Место туризма в досуговых предпочтениях населения




Современной России

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Коммерциа­лизация культуры в целом обусловила появление новых видов досуга, в качестве которых утвердились прогулки по магази­нам и покупки. В то же время, городская культура современного общества оказалась неразрывно связанной с природой, что стимулировало развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, вод­ные лыжи, круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились, дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся и превратились в формы элитарного досуга, требующие доро­гостоящего оборудования и определенных навыков. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. В этом проявляется одна из особенностей досуга.

Введение новых способов художест­венного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг люби­телей изобразительного искусства. Всё это обогащало виды досуговой дея­тельности, создавало пространство и возможности для более близкого знаком­ства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, спо­собствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлага­ются развлечения в широком контексте публицистического, информа­ционного, про­светительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массо­вость, унификацию воспри­ятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».[57]

Б. Фаулер, говоря о становление нового опыта проведения досуга, связывает его со следующими взаимосвязанными факторами[58].

- Глобализация, благодаря которой, мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в не­когда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят однотипную одежду.

- Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социокультурные различия между людьми и типами поселений.

- Новый стиль досуга отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

- Становление нового опыта досуга под влиянием идеологии «при­нудитель­ного потребления».

- Распространение туризма, привычки проводить отпуск за грани­цей.

Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития со­циальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых техноло­гий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно ус­тойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в современном досуге.

Многообразие форм досуга, их взаимопроникновение и взаимопереплетение являются важнейшей характеристикой того, насколько широк спектр интересов в досуговой сфере российского населения.

Для выяснения места туризма в досуговых предпочтениях населения современной России необходимо, на наш взгляд рассмотреть структуру досуга. С содержательной точки зрения современная досуговая деятельность пред­ставлена разнообразными формами досуговой деятельности, выступаю­щими элементар­ными единицами содержательной типологии досуга. Под ними понимается совокупность однотипных действий, имеющих опре­деленную функциональную нагрузку.

Среди них можно выделить следующие.

• Досуговая рекреация (отдых), т.е. «процесс восстановления пси­хофи­зио­логического баланса человеческого организма». Соответствую­щая реа­билитация физических и умственных сил, восстановление способ­ности че­ловека к продолжению трудовой и бытовой жизнедеятельности в данном случае достигается как пассивным расслаблением организма, так и, на­оборот, активными видами рекреационной деятельности: прогулки и дру­гие виды отдыха на воздухе, посещение зрелищных учре­ждений, физи­че­ские упражнения, танцы и т. д. Различаются ежедневная, еженедельная и ежегодная рекреации. Они отличаются: временной про­должительностью; типичным местом проведения: по месту жительства, в местных досуговых учреждениях, с выездом за пределы обычного про­живания; содержанием соответствующих видов досуговой деятельности. Особая ситуация - рекреа­ция неработающего населения. Она требует отдельного рассмотрения.

• Развлечения - эта форма досуговой реабилитации и времяпрепрово­ждения, которая внешне близка к рекреации, но содержательно вполне са­мостоя­тельна. Классик и один из основоположников социологии досуга француз­ский социолог Ж. Дюмазедье так определяет их специфическое функцио­нальное место в системе досуга: если отдых избавляет человека от устало­сти, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повсе­дневно­сти, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни. Причем, если для работающей части населения в соотноше­нии «уста­лость - скука» приоритетна, как правило, усталость, то для его неработаю­щей части приоритетна, наоборот, скука, что и порождает в соответствую­щих социальных условиях нередкую специфическую соци­ально-психологическую депрессию личности, известную под названиями «сплин», «хандра», «тоска» и т. п.[59] И особенно злободневной эта ситу­ация становится именно сейчас, в условиях быстро растущего массива вынужденного сво­бодного времени у вытесняемой из сферы труда все большей части трудо­способного населения.

• Досуговое общение, т. е. свободное (добровольческое) межлично­ст­ное взаимодействие, осуществляемое с помощью живой или письменной
речи, мимики, и предполагающее, как правило, обратную связь. С пози­ции общаемости все виды досуговой деятельности могут быть подразде­лены на: облигатные, существующие лишь на базе общения (беседы, пере­писка, прием и посещение гостей); факультативные, с возможной, но не обяза­тельной общаемостью (прогулки, просмотр телепередач, по­сещение зрелищ и т.д.); солитарные, не предполагающие или даже прямо исключаю­щие об­щение (чтение, музицирование).

• «Потребление культуры», т.е. восприятие и освоение накопленных человечеством культурных ценностей в ходе чтения, просмотра и прослуши­вания теле-, видео- и радиопередач, посещения зрелищных учреждений, вы­ставок, концертов и т. д.

• Игровая деятельность, т. е. «свободная деятельность, являющаяся фор­мой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение по­треб­ностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений»[60]. Ставя
человека в режим соревновательности, нередко имитируя в условной форме «острые», в том числе и опасные для жизни ситуации, мобили­зуя физические и психологические (интеллектуальные и эмоциональные) ре­сурсы человека, на «грани фола» сочетая нормативно-допустимое и ин­нова­ционное в поведении, игра возбуждает многообразные переживания, спо­соб­ствует смене впечатлений, общей «встряске» как самих играющих, так и на­блюдающих («болеющих») за игрой.

• Досуговый («любительский») труд, т. е. разнообразная трудовая дея­тельность, совершаемая в добровольном порядке и не имеющая товар­ной или бытовой ценности: содержа­ние комнатных животных, разведение цветов, рукоделие, самодеятельное творчество (техническое, художествен­ное, опытническое и т.д.), самообразование, любительский спорт, общест­венная работа и т. д. Своей: нетоварностью досуговый труд напоминает домашний труд, но принципи­ально отличен от него фактом заинтересо­ванности человека именно в личном осуществлении данного труда. Иными словами, если любой вид домашнего труда в принципе может быть реализован и на наемно - товар­ной основе (ребенка можно отдать в детсад или пригласить няню и т.д.), то «любительский» труд никому и ничему перепоручен быть, не может.

Все указанные формы досуговой деятельности по-разному использу­ются различными социальными субъектами. Конкретный способ взаимосвязи данных форм составляет основу выделения типов досуговой деятельности.

Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является типология, предложен­ная В.Н. Пименовой[61], которая основывается на содержательном и мотива­ционном разнообразии досуговой деятельности. В результате она вычленяет три типа досуговой деятельности.

1. Культурно-творческий тип. Набор за­нятий, связанных с ним, характеризу­ется одним общим призна­ком - создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техниче­ское творчество, общественную деятельность, различные формы самообразо­вания.

2. Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии входящих в него занятий их объединяет одно общее свойство – потребление духовных цен­но­стей, оказываю­щее сравнительно меньшее влияние на учащихся, чем их созда­ние или воспроизводство. Среди этих занятий можно отметить чтение книг, га­зет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и теат­ров, кон­цертов, музеев, выставок и т. п.

3. Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлече­ний: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, рестора­нов и т. п.

Данная типология весьма относительна и условна. Конечно, реальное времяпрепровождение здесь как бы огрубляется, но это явление неизбежно возникает при всякой типологии действительности.

Выбор того или иного досугового поведения детерминируется различ­ными факторами. Для каждой личности характерны какие-то индивидуали­зированные предпочтения в проведении досуга. Однако, как и в обществен­ной жизни, в целом, никакой абсолют­ной свободой досуговое поведение личности, естественно, не обладает. «Досуг... содержит в самом себе дуализм свободы и управления, личной воли и при­нуждения»[62], ибо как его качест­венные, так и количествен­но-временные ха­рактеристики сильно детермини­рованы существующи­ми общественными условиями. Среди них на первый план, безусловно, выдвигаются техноло­гические характеристики общества. Именно они определяют, во-первых, ре­альные масштабы свободного вре­мени, нахо­дящегося в распоряжении обще­ства и его конкретных социальных групп: чем совершеннее технология, тем ниже затраты времени на производ­ственную и бытовую деятельность и, со­ответственно, выше общественные ресурсы свободного времени, а во-вто­рых, реальное содержание (состав ви­дов) досугового времяпрепровождения, характерного для данного об­щества. Вполне очевидна технологическая под­кладка массового чтения, туризма, спорта, просмотра кинокартин, радио­слушания, телевидения, компьютер­ного досуга. Соответственно, досуг в раз­витых странах на ру­беже ХХ-ХХ1 вв. очень мало напоминает и по своему конкретному содержанию, и по своим временным возможностям досуговое времяпре­провождение населения этих же стран хотя бы вековой, тем более - тысячелетней давности.

На личностном уровне определяющую роль в детерминации досуга иг­рают социальные условия, социальный статус личности, ее половая, возрас­тная, национальная, брачная, профессиональная, имущественная, образова­тельная и т.д. принадлежность. Именно эти статусные характе­ристики лич­ности существенно предопределяют и ее содержа­тельные предпочтения, ориентации в досуговом времяпре­провождении, и ее реаль­ные ресурсы свободного времени.

В последнее время отмечается определенная динамика различных видов досуговых предпочтений. Под досуговыми предпочтениями мы понимаем – совокупность определенных видов досуговой деятельности. Некоторые виды досуга становятся практически не доступными для определенных слоев населения. Эмпирической иллюстрацией этому могут служить данные представленные в монографии «Россия в зеркале социологии» под редакцией профессора М.К. Горшкова.[63]

Таблица 2.

Формы проведения свободного времени в составе основных слоев российского общества, в % [64]

Виды досуга Социальные слои
Выше средних Средние Ниже средних
           
Телевидение 71,7 79,7 77,0 80,0 75,4 84,4
Чтение книг, журналов газет 55,7 58,7 57,7 60,0 52,9 61,3
Общение с друзьями 52,4 75,5 44,8 65,0 39,7 55,1
Радио, музыка 47,6 69,2 47,7 59,6 39,4 48,0
Спортивные секции, тренировки 21,1 21,0 9,9 11,2 2,7 3,5
Хобби, домашние увлечения 14,5 16,8 13,5 19,2 15,8 18,4
Занятия в кружках, клубах по интересам, с целью самообразования 18,7 24,5 13,9 17,2 7,3 10,6
Компьютер интернет игры 20,5 23,1 13,3 16,3 4,8 4,9
Концерты, кино, театры 26,5 32,9 16,8 22,0 8,8 11,2
Музеи, выставки, вернисажи 12,7 18,9 9,5 9,7 6,5 6,4
Дискотеки, ночные клубы 22,9 21,7 12,1 12,2 3,1 3,1
Кафе, бары, рестораны 24,7 34,3 10,0 13,5 2,9 3,7
Общественно-политическая деятельность (участие в работе клубов, партий и т.п.) 3,6 10,5 3,8 5,5 2,7 4,0
Религиозное участие 4,8 11,9 6,1 8,1 9,8 13,0

Как справедливо отмечают авторы монографии «Изменяющаяся Россия в зеркале социологии» одни формы досуга доступны практически всем слоям населения (телевидение, чтение, домашние увлечения и хобби, религиозное участие). Использование других (возможностей общения с друзьями, занятий самообразованием, полноценной культурной и общественно-политической жизни) постепенно сокращаются по мере спуска вниз по социальной лестнице. Третьи же оказываются практически недоступными для большей части населения. В первую очередь, это относится к различным формам активного досуга вне дома. Данные таблицы 2 наглядно демонстрируют: у тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, заметно сужены возможности использования развлекательных, рекреационных, развивающих компонентов отдыха и досуга. [65]

Большое влияние на досуговые предпочтения оказывает возрастной фактор. Лидерство молодежи, ее неофициальный статус «законодателя мод» в сфере досуга неоспоримы и проявляются в моде на одежду, туризм, самодея­тельную песню, в предпочтении вокально-инструментальных ансамблей. Не меньший энтузиазм наблюдается в движениях по охране памятников культуры, природы, общественных инициативах и социальных проектах, оказывающих огромное влияние на изменение различных сторон общественной жизни.

Очевидно, что досуг и социальная жизнь молодого поколения отличаются от до­суга и соци­альной жизни поколения «отцов». Эмпирической основой при анализе тенденций, форм и предпочте­ний досуго­вой деятельности россиян (в том числе российской молодежи) выступают данные общероссий­ского исследования, осуществленного РНИС и НП по заказу Министерства образования РФ в конце 2001 г. В опросе с общей вы­боркой 833 чел. опрашивались две возрастные когорты: молодежь 16-30 лет и представители поколения их роди­телей 41-50 лет (кон­трольная группа). Опрос применялся для понимания дина­мики измене­ния бытового и досугового поведения и жизненных целей россиян[66]. В отчете использованы также результаты тематических репрезентативных об­щероссийских исследований молодежи, осуществленных РНИ и НП по заказу Госкоммолодежи РФ и московского представительства Фонда им. Эберта в 1997-2000 гг.[67] Опрос проводился по квотной выборке в 58 поселе­ниях различных типов пропорционально численности населения мега­полисов, областных центров, районных городов и сел в структуре насе­ления России в целом.

Согласно результатам исследований старшее поколение существенно реже посещает теат­ры, музеи, концерты, позволяет себе вы­ход в кафе или ресторан (всего 4,2% представителей старшего поколения по сравнению с 22,7% моло­дежи до 30 лет), разделяет такие модные увлечения, как современная музыка или компьютер. Данные сравнительного исследования, проведенного РНИС и НП представлены в таблице 3.

Как видим, многие духовные интересы в равной мере присущи и
совсем молодым людям, и их родителям. Особенно важно то, что активная со­циальная жизнь (интерес к театру, художественным выставкам, туризму, путе­шествиям, спорту) одинаково привлекательна для многих россиян независимо от воз­раста.

 

 

Таблица 3.

Сравнение досуговых предпочтений в сфере духовной жизни поколений: молодёжь до 21 года и поколение «отцов» 40-50 лет в %.

  Виды досуговой деятельности Позиция «нра­вится» в% РАНГ
Моло­дёжь до 21 года Поколе- ние «отцов» 40-50 лет Молодёжь до 2 1 года Поколение «отцов» 40-50 лет
Туризм, путеше­ствия 88,7 73,7    
Зарубежные фильмы 78,1 32,9    
Театр 64,9 67,5    
Рок-музыка 62,3 17,3    
Старое советское кино 62,0 89,4    
Российские фильмы 57,6 46,4    
Развлекательные телепередачи 56,3 58,8    
Современная рус­ская литература     55,6 42,1    
Детективы, фан­тастика 53,5 50,6    
Художественные выставки 51,3 57,9    
Зарубежная классическая ли­тература 49,1 43,5    
Русская классиче­ская литература 49,0 61,7    
Современная зарубежная литература 45,6 25,5    
Самообразование 43,3 57,3    
Проблемные телепередачи 41,3 52,4    
Советская эстрада 30,0 71,6    
Религия 23,2 30,4    
Научно-популяр­ный жанр, мемуары 20,5 44,6    

 

Таким образом, изменения произошли как в наличии свободного времени, а, следовательно, и досуга, так и в формах его проведения. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров.) Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле - и кинопристрастия, музыка), что связанно и с изменением менталитета об­щества.

Проводя типологизацию досуговой активности населения современного российского общества, стоит построить ее по принципу своеобразной «пирамиды», т.е. расши­рения видов и форм практикуемой досуговой деятельности от типа к типу. Простейшим ти­пом досуговой активности условно можно назвать «домашний», однако в последнее время он расширяется, включая занятия компьютером, самообразованием, другими занятиями или хобби, несущими в себе ярко выраженную развивающую компоненту. Это позволяет назвать по­добный тип досуговой активности «развивающим».

Однако досуг обоих этих типов ограничен сугубо «домашней» нацеленностью проведения досуга. Социальные контакты предпочитающих домашний досуг людей способны расширяться только за счет более менее регулярных встреч с друзьями или родственниками, и это становится едва ли не единственной формой их социальной жизни вне дома. Социальное участие начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов рекреационной, развлекательной, политической или иной деятельности. Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен.

Расширяется спектр досуговых предпочтений за счет внедомашних видов рекреационной, развлекательной, общественной или иной деятельности. Посе­щение кино, театров, музеев, концертов, клубов, ка­фе и т.п., включенность в деятельность различных культурных, образо­вательных общественно-политиче­ских или гражданских институтов, требующих заметных дополнительных за­трат (как материального, так и интеллектуального плана), придает социальной жизни наибольшую полноту и характеризует «социально активный» тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу досуговой активности.

Сопоставление типов досуга в целом между поколением «отцов» и «детей» представлено в таблице 4.

Таблица 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: