Бизнес-процесс [2] — это система последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей.
Основные бизнес-процессы генерируют доходы компании. К ним относятся процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода. Именно основные бизнес-процессы формируют результат и потребительские качества, за которые внешний клиент готов платить деньги. Так, для деревообрабатывающего завода основным бизнес-процессом может быть производство древесно-стружечной плиты.
Сопутствующие бизнес-процессы — это процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующему основному производству производственной деятельности и также обеспечивающие получение дохода. Так, для автотранспортного предприятия процесс ремонта стороннего транспорта на собственной ремонтной базе является сопутствующим процессом.
Вспомогательными бизнес-процессами являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их специфических черт. Например, для 16 ТЭЦ вспомогательным бизнес-процессом является процесс ремонта производственного оборудования.
Обеспечивающие процессы поддерживают инфраструктуру компании, предназначены для жизнеобеспечения всех остальных процессов и ориентированы на поддержку их универсальных черт. На предприятиях любой отрасли это процесс финансового обеспечения, кадрового обеспечения, инженерно-технического обеспечения и т. п.
|
Бизнес-процессы управления[3] — это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и предприятия в целом. Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий (см. Приложение 3).
Бизнес-процессами развития являются процессы совершенствования производимого товара или услуги, процессы развития технологий, процессы модификации оборудования, а также инновационные процессы. Например, это проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР) в машиностроении, процесс технического перевооружения в электроэнергетике и т. п.
Примером послужит бизнес-процесс по поиску и подбору персонала в гостиницу СООО «ММОЦ им. Й. Рау».
Бизнес-процесс поиска, подбора и найма персонала состоит из девяти этапов:
Этап 1. Подача заказчиком в департамент управления персоналом заявки на подбор кандидата. Процесс HR - менеджера начинается с заполнения заказчиком (руководителем структурного подразделения) бланка заявки на подбор кандидата. Кроме основных требований отмечаются также предпочтения по полу и возрасту кандидата. Заполненную заявку визирует директор предприятия.
Этап 2. Поиск/подбор персонала. Чтобы все сотрудники, принимающие участие в подборе персонала, однозначно понимали критерии отбора, HR - менеджер анализирует заявку и дает свои комментарии по поводу информации.
|
Этап 3. Первичный отбор персонала на заявленную вакансию. Все заявленные кандидаты анализируются, информация о соискателях заносится в базу данных. Если кандидат соответствуют основным требованиям должности, HR - менеджер проводит с ним предварительное собеседование по телефону.
Этап 4. Проверка рекомендаций. Специалист управления персоналом собирает (уточняет) рекомендации с предыдущих мест работы соискателя: занимаемая им должность, функциональные обязанности, профессиональный уровень, характеристика со стороны бывших коллег, причины увольнения и т. п.
Этап 5. Принятие решения о приеме кандидата. На этом этапе HR - менеджер подает на рассмотрение директору предприятия пакет документов:
· резюме кандидата;
· результаты психологического тестирования (если проводилось);
· рекомендации с предыдущих мест работы кандидата;
· заключение СБ.
Директор назначает дату и время собеседования с кандидатом (или принимает решение о его приеме на работу без собеседования). При положительном решении HR - менеджер направляет кандидата в отдел кадров для оформления документов.
Этап 6. Оформление на работу. Если соискатель соответствует всем требованиям должности, руководитель структурного подразделения согласовывает с ним дату фактического выхода на работу. В случаях, предусмотренных законодательством, будущий сотрудник предприятия проходит медосмотр.