Социокультурная и экономическая ситуация в сфере туризма в современном российском обществе




Современный туризм – весьма сложное и многогранное явление, а следовательно феномен туризма интересует представителей различных областей науки: экономисты – исследуют туризм как отрасль экономики, приносящая в бюджет страны, города и т.д., определенные средства; историки – изучают историю туризма, путешествий; социологи – рассматривают туризм как социальный феномен, социальную практику людей, представителей различных социальных общностей; географы рассматривают природно-климатический потенциал туризма и т.д.

Современный туризм затрагивает все аспекты общественной жизни, влияя на многие ее социальные сферы.

Ректор Российской международной академии туризма В.А. Квартальнов обращает внимание на необходимость рассмотрения некоторых фундаментальных социально-экономических оснований туризма, без знания которых невозможно объективно оценить современную социокультурную ситуацию, сложившуюся в сфере туризма[51].

Основание первое. Турист потребляет услуги, а значит, он должен переместиться в место ее производства. Действительно, невозможно переместить к туристу Черное море или Эрмитаж, Кисловодские нарзаны или лечебные грязи. Разнообразие мира и интерес к нему – основные причины туризма. Это основание заставляет теоретиков туризма вполне определенно квалифицировать международный туризм как невидимый экспорт туристских услуг из одной страны в другую. Для многих стран туризм превратился в важную экспортную отрасль – это всем известные Франция, Испания, Италия, Греция, Турция, но так же США, Великобритания, Германия. В этих странах применяются особые экономические стимулы, ориентированные на защиту своих экспортирующих туристские услуги производителей. Отменяется (вводится минимальный) налог на добавленную стоимость на туристские услуги, упрощают таможенные и визовые формальности с целью привлечения иностранных туристов. Сейчас в России на 10 выезжающих туристов – 1 внутренний. Разработки Всемирной туристской организации свидетельствуют, что для сбалансированности туристского рынка типична пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста. Эта структура является наиболее оптимальной и государственная политика в области туризма должна стремиться к достижению данных показателей.

Основание второе. Основной фигурой на рынке туристских услуг является туроператор. Именно он формирует тур, заключает соглашения с гостиницами, ресторанами, музеями, национальными парками, кемпингами и тем самым загружает предприятия индустрии туризма. Именно туроператор связывает производителя туристических услуг с потребителем. В настоящее время достаточно посмотреть рекламные проспекты турфирм чтобы убедиться в том, что пролет из Москвы до Анталии (Турция) и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи. Поэтому в настоящее время весьма важно привлечь туроператоров к отечественным производителям туристических услуг. Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператоров более выгодной на отечестве рынке нежели за рубежном.

Основание третье. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Рекреационные ресурсы России весьма разнообразны и уникальны. В то же время эти рекреационные ресурсы не обустроены, слабо востребованы, к тому же малодоступны для большей части населения. Поэтому ренту (плату собственнику за использование природного ресурса) должен получить собственник за качество рекреационного ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Такими собственниками выступают обычно субъекты федерации и муниципалитеты. Туристская рента позволит собственнику улучшить качество предоставляемых туристских услуг.

Таким образом, решение указанных проблем позволит повысить уровень предоставляемых туристских услуг, туристскую активность россиян, вернет на российский рынок отечественных туроператоров.

По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов Россия занимает ведущее положение в мире. В стране насчитывается свыше 250 природных районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше 150 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. Многие туристские маршруты имеют уникальный характер.

В.Г. Гуляев выделяет основные туристские и курортные зоны федерального значения, развитие которых в современных условиях является приоритетным.[52]

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: