Номер варианта | Уровни цен, тыс. руб. | ||||||
ЗАДАЧА 14
Предположим, что чистый монополист сталкивается с графиком спроса, показанным в табл. 16 и теми же издержками, что и конкурентный производитель в предыдущей задаче.
1. Вычислите совокупный и предельный доход и определите оптимальную цену и объем производства для монопольного производителя.
2. Каков был бы уровень производства и прибыли, если бы это предприятие могло заниматься совершенной ценовой дискриминацией?
3. Постройте (на одном координатном поле) графики предельных издержек, средних общих издержек, предельного дохода и спроса.
Дайте с помощью построенных графиков сравнительный анализ условий ценообразования при совершенной конкуренции и чистой монополии (без использования и с использованием ценовой дискриминации), а также общественных последствий монополизации и ценовой дискриминации.
Методические указания
Производитель – монополист, чтобы увеличить объем продаж, вынужден снижать цену на все единицы товара, поэтому для него предельный доход не равен цене, а меньше ее на величину ущерба от снижения цены на предшествующие единицы. Следовательно, при прочих равных условиях, монополист произведет меньшее количество товара и установит более высокую цену, чем это было бы при совершенной конкуренции. Ценовая дискриминация имеет место, если монополист продает товар разным потребителям по различной цене, причем эти различия не обусловлены различиями в издержках. Если монополист продает каждую единицу товара по максимально приемлемой для потребителя цене, то ценовая дискриминация является совершенной. В этом случае кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса (т.е. предельный доход равен цене), а совокупный доход определяется как нарастающий итог предельного дохода.
|
Ценовая дискриминация приводит к росту дохода и прибыли производителя, но одновременно и к увеличению степени удовлетворения потребностей общества в данном товаре. Совершенная ценовая дискриминация обеспечивает такой же объем производства, какой существовал бы при совершенной конкуренции (при наличии прочих равных условий), но сумма выплат потребителей за товар будет значительно выше и совокупный эффект от производства товара достанется производителю, а потребительский излишек будет равен нулю.
Таблица 16
Спрос на продукцию монопольного производителя
Величина спроса, шт. | Цена по вариантам, тыс. руб. | |||||||||
|
ЗАДАЧА 15
Определите оптовую цену предприятия, если полная себестоимость единицы продукции Сп (руб.); годовой объем реализации Qг (ед.); производственные фонды ПФ (тыс. руб.); рентабельность предприятия R. Исходные данные задачи предусмотрены в табл. 17.
Таблица 17
Показатель | Вариант | |||||||||||||
Сп, (руб) | ||||||||||||||
Qг, (ед.) | ||||||||||||||
ПФ, (тыс. руб.) | ||||||||||||||
R | 0,15 | 0,13 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,13 | 0,15 | 0,16 | 0,18 | 0,16 | ||||
Методические указания
Оптовая цена предприятия отражает нижнюю границу. Она формируется на основе полной себестоимости единицы продукции (Сп) и прибыли, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости:
Ц опт. предп.= Сп(1+ Rc /100),
где Rс- уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, т.е. отношение плановой прибыли (ПРпл=ПФ Rпр,, здесь ПФ – среднегодовая стоимость производственных фондов; Rпр –рентабельность предприятия) к полной себестоимости годового объема производства (Cпг=СпQг)
Rc= ПРпл/Спг.
ЗАДАЧА 17
Определите оптовую цену промышленности, если полная себестоимость Сп (руб.), доля материала в полной себестоимости единицы продукции aмз; прибыль и расходы сбытовых организаций на годовой объем реализации: (ПР + ТЗ) (тыс. руб.), оптовая цена предприятия Цопт.пред.(руб.), годовой объем Qг (т); НДС = 0,18.
|
Исходные данные задачи предусмотрены в табл. 18
Таблица 18
Показатель | Вариант | |||||||||||||
Цопт. пред. (руб). | ||||||||||||||
aмз | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,8 | ||||
(ПР + ТЗ), тыс. руб. | ||||||||||||||
Цопт. пред | ||||||||||||||
Qг (т) | ||||||||||||||
Методические указания
Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия плюс налог на добавленную стоимость, прибыль и затраты организаций сбыта, приходящиеся на единицу продукции. Налог на добавленную стоимость определяется как разница между оптовой ценой предприятия и материальными затраты, умноженная на ставку налога, т.е.
Цопт. пром. = Цопт.пред.+ (Цопт.пред. – МЗ) НДС + (ПР + ТЗ)уд.,
где (ПР + ТЗ)уд = (ПР + ТЗ)/ Qг
(Qг– годовой объем производства).