Современный туризм – весьма сложное и многогранное явление, а следовательно феномен туризма интересует представителей различных областей науки: экономисты – исследуют туризм как отрасль экономики, приносящая в бюджет страны, города и т.д., определенные средства; историки – изучают историю туризма, путешествий; социологи – рассматривают туризм как социальный феномен, социальную практику людей, представителей различных социальных общностей; географы рассматривают природно-климатический потенциал туризма и т.д.
Современный туризм затрагивает все аспекты общественной жизни, влияя на многие ее социальные сферы.
Ректор Российской международной академии туризма В.А. Квартальнов обращает внимание на необходимость рассмотрения некоторых фундаментальных социально-экономических оснований туризма, без знания которых невозможно объективно оценить современную социокультурную ситуацию, сложившуюся в сфере туризма[51].
Основание первое. Турист потребляет услуги, а значит, он должен переместиться в место ее производства. Действительно, невозможно переместить к туристу Черное море или Эрмитаж, Кисловодские нарзаны или лечебные грязи. Разнообразие мира и интерес к нему – основные причины туризма. Это основание заставляет теоретиков туризма вполне определенно квалифицировать международный туризм как невидимый экспорт туристских услуг из одной страны в другую. Для многих стран туризм превратился в важную экспортную отрасль – это всем известные Франция, Испания, Италия, Греция, Турция, но так же США, Великобритания, Германия. В этих странах применяются особые экономические стимулы, ориентированные на защиту своих экспортирующих туристские услуги производителей. Отменяется (вводится минимальный) налог на добавленную стоимость на туристские услуги, упрощают таможенные и визовые формальности с целью привлечения иностранных туристов. Сейчас в России на 10 выезжающих туристов – 1 внутренний. Разработки Всемирной туристской организации свидетельствуют, что для сбалансированности туристского рынка типична пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста. Эта структура является наиболее оптимальной и государственная политика в области туризма должна стремиться к достижению данных показателей.
|
Основание второе. Основной фигурой на рынке туристских услуг является туроператор. Именно он формирует тур, заключает соглашения с гостиницами, ресторанами, музеями, национальными парками, кемпингами и тем самым загружает предприятия индустрии туризма. Именно туроператор связывает производителя туристических услуг с потребителем. В настоящее время достаточно посмотреть рекламные проспекты турфирм чтобы убедиться в том, что пролет из Москвы до Анталии (Турция) и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи. Поэтому в настоящее время весьма важно привлечь туроператоров к отечественным производителям туристических услуг. Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператоров более выгодной на отечестве рынке нежели за рубежном.
Основание третье. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Рекреационные ресурсы России весьма разнообразны и уникальны. В то же время эти рекреационные ресурсы не обустроены, слабо востребованы, к тому же малодоступны для большей части населения. Поэтому ренту (плату собственнику за использование природного ресурса) должен получить собственник за качество рекреационного ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Такими собственниками выступают обычно субъекты федерации и муниципалитеты. Туристская рента позволит собственнику улучшить качество предоставляемых туристских услуг.
|
Таким образом, решение указанных проблем позволит повысить уровень предоставляемых туристских услуг, туристскую активность россиян, вернет на российский рынок отечественных туроператоров.
По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов Россия занимает ведущее положение в мире. В стране насчитывается свыше 250 природных районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше 150 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. Многие туристские маршруты имеют уникальный характер.
В.Г. Гуляев выделяет основные туристские и курортные зоны федерального значения, развитие которых в современных условиях является приоритетным.[52]
Таблица 1.