Образовательные технологии в условиях интегрированного обучения.




Образовательная интеграция предполагает такую организа­цию совместного обучения, при которой обеспечивается комп­лекс условий, необходимых для приобретения учащимися опыта положительного социального взаимодействия. В про­цессе совместного обучения существует опасность изоляции детей с особенностями психофизического развития от основ­ного коллектива. Они могут оказаться в положении «исклю­ченных» или «невключенных», что осложнит прежде всего их социальную реабилитацию. Класс интегрированного обу­чения объединяет разных детей, отличающихся друг от друга. Очень важно, чтобы учителя понимали и правильно относи­лись к имеющимся различиям между детьми, не стремились всех детей уравнять, сделать одинаковыми. Только признавая право каждого ребенка быть индивидуальностью, можно раз­вить сильные стороны личности. Основная цель уроков инте­грированного обучения — создание таких условий, чтобы дети контактировали друг с другом. Вместе с тем интегрированное обучение предполагает, как включение ученика с особенностя­ми психофизического развития в коллективную деятельность класса, так и исключение из нее, когда более эффективны индивидуальный подход и учебная деятельность в присущем, характерном личностном режиме.

Технологизация учебного процесса в условиях интеграции требует учета современного видения содержания и задач образования, которое включает не только формирование знаний, умений и навыков, не только передачу от одного поколения к другому социального опыта, но и создание среды для максимального развития личности. В условиях интегрированного обучения это означает обеспечение защищенности личности школьника с особенностями психофизического развития. Образовательная среда характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы дистанция между обычными учащимися и с особенностями психофизического развития сокращалась, чтобы открывались и развивались позитивные ресурсы каждого ученика и учитывались его особенности. В этих целях на занятиях создается доброжелательная атмосфера, организуется взаимодействие с привлечением физических контактов, идентификации себя с другими учениками. Уже на первых уроках используются приемы аттракции, создающие благоприятное впечатление о каждом ученике. Школьники познают друг друга на основе сенсорных контактов, сообщают о себе положительную информацию, коллективно составляется психологический портрет класса, прогнозирующий отличительные положительные качества его учеников.

Технологии интегрированного обучения основываются на следующих концептуальных положениях специального и об­щего образования.

Требования комплексности задают необходимость разно­стороннего изучения возможностей и особенностей учеников, нуждающихся в дополнительных корр-образовательных услугах, использование многообразия методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педа­гогики, педагогической и специальной психологии.

Системность решения коррекционно-образовательных за­дач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными позна­вательными возможностями. Системность требует, чтобы учи­тель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освое­нием программного учебного материала, но и вовремя при­нимал меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции девиаций поведения, разви­тию сильных сторон личности ученика.

Не менее важен деятельностный характер обучения, вос­питания. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. При обучении моделируют­ся и воспроизводятся условия, трудные для ученика, но воз­можные в жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школь­ника.

Развитие механизмов социальной адап­тации у детей. Учащиеся включаются в социального взаимодействие. Диало­говая форма отношений, коммуникативной связи между уча­стниками учеб процесса становятся внешними побудите­лями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка.

Обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьни­ков переживаний, чувствований в связи с учеб деятельности. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих зна­чит отклонения в интеллект развитии.

Индивид характе­р обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка низкого на более высок уровень развития; оказать индивид помощь по предмету, улучшить психическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития.

Принцип рефлексивности, в основе которого — са­мооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная реф­лексия собственной деятельности, оценка достижений и недо­статков. Пред­полагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководите­ля, учит, родит, учащихся. Она дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

Технологии образовательной интеграции обеспечивают решение следующих задач:

– упреждение и преодоление трудностей, возникающих в процессе совместной учебной деятельности и общения;

– смягчение отрицательных проявлений когнитивного кризиса, трудностей учения школьниками с особенностями психофизического развития, их эмоционального неблагополучия посредством осознания остальными детьми трудностей и проблем учеников с отклонениями в развитии;

– смягчение кризиса взаимоотношений посредством обучения учащихся конструктивным формам взаимодействия в классе и в условиях другой неформальной группы;

– создание атмосферы терпимости друг к другу, развитие чувства собственного достоинства, стремления к сотрудничеству с другими людьми, осознанию того, как важно подружиться и остаться друзьями.

Технологии в условиях интегрированного обучения отражают использование интерактивных (активизирующих взаимодействие) методов обучения и активизацию контактов. Учитывается характер психофизического нарушения у учащихся, их личностные особенности, социальные условия развития. Школьное обучение опережает переход от «изоляции» к интеграции через социальную интерактивность. Особенностью технологий в условиях образовательной интеграции является запуск рефлексии, включение учащихся в рефлексивную деятельность. Она особо значима, потому что позволяет ученикам с особенностями психофизического развития осознать свои возможности, свое место в предполагаемой деятельности, свои внутренние резервы. Рефлексия содействует формированию положительной Я-концепции.

Рефлексивная деятельность учащихся включает рефлексивный анализ, что требует осмысления ими субъективного опыта, своих предпочтений, определения собственных позиций. Эта деятельность помогает понимать опыт других, формирует эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности. Учитель целенаправленно развивает способность у школьников к рефлексии, сообщая обобщенные ориентиры для выполнения рефлексивных действий. Ученик на уроке отслеживает свое эмоциональное самочувствие, анализирует, в какой ситуации он чувствовал себя комфортно, с каким настроением он работал, какие затруднения возникли в процессе сотрудничества в группе. Рефлексия обеспечивает видение учителем не только деятельности учащихся, но и анализ и оценку своей деятельности. Это позволяет определить новые направления в построении взаимодействия школьников на учебных занятиях.

Технология образовательной интеграции основывается на включении школьников в диалого-коммуникативную деятельность. Проблема не сводится только к проблеме общения. Диалог дает возможность сочетать рациональные и иррациональные позиции, логическое и интуитивное начала. Ученики воспринимают другого в его непохожести на себя. Устраняются причины конфликтов и противостояния, когда авторитарно навязывается своя позиция и игнорируется любая другая. Технология образовательной интеграции предполагает создание терпимости друг к другу, стремления к сотрудничеству. Императивный и манипулятивный типы воздействия на школьников мало приемлемы. Диалоговое взаимодействие включает импровизацию, основывается на принципиальном равенстве сторон и обмене мнениями относительно контекста жизни.

Урок в условиях совместного обучения решает более широкий спектр задач, чем в условиях общеобразовательной школы. Школьники научаются чувствовать, сопереживатьь и быть действенными, т.е. приходить на помощь, правильно оценивая себя и окружающих. Это требует обеспечения как можно большего разнообразия положительных переживаний, расширения практики оценивания себя и окружающих.

Одной из ведущих идей языкового образования является идея формирования и развития у детей коммуникативных способностей. Школьники учатся общению друг с другом, с окружающими. Технология используется в зависимости от возможностей учеников. Рассмотрим, как можно развивать коммуникативные умения у школьников в классе интегрированного обучения. Технология предполагает изменение размещения учащихся на уроке. При фронтальной работе с классом их можно усадить полукругом, чтобы они разговаривали лицом к лицу. Можно усадить учеников парами: друг против друга. Ученики могут ходить по классу, общаясь с товарищами, собирая нужную информацию. Традиционное размещение за партами, столами видоизменяется в зависимости от вида диалоговой деятельности. Учитель продумывает мотивацию общения, используя различные приемы и средства. Для привлечения внимания (с этого начинается общение) используются предметы новые, яркие, занимательные, притягивающие учеников. Это могут быть маски, костюмы сказочных персонажей, отличительные знаки, обозначающие профессиональные обязанности.

Затем учебная деятельность, привлекшая внимание, трансформируется в потребность ученика. Он должен осознать смысл предстоящей деятельности, что он лично получит в результате общения. Учитель стремится раскрыть значимость выполнения коммуникативной деятельности: ты узнаешь названия новых городов, спрашивая, какие города посетили твои товарищи; ты услышишь новые имена соотечественников, расспрашивая об известных людях данного региона и т.д. Осознание актуальности учебного задания приводит учащегося к выбору мотива, он ощущает необходимость приобретения умения разговаривать, общаться. Чтобы создать ситуацию успеха в процессе общения, используются образцы диалогов, опорные примеры общения, напоминаются нужные речевые обороты, комментируются действия.

Поддерживающее обучение проявляется в разъяснениях, указаниях, напоминаниях, постановке вспомогательных вопросов, оценочных подбадривающих суждениях, предупреждениях типичных ошибок. В целях оживления общения в социальное взаимодействие вводится конфликт, который выводит мысль из равновесия («ты выразил согласие, а теперь откажи в просьбе, но в вежливой, приятной для собеседника, форме»). Предметом наблюдения и самооценки на уроке (рефлексии в учебном процессе) является изменение индивидуального поведения ребенка, а не только приращения к его знаниям. Интерактивные методы и приемы обучения стимулируют как когнитивные (познавательные), так и социальные (поведенческие) аспекты деятельности детей. Важны ведь не знания ученика сами по себе, а умение воспользоваться ими в опыте повседневного поведения. Вот почему организации интеракции (в данном случае речевого взаимодействия) учитель уделяет так много внимания.

В классах интегрированного обучения важно использование технологий, активизирующих деятельность и взаимодействие учащихся. К их числу могут быть отнесены не только технология коммуникативного обучения. Но и игровые технологии, проблемного обучения, коллективного способа деятельности и другие. Игровые технологии реализуются с помощью дидактических, занимательных, деловых, ролевых, театрализованных и компьютерных игр.

При оценке эффективности, экспертизе технологий образовательной интеграции особую значимость приобретает оценка социализированности учащихс я, приобретения ими жизненной компетенции. В США (O. Speck) разработаны десять функциональных областей, которые признаются необходимыми и важными для личной независимости в повседневной жизни. К этим областям относятся:

-овладение навыками самообслуживания, связанными с приемом пищи, соблюдением санитарно-гигиенических правил, уходом за одеждой и т.д.;

-сенсомоторное развитие;

-проявление экономической активности, умение обращаться с деньгами, рационально их тратить, совершать необходимые покупки;

-развитие речи;

-ориентировка в пространстве и времени;

-проявление домашней активности, справляться с повседневным бытом (стирка, приготовление пищи);

-профессиональная активность;

-ответственность;

-умение организовать досуг, соблюдать здоровый образ жизни;

-усвоение социального опыта и умение самостоятельно его воспроизводить.

Оценка умений в ракурсе выделенных направлений позволяет оценить социальную адаптированность учащихся.

Технологии интегрированного обучения отражают признание возможностей иного бытия, иной реальности, другого мира ученика. Школьник с особенностями психофизического развития чувствует, что его принимают таким, каким он есть, во всей его привлекательности и непривлекательности. В признании равенства выражаются уважение к его человеческому достоинству.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: