Результат: прогнозируемый уровень физического, социального развития, готовности к школе (с учетом индивидуальных возможностей интеллектуального и функционального развития) |
Др - деятельность ребенка; Дп - деятельность педагога (родителей)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.
Содержание деятельности ребенка и взрослых (педагогов, родителей) в процессе индивидуальной коррекционной работы представлено ниже в логической схеме:
Примерная структура индивидуальной программы коррекционно- педагогической помощи |
Цели и задачи индивидуальной коррекционной работы |
Психолого-педагогические условия выполнения программных задач |
В семье | В образ. учреждении (группе) |
Основные разделы и содержание |
Адаптивное физическое воспитание, совершенство- вание мобиль- ных и гигиен. навыков | Адаптация в быту ("это я", "я сам", " осторожно опасно", "предметы быта" и др.). | Адаптация в окруж. среде: социуме, природе, эмоцион. развитие сенсорное развит., | Развитие деятельности, в том числе речевой и художествен-ной | Форм. колич. предст. Простр.-времен ориентировка и др. |
Индивидуальная программа обучения ребенка, имеющего ограниченные возможности, строится с учетом результатов педагогического диагностирования его физической (моторной) сферы, сенсорной деятельности, познавательной, социальной и коммуникативной компетентности, а также высказанных пожеланий родителей. Это способствует более объективному составлению реального прогноза обучения и воспитания. Программа конкретизируется содержанием, позволяющим восполнить обнаруженные в развитии ребенка пробелы, расширить коммуникацию и обеспечить возможности для развития отношений с окружающими взрослыми и детьми.
|
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.
В соответствии с целями и задачами технологии индивидуальной коррекционной работы относительно каждого конкретного ребенка разрабатываются психолого-педагогические условия и дидактические, коррекционно-вспомогательные средства достижения качества. В индивидуальной коррекционной работе с ребенком соблюдаются следующие условия:
§ практико-ориентированную направленность формирования личности;
§ раннюю коррекцию и компенсацию нарушений психофизического развития в единстве с развитием способностей личности и личностных качеств;
§ определение адекватных форм самовыражения личности (с учетом имеющихся нарушений развития);
§ индивидуализированный уровень сложности и трудности содержательного и операционального компонентов образовательного процесса (адаптация программных требований к нуждам конкретного ребенка и учет нормативных программных требований в процессе коррекционно-развивающей работы);
§ недопустимость форсирования, интенсификации развития ребенка в соответствии с образовательными стандартами, а адекватная психолого-педагогическая диагностика и оценка проблем и возможностей в развитии малыша, предупреждение возникновения вторичных психофизических нарушений и личностных отклонений;
§ определяется перечень игрушек, дидактических пособий и оборудования коррекционно-вспомогательного назначения.
Реализация задач технологии индивидуальной коррекционной работы осуществляется в два этапа.
|
Первый из них условно можно назвать - коррекционно-абилитационным, второй - подготовкой к школе.
В процессе психолого-педагогического обследования ребенка п редметом обследования являются: условия проживания ребенка, какое предыдущее образовательное учреждение посещал и насколько успешными были достижения и динамика развития. Прослеживаются контакты в семье, потребности ребенка, способность ориентироваться в различных ситуациях.
Если ребенок воспитывается в условиях дошкольного учреждения, то обследование осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем в течение первого месяца обучения. В условиях семейного воспитания обследование проводится учителем-дефектологом. Перед проведением обследования внимательно изучается (если имеется) личное дело ребенка, протокол обследования медико-педагогической комиссии. При этом важно обратить внимание на те факты анамнеза и заключения психоневролога, которые должны учитываться при разработке индивидуального плана работы. Если ребенок воспитывался в других дошкольных учреждениях, знакомятся с его психолого-педагогической характеристикой. Данные педагогической документации позволят врачу дошкольного учреждения, участковому педиатру наметить оптимальные пути проведения необходимого лечения с учетом комплекса коррекционно-образовательного сопровождения ребенка.
Психолого-педагогическое обследование ребенка осуществляется как на занятиях, в свободной деятельности, так и в процессе индивидуальной беседы со специалистом (см. приложение «Примерную программу обследования»). Следует иметь в виду, что изучение ребенка не оканчивается диагностическим обследованием. Диагноз нарушений психического и (или) физического развития может уточняться и даже изменяться на протяжении пребывания ребенка в дошкольном учреждении, в процессе наблюдений за ним специалистов в условиях семейного воспитания.
|
В педагогическом деле находятся протокол обследования в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, направление в дошкольное учреждение, психолого-педагогические характеристики ребенка, дневники наблюдения за все годы с указанием успехов и неудач ребенка, его динамики и перспектив развития, а также работы ребенка (рисунки, тетради и др.). Специалисты учреждения образования изучают условия воспитания ребенка в семье с целью организации оптимального взаимодействия с родителями (см. приложение «Анкету для родителей»). В тех случаях, когда состояние детей оказывается настолько сложным, что возникает сомнение в поставленном диагнозе, его формулировке организуется повторное обследование ребенка в условиях Центра. С учетом полученных результатов в дальнейшем можно добиваться пересмотра диагноза и осуществлять планирование индивидуальной работы, содержания совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи второго этапа:
1) комплексная коррекционная работа по восполнению “пробелов”, имеющихся в опыте и психофизическом развитии ребенка;
2) развитие у него способностей к компенсации нарушений;
3) максимально возможная ранняя социализация личности. Можно выделить несколько основополагающих направлений работы. Основное внимание обращается на формирование у ребенка (если есть в этом необходимость) предпосылок развития речи преимущественно в условиях эмоционального общения и предметно-игровой деятельности (развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата, стимулирование лепета, гуления, звукоподражания, готовности говорить и т.д.). Значимой на данном этапе является работа по преодолению последствий гиподинамии и сенсорно-эмоциональной изоляции ребенка с первых дней жизни, так как это достаточно часто встречается в практике. Важно также обеспечить создание предпосылок к овладению способами решения познавательных задач на наглядном уровне (на основе усвоения образно - жестовой, вербальной и графической знаковых систем).
Методической основой коррекционно-абилитационной работы на данном этапе являются, прежде всего, совместные действия ребенка и взрослого, действия ребенка по подражанию. В последующем - по образцу и словесной инструкции. Все это осуществляется в рамках предметной и игровой деятельности.
Значительное место на данном этапе уделяется логопедической работе с дошкольником на основе программного материала разделов “Развитие речи” и “Ознакомление с окружающим”.
В процессе “поддерживающих” индивидуальных занятий ведется дополнительная работа над усвоением программного материала, который вызвал особые затруднения у ребенка в условиях группового обучения.
На втором этапе индивидуальной работы повторяется и закрепляется опыт, достигнутые успехи. Значительное внимание уделяется подготовке ребенка к школьному обучению. Внимание (если это необходимо) уделяется социально-бытовой и средовой адаптации. В программу можно включить знания о предметах быта, жизненно значимых для ребенка на данной ступени развития, их функциональном назначении и наиболее часто встречающихся ситуациях их использования; умения выполнять с ними рациональные действия (относительно индивидуальных возможностей ребенка, например, в процессе формирования навыков самообслуживания вместо шнуровки можно использовать на обуви застежки-липучки). Необходимы знания о практически значимых для дошкольника видах самообслуживания, доступные санитарно-гигиенические и хозяйственно-бытовые умения. Для профилактики детского травматизма важно познакомить детей с элементарными правилами обеспечения безопасности жизни (организация безопасной для ребенка предметно-пространственной среды, предупреждение травм в процессе использования колюще-режущих предметов, электробытовых приборов, усвоение детьми правил охраны зрения, слуха и в целом - здоровья). Для физического развития дошкольников значимыми являются знания об основных движениях (ходьба, бег, прыжки, ползание и т.д.), о значении для здоровья общеразвивающих упражнений, утренней гимнастики; умение называть соответствующим словом каждое движение и правильно его выполнять (ходить,не шаркая ногами, при ходьбе следить за осанкой, различать виды движения: падение, скольжение, полет, ползание, бег, прыжки, ходьба и др.). Важными для дошкольника являются знания, связанные с идентификацией своего “Я” и восприятием своего тела,его основных частей, способов гигиенического ухода за ними.
Практически значимыми для дошкольника будут знания о социальной, природной среде и такие виды деятельности, как: игровая, элементарная трудовая, конструктивная, изобразительная, музыкальная, художественно - речевая и театрализованная (инсценировки и драматизации). С учетом индивидуальных возможностей чувственного познания ребенка формируются знания о свойствах и качествах предметов окружающей его социальной и природной среды, соответствующие этим знаниям умения рациональной перцептивной деятельности (например, нажатие на поверхность объекта пальцами руки для выяснения твердости предмета, поглаживание поверхности с целью определения гладкая или шероховатая и др.). Важно включить в содержание коррекционной работы упражнения на развитие у ребенка ощущений и восприятий (дифференциация различных раздражителей с помощью органов чувств, выработка адекватной реакции на раздражители и корректировка поведения в соответствии с ними, стимулирование выработки межанализаторных связей: прикосновение предмета с последующим его захватом рукой; восприятие людей и ситуаций, величины, формы цвета и т.д.), а также развитие пространственно-временной ориентировки.
В рассматриваемом разделе содержание работы с ребенком по ознакомлению с социальной средой можно распределить по таким темам, как: “Я и моя семья”, "Я и мои друзья", “Праздники в моей семье”, “Праздники в моем городе”, “Профессии”, “Сезонный труд людей” и другие темы, которые разрабатываются на основе программ учреждений образования для детей с особенностями развития.
Содержание индивидуальной работы по ознакомлению с предметами и явлениями природы предусматривает формирование у ребенка систематизированных знаний о живой и неживой природе, умений различать видовые и родовые признаки животных (птицы, звери, насекомые, рыбы) и растений(овощи, фрукты, цветы, деревья, кустарник и др.), осуществлять элементарные классификации по разным основаниям(кто бегает? кто прыгает? Из чего можно попить воды? и т.д.). При выборе тем для занятий,как и в предыдущем случае, ориентируются на содержание базовых программ учреждений. Добиваются осознания ребенком взаимосвязи изменений в неживой и живой природе, овладение элементарными экологическими знаниями (влияние изменений в природе на людей, поведение и безопасность в природе, охрана природы и др.).
Качество индивидуальной коррекционной работы может быть обеспечено следующей совокупностью условий:
1) ранним выявлением у ребенка тех индивидуальных особенностей и нарушений развития, которые в наибольшей степени влияют на его отставание в развитии;
2) определением тех "сильных сторон" психофизического развития, успехов ребенка, на которые можно опереться при мобилизации компенсаторных механизмов в коррекционно-развивающей работе с использованием "обходных путей" (например, уровень интеллектуальной активности, эмоционально-волевого развития, поведенческих особенностей, саморегулятивных и мотивационно-потребностных процессов);
3) опорой на зону ближайшего развития с учетом актуального развития;
4) обеспечение коммуникативно- деятельностной ориентации в педагогической работе с ребенком;
5) соблюдением комплексного подхода к формированию жизненно значимого для ребенка опыта и в процессе развития его анализаторных систем.
К основным правилам организации индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения психофизического развития, можно отнести следующие:
§ - игровая форма организации занятий на основе эмоционального общения или “ ученье с увлечением”;
§ - режим двигательной активности на протяжении всего занятия с целью предупреждения возникновения гиподинамии;
§ - дозирование психической и физической нагрузки для ребенка с учетом
§ времени и затрачиваемых усилий (для детей младшего дошкольного возраста условным временем занятия является период в 10-15 мин., для детей старшего дошкольного возраста - 15-25 мин.);
§ - отказ от занятия с ребенком, если по какой-либо причине он этого
§ не хочет;
§ - частая, продуманная смена видов деятельности на занятии и их взаимосвязь;
§ - осуществление переноса сформированного опыта в нестандартные
§ учебные ситуации и в повседневную практику;
§ - многократное повторение усвоенного опыта в стандартных и изменяющихся условиях;
§ - диктантные условия выполнения задания в случае возникновения у ребенка трудностей, которые он сам не в состоянии преодолеть, а также демонстрация, как надо сделать или выполнение путем совместных действий взрослого и ребенка;
§ - связь программного материала индивидуальных занятий с повседневной жизнью ребенка (преимущественное использование в качестве учебных пособий предметов быта и доступных чувственному восприятию объектов социального и природного окружения, а также их разнообразных изображений, макетов, моделей, муляжей и др.).
Индивидуальные занятия проводятся учителем- дефектологом, а воспитатель осуществляет индивидуальный подход к ребенку в процессе всех режимных моментов. В семье с ребенком проводятся игры-занятия, как основная форма педагогической помощи.