Целью данного раздела является ознакомление студентов со средой предпринимательской деятельности. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики в целом и отрасли железнодорожного транспорта.
Возникновение в России различных форм собственности, зарождение экономической свободы, реальное появление конкуренции товаров и производств – все это свидетельствует о формировании рыночных отношений на железнодорожном транспорте.
Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важных условий.
Контрольная работа выполняется на основании исходных данных по варианту соответствующему последней цифре шифра студента, а также методических указаний и рекомендованной литературы.
ЗАДАЧА 1
Определите перечень товаров, которые могут быть включены в план производства транспортного предприятия, если предприятие исходя из действующих производственных мощностей может выпускать семь наименований товара с уровнем конкурентоспособности: ОКС1, ОКС2,,ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7. Уровень конкурентоспособности у товаропроизводителей аналогичной продукции: ОКСi1,ОКС2i, ОКС3i, ОКС4i, ОКС5i, ОКС6i, ОКС7i.
Исходные данные приведены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень конкурентоспособности | Вариант | ||||||||||||||||||||
ОКС1 | 0,214 | 0,220 | 0,202 | 0,220 | 0,232 | 0,215 | 0,217 | 0,209 | 0,213 | 0,222 | |||||||||||
ОКС2 | 0,236 | 0,224 | 0,215 | 0,235 | 0,228 | 0,226 | 0,210 | 0,218 | 0,225 | 0,231 | |||||||||||
ОКС3 | 0,251 | 0,247 | 0,224 | 0,232 | 0,253 | 0,248 | 0,255 | 0,249 | 0,236 | 0,239 | |||||||||||
ОКС4 | 0,264 | 0,251 | 0,252 | 0,238 | 0,242 | 0,246 | 0,253 | 0,259 | 0,256 | 0,249 | |||||||||||
ОКС5 | 0,281 | 0,274 | 0,241 | 0,264 | 0,275 | 0,279 | 0,254 | 0,269 | 0,248 | 0,271 | |||||||||||
ОКС6 | 0,297 | 0,320 | 0,289 | 0,285 | 0,294 | 0,291 | 0,288 | 0,289 | 0,278 | 0,290 | |||||||||||
ОКС7 | 0,315 | 0,304 | 0,300 | 0,295 | 0,299 | 0,296 | 0,314 | 0,301 | 0,310 | 0,309 | |||||||||||
ОКСi1 | 0,212 | 0,218 | 0,200 | 0,218 | 0,240 | 0,210 | 0,215 | 0,224 | 0,220 | 0,218 | |||||||||||
ОКС2i | 0,240 | 0,239 | 0,214 | 0,230 | 0,232 | 0,200 | 0,218 | 0,234 | 0,209 | 0,242 | |||||||||||
ОКС3i | 0,256 | 0,229 | 0,261 | 0,240 | 0,238 | 0,251 | 0,242 | 0,252 | 0,229 | 0,,242 | |||||||||||
ОКС4i | 0,258 | 0,241 | 0,245 | 0,235 | 0,244 | 0,238 | 0,261 | 0,246 | 0,259 | 0,241 | |||||||||||
ОКС5i | 0,280 | 0,269 | 0,252 | 0,257 | 0,280 | 0,274 | 0,260 | 0,263 | 0,253 | 0,267 | |||||||||||
ОКС6i | 0,290 | 0,290 | 0,276 | 0,269 | 0,310 | 0,288 | 0,294 | 0,269 | 0,283 | 0,287 | |||||||||||
ОКС7i | 0,318 | 0,305 | 0,320 | 0,288 | 0,302 | 0,289 | 0,322 | 0,289 | 0,303 | 0,312 | |||||||||||
|
Методические указания
Конкурентоспособность производства и продукции – основа формирования производственной программы. Необходимо в план производства включить продукцию, уровень конкурентоспособности которой превышает аналогичный показатель у товаропроизводителя – конкурента: ОКС1 >ОКСi1.
ЗАДАЧА 2
На основании данных табл. 2 определите величину спроса, ценовую эластичность спроса и изменение выручки, если ежемесячный спрос составляет Qi, а цена соответственно Цi
Таблица 2
Величина спроса (Qi. ) шт., и ценовая эластичность спроса (Цi) руб. | Вариант | |||||||||||||
Q1 | ||||||||||||||
Q2 | ||||||||||||||
Q3 | ||||||||||||||
Q4 | ||||||||||||||
Q5 | ||||||||||||||
Ц1 | ||||||||||||||
Ц2 | ||||||||||||||
Ц3 | ||||||||||||||
Ц4 | ||||||||||||||
Ц5 | ||||||||||||||
Методические указания
|
Величина спроса – это потенциальная выручка, которая определяется как произведение цены изделия (Ц) на спрос(Q). Общая величина спроса – это сумма частных величин спроса, т.е.
,
где n– количество изделий.
Эластичность спроса – это соотношение цены и объема реализации, когда потери, возникающие в результате снижения цен (или объема реализации), покрываются дополнительной выручкой от увеличения объема реализации (или роста цен). Спрос неэластичен, когда потери превышают дополнительную выручку. При единичной эластичности, т.е. когда коэффициент эластичности равен единице, потери равны дополнительной выручке. При коэффициенте эластичности, превышающем единицу, выручка растет. Эластичность может быть выражена как отношение темпов относительного изменения объема реализации к темпам относительного изменения цен, т. е. .
При укрупненной оценке = , при условии если > , < .
При укрупненной < , > .
= ,
где , – годовой объем реализации новый и старый, шт.;
|
, – цена реализации новая и старая, руб.;
Q, Ц – изменение объема реализации и цены. Данные показатели могут быть положительными и отрицательными (. При расчете темпов изменения прироста эти показатели принимаются с положительным знаком независимо от фактически полученного знака.