Особенностью специальных образовательных технологий является также включение учащихся в диалогическое взаимодействие. Это особо значимо в условиях интегрированного (совместного) обучения обычных детей и с особенностями психофизического развития, а также детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности, отличающихся познавательными возможностями. Диалог некоторыми практиками воспринимается как общение. На самом деле диалог – это не поочередные высказывания участников. Сущность диалогового взаимодействия заключается в обмене мнениями, взглядами по единому, одному предмету. Учитываются самые разные взгляды. Каждый ученик приобретает право на ошибку, его мнение принимается.
Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условиях ИО, преодоление когнитивного кризиса учащихся с отклонениями в развитии предполагает продуманную системную работу, включающую формирование позитивного отношения к учащимся с ОПФР, расширение опыта продуктивного общения с ними. Эти задачи могут быть реализованы в системе коррекционных занятий (адаптивного тренинга) и занятий по учебным предметам, решающим одновременно задачи интеграции, «включения».
Адаптивный тренинг (занятия по включению), может оказать значительное воспитательное воздействие на всех учащихся класса. Успешность технологии занятий по включению определяется и организационными условиями проведения. Кабинет коррекционной работы создает атмосферу уюта, обеспечивает условия для совместной игровой деятельности и уединения. Если ученик захочет, то должен иметь условия для уединения, пространств отделения от участников группы. Это может быть отдельный столик, на котором находятся детские журналы, дидактические игры, или комната, соседствующая с той, в которой проводятся тренинговые занятия. Важно, чтобы в кабинете был круглый стол. Если его нет, то можно сдвинуть столы или расположить стулья полукругом, чтобы учащиеся размещались лицом друг к другу, что важно для сотрудничества, взаимодействия. В кабинете может быть ковер на полу, на котором можно разместиться. Стимульно-средовое окружение является функциональным.
|
На занятиях учащиеся объединяются в группы по 3—5, 6—8 человек. Продолжительность каждого занятия — 45 минут. Их можно проводить через день, два или даже один раз в неделю. Занятия по «включению» проводятся после первой недели совместного обучения или даже в первые дни обучения, если к этому побуждают данные психодиагностического обследования. Технология адаптивного тренинга обеспечивает решение следующих задач:
+ обучение каждого школьника по программе, соответствующей его возможностям;
+ расширение индивид ресурсов ученика средствами учебных предметов;
+ обогащение социального опыта и проектирование личностного развития учащихся;
+ формирование у школьников чувства собственного достоинства и умения сотрудничать с другими учениками и взрослыми;
+ обеспечение каждому ученику положит самочувствия, комфортности в процессе совместного обучения;
+ упреждение и преодоление трудностей, возник в процессе совместной учебной деятельности и общения;
+ смягчение отрицательных проявлений когнитивного кризиса школьников с ОПФР, их эмоционального неблагополучия посредством осознания остальными детьми трудностей и проблем учеников с отклонениями в развитии;
|
+ создание атмосферы терпимости друг к другу, развитие чувства собственного достоин, стремления к сотрудничеству с другими людьми.
Этапы проведения занятий адаптивного назначения:
Первоначальный этап является ознакомительным: вызываются положительные эмоции от общения с малознакомыми детьми и взрослыми; преодолевается отчужденность, изолированность, обособленность. Большое внимание уделяется поддержанию положительного настроения, что достигается совместным прослушивании музыки, выслушивании взаимных комплиментов.
На втором этапе работы учащиеся учатся взаимодействию. Преодолеваются трудности в общении. Это достигается сенсорными контактами, сообщением о себе положительной информации. Учащиеся познают особенности общения с незрячими, неслышащими и другими категориями детей, знакомятся с правилами коллективной жизни и с тем, как можно доставлять радость своим товарищам. (упр. «Улыбнись», «Комплименты», «Хочу тебе подарить», «Мои делания»).
Занятия третьего этапа позволяют перейти к анализу недостатков в личностном развитии каждого ученика, обеспечивают овладение приемами релаксации, учат приходить на помощь. Ученики говорят о том, от чего они хотели бы избавиться, предлагают помощь (игра «Спасательный круг»), составляют из ожиданий детей «портфель класса», учатся вежливо отказывать, указывать на недостатки.
Четвертый этап позволяет установить то общее и различное, что есть у детей данного коллектива. Упражнение «Мои слабые стороны» позволяет говорит о тех недостатках, от которых ученик хотел бы избавиться. Дети учатся представляться другим людям. Они открывают сильные стороны товарищей с ОПФР.
|
На занятия привлекаются прежде всего учащиеся, имеющие трудности в коммуникации и низкий уровень коммуникативной компетенции, низкий социальный статус. В помощи нуждаются также учащиеся с трудностями личностного развития, у которых наблюдается неадекватная самооценка, неуверенность в себе. У школьников с особенностями психофизического развития чаще возникают трудности произвольной регуляции деятельности, что проявляется в неумении планировать свои действия, предвидеть их последствия, правильно оценивать то, что происходит в окружающей действительности.
Тренинг может выполнять и упреждающую роль. Чтобы ребенок не испытывал дискомфорта в условиях интегрированного обучения, с ним проводятся занятия по «включению» до тех пор, пока обнаруживаются отрицательные проявления в процессе взаимодействия.
Во время занятий учитель и каждый ученик стараются называть положительные качества личности. В адрес каждого члена группы высказывается как минимум одно хорошее и доброе слово. Можно осуждать поступки, поведение, но не человека, ученика. Можно говорить, что поведение плохое, поступок некрасивый, не касаясь личности ученика. На занятиях обеспечивается как можно больше контактов в общении с различными учениками, в том числе с теми, с которыми обычно контакты бывают минимальными. Широко используются следующие приемы: идентификация (отождествление обычными школьниками себя с детьми, имеющими психофизические нарушения), рефлексия (анализ) и др.
Коммуникативная технология
Особенностью коммуникативной технологии является опора на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Главным при коммуникативной технологии обучения оказывается содержание речевого поведения, состоящего из речевых поступков и обусловленного речевой ситуацией. Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения. Ученик спрашивает, подтверждает мысль, побуждает к действию, высказывает сомнение, и в ходе этого актуализирует грамматические нормы. При этом должна быть обеспечена новизна речевых ситуаций (новая речевая задача, новый собеседник, новый предмет обсуждения и т.д.).
Реализация коммуникативной технологии основана на следующих принципах.
Принцип деятельностного опосредствования знаний означает, что основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности. В деятельности возникает осознание необходимости общения и потребность использования речи. Деятельность – это активный процесс, в котором формируется соответствующее речевое поведение. В ходе изучения языка в специальной школе, кроме учебной, широко используется игровая (в младших классах), элементы трудовой деятельности.
Принцип ситуативности предусматривает использование ситуации как единицы организации процесса обучения языку. С помощью ситуации устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается. Она позволяет мотивировать общение, презентовать речевой материал, приобретать речевые навыки, развивать у учеников активность и самостоятельность в общении. Ситуация является ядром каждого урока, основанного на коммуникативной технологии.
Принцип функциональности предполагает такой отбор учебного материала, который служит потребностям учеников, обеспечивает эти потребности. Отбираются речевые конструкции, которые помогут ученикам в общении. Для некоторых возможно использование упрощенной модели речевого общения, даже невербальная его форма.
Принцип создания положительного эмоционального фона обозначает, что обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции. Обучение языку организуется таким образом, чтобы оно сопровождалось положительными эмоциональными переживаниями, приносило детям радость. У детей с особенностями психофизического развития нарушено соотношение интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский), долго преобладает аффективный компонент деятельности над интеллектуальным, поэтому эмоциональные стимулы являются для них более значимыми. На уроках, основанных на коммуникативной технологии, широко используются похвала, вознаграждение, «эмоциональное поглаживание», другие средства эмоционального стимулирования.
При использовании коммуникативной технологии обучения языку в специальной школе значимым остается принцип коррекционной направленности, который обусловливает применение системы специальных заданий по развитию восприятия, мыслительных операций; выработку интеллектуальных действий; работу по формированию личности ученика. Коррекция осуществляется на каждом уроке и средствами каждого задания.
Целью обучения языку в специальной школе с применением коммуникативной технологии является формирование коммуникативной компетенции учащихся. В самом широком смысле слова это способность индивида решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция представляет собой единство двух компонентов – лингвистического и социального, связь определенного объема знаний с умениями и навыками общения. Понятие «коммуникативная компетенция» включает четыре компонента:
- грамматическая компетенция как владение лингвистическим кодом – способность того, кого обучают, распознавать лексические, морфологические, синтаксические и фонологические особенности языка и свободно манипулировать ими на уровне слова, словосочетания, предложения;
- социолингвистическая компетенция – социальные правила использования языка, которые включают понимание роли каждого участника общения, информации, которой они обмениваются, функций их взаимодействия;
- компетенция высказывания, которая связана со способностью воспринимать или продуцировать не отдельное предложение, а сверхфразовое единство;
- компетенция речевой стратегии, которая используется для компенсации несовершенного знания правил общения, недостаточного владения лексическим запасом или другими средствами языка.
При организации уроков языка по коммуникативной технологии значительная часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей того или иного возраста. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют речевые ошибки, учатся выражать свои мысли, использовать речь как средство коммуникации и общения. Коммуникативность позволяет организовать обучение так, чтобы оно проходило в условиях общения, т.е. в адекватных условиях.
Об учебной ситуации можно говорить, если она отвечает следующим требованиям:
воспроизводит условия естественной жизненной ситуации;
соответствует реальным коммуникативным потребностям учащихся;
информационно насыщена;
определены вид речевой деятельности (говорение, письмо), а также форма общения (устная или письменная);
стимулирует участников общения к оценке фактов, событий, действий;
содержит коммуникативную проблему, которую нужно решить учащимся;
соотносится с речевой и языковой компетенцией учащихся, опирается на их умения и навыки речевого общения.
Система специальных упражнений включает упражнения в монологе и диалоге в стандартных и нестандартных ситуациях: диалог на улице, на остановке с целью получения определенной информации, в кино и театре, в поликлинике, на почте, в сбербанке и т.д. Если темы высказываний в предлагаемых речевых упражнениях близки детям, затрагивают их интересы, это вызывает у них потребность в коммуникации, помогает войти в искусственно созданную на уроке речевую ситуацию.
В коммуникации особенно важны доброжелательность, положительный эмоциональный настрой, живая заинтересованность в общении. Инициатива в общении принадлежит учителю. Чтобы найти в ученике собеседника, ему следует говорить естественно, а не механически, заученно; обращать внимание на реакцию собеседника; не читать свои реплики по плану урока или листочкам; быть искренним, даже тогда, когда субъективные причины мешают этому; следить за выразительностью интонации, жестов, мимики, это дает возможность воздействовать на собеседника; уметь во время общения двигаться, стоять, сидеть: даже от позы собеседника зависит речевая настроенность партнера; быть доброжелательным, что исключает раздраженность, насмешку по поводу ошибок. Но общение – процесс двусторонний. Необходимо специально показывать приемы общения, объяснять их назначение, учить владению ими. Здесь могут помочь специальные памятки, образцы диалогов, образцы диалогов с пропущенными репликами.
Коммуникативная технология предполагает использование следующих форм обучения: парной, групповой, коллективной. Работа в парах как наиболее естественная форма общения уместна на уроках формирования лексических и грамматических навыков, при работе над текстом, при обучении диалогической речи. Групповое общение осуществляется группами из трех-пяти человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания. Данная форма более уместна на уроках совершенствования речевых навыков.
Обучению парной работе самих учеников помогает отработка с ними специальных правил. Учимся общению:
Говори четко и понятно, спокойно и уважительно.
Смотри в глаза собеседнику.
Слушай внимательно, не перебивай говорящего.
Посочувствуй человеку, если ему плохо.
Порадуйся его успехам.
Коммуникативно ориентированная программа обучения предусматривает формирование следующих умений, необходимых для общения:
- воспринимать на слух чужую речь и говорить самому в нужном темпе, ритме, с соблюдением необходимой интонации, громкости;
- понимать значения слов и выражений, правильно употреблять их;
- формулировать свою и воспринимать чужую мысль в диалоге, тактично уточнять непонятное, переспрашивать, задавать вопросы, правильно реагировать на реплики, рационально использовать невербальные средства общения;
- пересказывать услышанное, прочитанное, увиденное.
В качестве одного из методических приемов реализации коммуникативной технологии рассматривается работа с диалогами, в том числе дополнение неоконченных диалогов. Выделяют диалоги следующих видов:
§ этикетного характера (умение поздороваться и ответить на приветствие, познакомиться, рассказать о себе; поблагодарить, попросить прощения; поздравить и высказать пожелания; начать, поддержать и окончить разговор; вежливо переспросить, отказаться, согласиться; попрощаться),
§ диалог-расспрос (спрашивать и сообщать нужную информацию с использованием вопросов кто?, что?, кого?, кем?, чем?, где?, когда? и т.д. и отвечать на них),
§ диалог-побуждение к действию (умение обратиться с просьбой и передать готовность ее выполнить или отказаться выполнять, пригласить к взаимодействию и согласиться или не согласиться участвовать в нем),
§ диалог-обмен мнениями (высказывание эмоциональных реакций – радости, огорчения, положительного или отрицательного отношения, желания или нежелания).