной работы выглядит следующим образом.
Блок целеполагания |
Дидактический! Воспитательный! Коррекционный |
Предварительная педагогическая диагностика |
Исходный уровень психофизического развития |
|
Конкретная коррекционно-образовательная задача |
содержательный блок |
нормативно-базовый!индивидуальный |
Семья Дошкольное учреждение |
Коррекционно-развивающая образовательная среда |
Предметно- Социальная: пространственная обучение, воспитание |
игрушки, дидакт. пос. и коррекционное оборуд. |
Др обратная Дп
связь
Организационный блок Этапы индивидуальной коррекционной работы |
Коррекционно-абилитационный (реабилитационный) | Промежуточная пед.диагностика контроль качества | Подготовка к школе | Итоговая пед. диагностика |
дополнительная коррекционная