ЖЕНЩИНА-ПРИЗРАК Акай'нискуи




Г

де-то в 1850-х годах семь воинов блад пешком отправились в прерии к востоку от Кипарисовых Холмов, чтобы украсть лошадей племени кри. Лидером отряда был молодой и успешный храбрец по имени Тяжелый Ошейник. Безрезультатно прочесав равнины нынешнего юго-западного Саскачевана, отряд решил вернуться домой. Они двинулись на запад через Кипарисовые Холмы, затем по Буллз-Хед-Крик (ныне известный как Росс-Крик) к реке Южный Саскачеван близ современного Медисин-Хат. Пока стояли лагерем на холме с видом на ручей Семи Человек (ручей, который соединяется с ручьем Бычьей Головы, прежде чем впадать в реку), Тяжелый Ошейник объявил, что он отправится вперед в надежде найти дружественные лагеря бладов и лошадей, которых привезет обратно для своих пеших товарищей. Если он не вернется с лошадьми, то просит своих спутников встретить его у подножия холмов Белли-Бьюттс дальше на западе, месте традиционного летнего лагеря бладов.

Тяжелый Ошейник некоторое время ехал вверх по реке на запад. Затем наткнулся на трех бизонов, пасущихся у обрыва, и ему удалось убить одного. Он разделал тушу и погрузил на лошадь изрядное количество мяса, оставив остальное своим спутникам. Он развел костер, приготовил немного мяса и поел. Сознавая опасность путешествия в одиночку, он покинул свой лагерь и отправился под покровом ночи вверх по реке, оставив костер гореть. Если бы кто-нибудь из врагов заметил его огонь и попытался устроить засаду, он был бы уже далеко.

Некоторое время Тяжелый Ошейник ехал вверх по реке, тщательно скрывая следы, пока не добрался до нынешнего Летбриджа. Только луна освещала ему путь, и он добрался до ближайшего оврага, нашел мягкую траву и лег на ночь.

Как он ни старался, блад не мог уснуть. Каждый раз, начиная дремать, он слышал поблизости странный шум. Он всмотрелся в темноту, но ничего не увидел. Воин не мог понять, что именно издавало звук, но был убежден, что это не вражеские воины. Тем не менее, он держал винтовку наготове, не в силах избавиться от неприятного ощущения, что за ним наблюдают.

Утром Тяжелый Ошейник, с ужасом обнаружил, что провел ночь рядом со скелетом черноногой женщины. Судя по состоянию тела, воин предположил, что она была мертва уже в течение года. Полный ужаса, Тяжелый Ошейник перешел реку вброд и продолжил свой путь на другом берегу.

День клонился к вечеру, и надвигалась гроза. Вскоре дождь стал слишком сильным, чтобы идти дальше, и Тяжелый Ошейник решил остановиться на ночь. На острове посреди реки он соорудил грубое укрытие, развел костер и стал устраиваться поудобнее.

Внезапно сквозь молнию и шум дождя он услышал уханье совы. Для черноногих совы тесно связаны со смертью. Согласно их традиции, призраки ухают, как совы, когда бродят по ночам. Тяжелый Ошейник почувствовал, как по спине пробежал холодок.

Съёжившись в своём укрытии, Тяжелый Ошейник услышал в отдалении странный звук, словно кто-то тащился через кусты. Пока он прислушивался, звук становился все ближе и ближе. Вскоре то, что производило этот шум, оказалось прямо за его укрытием, по другую сторону костра. Тяжелый Ошейник рискнул взглянуть и вздрогнул.

На другом конце костра сидела высокая стройная фигура. Она была одета во все белое, лицо скрывала тень капюшона. У неё были длинные костлявые ноги, которые она протягивала к огню, как будто хотела их согреть.

«Кто ты такой?» - едва слышным голосом спросил Тяжелый Ошейник. Маленькие волоски на его шее встали дыбом, а по спине потек холодный пот.

Фигура не ответила. Вместо этого она протянула к нему свои длинные костлявые лапы, словно хотела дотронуться до него. Тяжелый Ошейник отодвинулся, костяшки пальцев побелели, когда он схватился за ружьё. «Кто ты такой?» - снова спросил он. «Если ты человек, поговори со мной. Если ты призрак, то сжалься надо мной и оставь меня в покое».

Но фигура молчала. Она снова протянула к нему свои бледные костлявые ноги.

Тяжелый Ошейник отшатнулся, затем навел ружьё на фигуру. «Ты не хочешь говорить и не уходишь, - сказал он. - Может быть, это заставит тебя уйти». - Он выстрелил в фигуру, и она упала обратно в темноту.

Вдруг Тяжелый Ошейник услышал страшный вой. – «Тяжелый Ошейник!» - простонал призрачный женский голос. «Ты застрелил меня! Нет такого места, где ты можешь спрятаться, чтобы я тебя не нашла».

Это было слишком для молодого храбреца. Тяжелый Ошейник покинул свое убежище, вернулся на берег реки и побежал сквозь ночь, не обращая внимания на дождь. На рассвете он подошел к знакомому месту - Белли-Бьюттс, где должен был встретиться со своими спутниками. Измученный, он нашел себе местечко под тополем и уснул. Через несколько часов, проснувшись отдохнувшим и уверенным, что оставил призрачную женщину позади, он направился к основанию Белли Бьюттс.

Тем временем один из товарищей Тяжелого Ошейника стоял на страже на соседнем холме. Шесть бладов, после расставания, направились прямо к Белли Бьюттс и прибыли раньше своего предводителя. Индеец издали увидел две фигуры, приближающиеся к Белли Бьюттс, и предупредил своих спутников. Когда пара подошла ближе, блады узнали знакомую фигуру Тяжелого Ошейника. За ним, изо всех сил стараясь не отставать, шла женщина.

Воины посмеялись между собой, предположив, что их предводитель захватил женщину из другого племени. Они заспорили, оставит ли Тяжелый Ошейник эту женщину себе или подарит кому-нибудь из них. Пока шутили, они увидели, как воин и его спутница исчезли на дне оврага. С другой стороны появился только Тяжелый Ошейник. Он увидел своих друзей и поднялся на холм, чтобы присоединиться к ним.

- «Тяжелый Ошейник, где твоя женщина?» - спросил один из воинов, указывая на нижний овраг. «Ты что, прячешь ее от нас?»

«Где ты ее нашёл?- спросил другой. «Из какого она племени?»

Тяжелый Ошейник запаниковал, поняв, что женщина-призрак, должно быть, последовала за ним. Он рассказал друзьям о своей страшной встрече с призраком прошлой ночью.

Некоторые из бладов ему поверили. Другие, не поверив решили самостоятельно исследовать овраг. И действительно, таинственной женщины нигде не было видно, а на грязном дне оврага виднелись только следы мокасин. После этого все приняли его рассказ.

Дальше семеро черноногих путешествовали вместе и вскоре наткнулись на небольшую группу бладов. Они решили провести с ними ночь.

В ту ночь Тяжелому Ошейнику приснилась призрачная женщина в белом. Женщина проклинала его за то, что он в нее выстрелил. Она сказала, что с этого дня в него никогда не попадет вражеская пуля, но он также никогда не захватит в бою вражеское ружье. Призрачная женщина также предупредила, чтобы он никогда не возвращался туда, где лежит ее скелет.

Всю оставшуюся жизнь Тяжелый Ошейник страдал от этого проклятия. Всякий раз, когда он возглавлял военный отряд, его группа никогда не могла вступить в бой с вражескими силами. Он никогда не был ранен вражеской пулей, но и не заслужил чести захватить оружие. Вскоре блады начали верить, что Тяжелый Ошейник проклят дурной магией, и отказывались следовать за ним в набеги или вступать в его военные отряды. Вместо того чтобы стать вождем, как многие планировали в юности, Тяжелый Ошейник до конца жизни оставался неудачливым воином.

Когда Тяжелый Ошейник был уже стариком, монтанские торговцы начали продавать виски с постов на реке Олдмэн. Эти форты-виски стали довольно популярными среди бладов, и однажды группа Тяжелого Ошейника решила нанести им визит. Старый индеец сообразил, что это страна Форта Хуп-Ап, где он нашел скелет женщины-призрака, место, куда ему запрещено возвращаться. Но апатичный, старый воин отправился туда со своим отрядом.

Группа бладов без всяких происшествий добралась до одного из фортов виски, и мужчины принесли для торговли свои бизоньи шкуры. В ту ночь, когда закончилась торговля, многие молодые воины блад напились. Некоторые из них праздновали победу и решили опробовать свои новые винтовки, стреляя в воздух. Один пьяный блад беспечно выстрелил в сторону лагеря. Пуля попала Тяжелому Ошейнику в спину, мгновенно его убив. Женщина-призрак отомстила.

------

По словам историка Хью Демпси, одна из классических историй о привидениях черноногих, вышедших из страны Летбридж, - это история женщины-призрака из Акай'нискуи.

The Ghost Woman of Akai’niskui *The Vengeful Wife- and Other Blackfoot Stories, Hugh A. Dempsey, 2003

 

ПРИЗРАЧНОЕ СТОЙБИЩЕ

 

Д

о того как Северо-Западная Конная Полиция установила закон и порядок на Западе, канадские прерии были диким и опасным местом. Соперничающие индейские племена постоянно воевали за добычу и ресурсы, а конные набеги, племенные сражения и мелкие стычки практически не прекращались. Для жителей равнин насильственная смерть была обычным явлением.

Согласно традиции черноногих, духи умерших обитают на восточных границах их охотничьих угодий среди Больших Песчаных Холмов, обширной области пастбищ и песчаных дюн вблизи современного Лидера, Саскачеван. Однако не все духи сразу отправлялись в эту страну. Некоторые оставались в своих телах еще долго после смерти.

Хотя черноногие конца 1800-х годов часто сообщали о встречах со сверхъестественным, их белые коллеги, по большей части, имели относительно мало историй о привидениях. Действительно, черноногие верили, что только индейцы могут видеть индейских призраков. Однако один белый человек - офицер Сесил Дэнни из Северо-Западной Конной Полиции - написал об очень странном происшествии, которое пережил около Форта Маклеод одним ненастным летним днем 1875 года.

В день происшествия Дэнни плыл на лодке по реке Олдмэн примерно в 15 милях вверх по течению от Форта Маклеод, когда его застиг сильный ливень. Дэнни вытащил лодку на берег и решил переждать бурю в ближайшей роще. Пока ждал, Дэнни услышал сквозь завывание ветра и проливной дождь, отдаленные голоса индейцев, поющих под бой барабана. Надеясь найти укрытие, он побрел через лес на звук. В своем отчете Дэнни писал: «гроза разразилась сильнее, чем когда-либо, и молния почти ослепляла. Я пробрался через лес как можно быстрее, так как в такой близости от деревьев было не слишком безопасно, и, выйдя на довольно большую открытую поляну, не более чем в 200 ярдах я увидел перед собой индейский лагерь. Я видел мужчин, женщин и даже детей, которые двигались среди хижин, и что меня поразило, так это то, что костры в центре многих палаток светились через открытые входы. Это меня удивило, так как не часто встретишь индейцев, передвигающихся по такой сырости, если можно укрыться».

Однако прежде чем он успел двинуться к лагерю, огромная молния ударила в дерево всего в нескольких метрах от того места, где стоял Дэнни. Пораженный громом, Монти(конный полицейский) рухнул на землю. Придя в себя, Дэнни встал и, к своему ужасу, обнаружил, что индейский лагерь исчез. В ужасе он покинул этот район и пешком вернулся в Форт Маклеод. Замерзший, промокший и измученный, Дэнни добрался до форта около полуночи и немедленно удалился в своё жилище.

На следующее утро в офицерской столовой дикий рассказ Дэнни был встречен смехом и недоверием. Тем не менее, в тот же день конный полицейский вернулся на место происшествия с черноногим проводником и переводчиком. Дэнни записал: «расспросив индейца, тот заявил, что много лет назад в этом месте черноногие захватили и уничтожили лагерь индейцев племени кри». Когда они подошли к тому месту, где стояла призрачная деревня, Дэнни и его спутник обнаружили два выбеленных временем черепа, лежащих рядом в траве.

 

“The Riders of the Plains: A Reminiscence of the Early and Exciting Days in the North West Calgary." Cecil Denny, 1905

 

ХОЛМ УБИТОГО РАЗВЕДЧИКА

 

B

ечером 23 июля 1874 - Мы разбили лагерь на ближней стороне Ривер-де-Лак (Riviere des Lacs). На противоположной стороне находится исторический Марги Батт (Butte Marquee). Примерно шестьдесят или семьдесят лет назад кри воевали с манданами, часто посещавшими охотничьи угодья на Миссури. Отряд каждого из них находился на тропе войны в этой части страны. Однажды утром перед восходом солнца, когда туман еще не рассеялся, один кри покинул лагерь, чтобы осмотреть окрестности с самой высокой точки. Это был Батт-Марги, как его впоследствии называли французские метисы, или по-английски Холм Убитого Скаута (Murdered Scout Hill). Там он увидел сидящего мандана, который тоже с тревогой оглядывался по сторонам в поисках врагов, повернувшись спиной к кри. Последний взял большой круглый камень весом около 15 фунтов, бесшумно подполз к своему врагу и убил его. Чтобы увековечить это место, он своим томагавком(ножом) выкопал фигуру человека, лежащего на спине, раскинув ноги и вытянув руки за головой. Фигура имеет около 12 футов в длину. Подход к нему также обозначен примерно на 60 футов выкопанными следами ног. Такова история, рассказанная мне старыми охотниками на этих землях. (As recorded by Henri Julien)

Метис, рассказавший эту историю, привел на место группу любопытных солдат. И действительно, несколько больших следов вели вверх по склону холма, где на вершине был вырезан огромный отпечаток распростертого воина. Устрашающе, но отверстие в форме человека наверху было усеяно камнями, покрытыми красным лишайником, что наводило на мысль о крови, пролитой здесь много лет назад.

 

 

ОЗЕРО СТАРЫХ ЖЁН

 

O

зеро Старых Жен (Old Wives Lake) обязано своим необычным названием древней легенде кри, которая, как и большинство устных преданий, имеет множество различных вариаций. По одной из версий, которая была пересказана в 1874-м проводниками-метисами первым офицерам Северо-Западной Конной Полиции:

Однажды весной, в начале 1840-х годов, отряд охотников кри с востока, от Вуд Маунтин (по некоторым версиям, кри происходили из долины К'Аппель и двигались на юго-запад по тропе Форт-К'Аппель-Вуд-Маунтин) отправился вниз по реке Вуд к озеру Старых-Жен в поисках бизонов.

Ранее той весной пожар в прериях на восточных равнинах уничтожил местную популяцию бизонов, и кри, у которых заканчивались зимние запасы пеммикана, отчаянно нуждались в пище.

К счастью, кри обнаружили стадо бизонов, пасущихся на берегу озера Старых Жен. Охотники разбили лагерь на берегу озера и в ходе последующей охоты убили много животных. Пока мужчины свежевали и разделывали туши, группа старух, сопровождавших охотников специально для этой цели, занялась заготовкой сала и костного мозга, сушкой и измельчением мяса для приготовления пеммикана. Вскоре кри заготовили достаточно еды, чтобы прокормить свою голодающую общину на востоке.

Как только кри закончили нагружать волокуши своих лошадей, их атаковал отряд черноногих. Хотя кри не были готовы, но провели эффективную контратаку и успешно отбили нападение вражеских воинов, которые отступили к ближайшим холмам.

В ту ночь кри устроили пау вау. Они знали, что воинственные #черноногие, скорее всего, вернутся на рассвете в полном составе, что помешает им уйти на восток вместе с пеммиканом. После некоторого раздумья воины племени кри решили остаться и сражаться, позволив своим женщинам и детям под покровом темноты бежать с пеммиканом. Однако не успели воины принять решение, как заговорили старухи. Старые жены знали, что молодые женщины и дети, вероятно, не смогут далеко уйти без воинов, и поэтому предложили себя, чтобы остаться позади. Они утверждали, что видели уже много зим, и хотели в последний раз дать племени жизнь, как это было в их детородной юности. Старые жены не желали подчиняться, и поэтому мужчины, женщины и дети из охотничьего отряда с большой неохотой отправились домой с грузом пеммикана.

В лагере на берегу озера старухи развели костры и громко разговаривали всю ночь, чтобы не вызвать подозрений черноногих. На рассвете орда черноногих воинов ворвалась в лагерь, выкрикивая боевые кличи. Обнаружив, что их обманули, а щедрая добыча, которую они ожидали, уменьшилась до кучки седых скальпов, они пытали и убивали старых жен.

Легенда гласит, что духи умерших женщин до сих пор обитают на маленьком острове в озере, известном как Остров Бэйс. Некоторые говорят, что в ветреные весенние ночи можно услышать, как старухи хохочут, издеваясь над черноногими, которых они обманули.

*Олд-Уайфс-Лейк - это большое соленое озеро, расположенное примерно в 30 километрах к юго-западу от Лосиной Челюсти (Moose Jaw), Саскачеван. Объявлено в 1925 году заповедником мигрирующих птиц из-за его больших сезонных популяций мигрирующих водоплавающих птиц и береговых птиц, Олд-Уайфс-Лейк является крупнейшим природным озером в Южном Саскачеване и четвертым по величине соленым озером в Северной Америке.

МСИТЕЛЬНАЯ ЖЕНА

 

И

стория о мстительной жене - это старая легенда, которую уже более двухсот лет рассказывают у индейских костров на канадских равнинах. Как это часто бывает с устным преданием, оно имеет ряд различных вариаций. В некоторых версиях герои - черноногие, а злодеи - кроу. В других - наоборот. Имена персонажей также многочисленны и разнообразны. Однако, несмотря на их различия, у каждой версии истории есть одна общая черта - сам сюжет.

История начинается летом 1775 года. Тем летом отряд черноногих разбил лагерь в предгорьях Скалистых гор близ современного Калгари. Группу возглавлял молодой вождь по имени Телячий Взгляд. У вождя была красивая жена по имени Женщина-Вапити и двое детей.

Однажды Женщина-Вапити попросила мужа отвести ее на одно из полей, где она могла бы нарвать плодов кактуса опунции. Хотя черноногие питались почти исключительно бизонами, они также наслаждались плодами прерий, такими как ягоды саскатун(ирга), черника и плоды кактуса опунции, когда был их сезон. То лето выдалось особенно теплым, и выросло много спелых плодов кактуса опунции.

Телячий Взгляд хотел бы угодить своей красавице жене, но понимал присущую такому предприятию опасность. В то время черноногие воевали с племенами кри, кроу и могущественными змеями (шошонами), их бродячие отряды представляли собой постоянную опасность. Поначалу вождь отказал жене, рассудив, что риск перевешивает выгоду.

Однако Женщина-Вапити была настойчива и снова и снова умоляла мужа взять ее в поле, пока не закончился сезон плодоношения. Ее настойчивость окупилась, и в конце концов Телячий Взгляд, вопреки здравому смыслу, поехал с ней на поля. Несколько женщин, которым тоже не терпелось нарвать плодов, сопровождали их.

Отряд добрался до места без происшествий. Пока женщины добывали пищу, Телячий Взгляд поднялся на коне на вершину соседнего холма и осматривал окрестные прерии в поисках врагов. Через некоторое время он заметил небольшое стадо, направлявшееся в их сторону. Сначала он принял их за стадо бизонов. Однако, когда табун приблизился, он понял, что на самом деле это боевой отряд воинов-змей, скачущих верхом на своих лошадях, галопом приближаясь к ним на полной скорости.

Телячий Взгляд поднял тревогу. Одна за другой, находившиеся в поле женщины черноногих, вскочили на своих пони и направились к отдаленному безопасному лагерю. Вождь нашел свою жену и поехал рядом с ней.

В те дни индейцы-змеи славились тем, что владели самыми быстрыми лошадьми на канадских равнинах, и этот отряд не был исключением. Шошонские воины быстро опередили черноногих женщин, которые по большей части ехали верхом на маленьких пони для перевозки волокуш, и сразили их томагавками, боевыми дубинками и копьями.

Со временем стало ясно, что Телячий Взгляд, ехавший на быстром скакуне для бизоньей охоты, оказался единственным черноногим, у которого была надежда спастись от змей. Отстававшая Женщина-Вапити, позвала мужа на помощь, и вождь усадил ее на свою лошадь. Некоторое время супруги ехали вместе. Однако вскоре Телячий Взгляд понял, что даже его скакун с двумя всадниками на спине не сможет превзойти великолепных лошадей противника.

- «Слезай», - сказал жене вождь. «Ты молода и красива, и тебя не убьют. Змеи заберут тебя в свой лагерь, а я вернусь в наш. Соберу военный отряд и спасу тебя».

Женщина-Вапити отказывалась слезать, умоляя мужа умереть вместе с ней. Телячий Взгляд не обратил внимания на мольбу жены и столкнул ее с лошади. Он поскакал к лагерю черноногих, а змеи спешились, чтобы забрать свою добычу.

Телячий Взгляд решил никому не рассказывать о том, что сделал. Он вернулся в лагерь в слезах. Как и другие мужчины черноногих, потерявших своих жен, Телячий Взгляд постриг волосы, порвал на себе одежду и раскрасил лицо в черный траурный цвет. Затем он вместе с другими мужчинами отправился на место убийства, чтобы забрать мертвых.

Тропа к полю кактусов была усеяна скальпированными женщинами. Семьи черноногих погрузили своих мертвецов в травуа(волокуши) и отвезли в лагерь для погребения. Когда всё было выполнено, Женщина-Вапити оказалась единственной пропавшей без вести.

Вернувшись в стойбище, Телячий Взгляд пригласил к себе в типи трех своих братьев вместе с тремя братьями Женщины-Вапити. Самым младшим из семерых мужчин был один из его зятьев, красивый подросток с самыми длинными волосами в группе. Внутри, воинов по кругу обошла трубка, и они договорились все вместе отправиться в лагерь змей и спасти Женщину-Вапити.

Семеро храбрецов выступили на рассвете следующего дня. Они быстро нашли змеиную тропу и шли по ней через прерию в течение многих дней. Тропа остановилась у реки. Шошоны перешли её вброд и разбили лагерь на другой стороне. Воины черноногих решили устроить свой собственный бездымный лагерь в роще на склоне холма, откуда открывался прекрасный вид на лагерь змей.

В ту ночь, под покровом темноты, Телячий Взгляд переплыл реку. Он прокрался через лагерь змей, заглядывая в узкие щели дверей типи, молясь о том, чтобы хоть мельком увидеть свою жену. Наконец он заметил Женщину-Вапити, сидящую в жилище вождя, большой палатке в центре лагеря. Она выглядела здоровой и невредимой.

Удовлетворенный, он прокрался обратно к реке и стал искать укрытие. Вдоль реки тянулись вырубленные берега, и Телячий Взгляд, оглядевшись, нашел одно место с большой пещерой. Молодой вождь свернулся калачиком внутри и засыпал себя песком и глиной, пока почти полностью не скрылся.

На следующий день, на берег реки, чтобы набрать воды вышли группы женщин. Телячий Взгляд из своего укрытия весь день наблюдал, как они приходят и уходят, но ни разу не видел своей жены. Наконец, ближе к вечеру, он услышал тихие шаги, приближающиеся к реке. Когда женщина появилась в поле зрения, Телячий Взгляд узнал свою жену. Он вышел из укрытия и схватил жену за руку, приложив палец к ее губам. Понизив голос, он стал уговаривать ее переплыть с ним реку и бежать. Женщина-Вапити отказалась, сказав, что ее новый муж-змей осыпал ее подарками, и она хочет забрать некоторые из них с собой, чтобы досадить своим похитителям. Телячий Взгляд умолял ее уйти с ним сейчас же, ради их двоих детей, которые очень скучали по своей матери, но Женщина-Вапити не желала этого делать. Он неохотно сообщил жене, где они с братьями расположились лагерем на противоположном берегу, и согласился подождать там, пока она ночью не ускользнет.

Пока Телячий Взгляд плыл обратно через реку, Женщина-Вапити вернулась в змеиный лагерь. Она взяла из костра немного золы, положила ее в рот и разжевала, чтобы получилась черная паста. Затем она упала на землю перед палаткой вождя и начала издавать странные звуки. Вождь вышел на улицу, чтобы посмотреть, в чем дело, и обнаружил свою новую жену, корчившуюся на земле, словно в трансе. Он отнес ее в своё жилище и вызвал знахаря отряда.

Выйдя из своего «транса» Женщина-Вапити использовала язык жестов, чтобы сказать шаману-змею, что она получила видение от духа Солнца. Она утверждала, что дух Солнца сказал ей, будто семь врагов расположились лагерем в роще на склоне холма на противоположном берегу. Один из них был великим вождем, а другой - красивым юношей с длинными волосами. Все они должны быть убиты, кроме вождя; вождя нужно принести в жертву духу Солнца.

Шошонский знахарь принял рассказ Женщины-Вапити за чистую монету и быстро организовал военный отряд. Солнце стояло низко над горизонтом, и небо прерии было кроваво-красным, когда воины добрались до рощи, где прятались черноногие. Воины-змеи значительно превосходили черноногих числом, но те были храбры до предела. Старший брат Телячьего Взгляда запел военную песню и прорвался сквозь листву с ножом в одной руке и томагавком в другой. Но был скошен градом стрел прежде, чем достиг линии шошонов. Остальные черноногие последовали его примеру, решив составить брату компанию в его путешествии к Большим Песчаным Холмам. Их последний бой был недолгим.

В конце стычки единственным черноногим, стоявшим на ногах, был Телячий Взгляд. Шошоны ограбили и скальпировали поверженных врагов, связали побежденного вождя по рукам и ногам и потащили добычу обратно в лагерь. Главным среди их трофеев был окровавленный скальп молодого длинноволосого брата Женщины-Вапити.

Воины-змеи доставили Телячьего Взгляда к своему вождю. Молодого человека отвели в палатку вождя, где его встретила насмешливая Женщина-Вапити.

- «Бессердечная женщина, - сплюнул Телячий Взгляд, - «я пришел сюда, чтобы вернуть тебя твоим детям. Посмотри, что ты наделала! Трое твоих братьев и трое моих погибли из-за тебя».

Вождь змей, не говоривший на языке черноногих, попросил Женщину-Вапити перевести его слова на язык жестов. Черноногая женщина сказала ему, что Телячий Взгляд, назвал воинов-шошонов трусами и предлагает вождю змей вытряхнуть горящие угли своей трубки ему на грудь. Шошонский вождь, обязанный по чести принять вызов, подчинился.

Хотя раскаленные угли опалили его плоть, Телячий Взгляд не издал ни звука, чтобы досадить своим врагам и жене. Когда дело было сделано, он отругал бывшую жену за жестокость. Женщина-Вапити «перевела» эту вспышку черноногого своему новому мужу, сказав, что он предлагает вождю вылить кипяток ему на голову. Змеиный вождь, не желая отказывать черноногому, приказал женщине вскипятить для него воды. Когда вода закипела, он попросил ее вылить немного воды на голову пленника. Женщина сделала, как было велено.

Вода ошпарила голову Телячьего Взгляда, и из неё начали вылезать маленькие клочки волос. Хотя боль была невыносимой, вождь черноногих стиснул зубы и заставил себя не кричать от боли. Змеиный вождь воспринял стоицизм черноногого как приглашение продолжать лить воду, и вскоре все волосы Телячьего Взгляда выпали. От ужасной боли вождь черноногих потерял сознание.

Придя в себя, Телячий Взгляд умолял жену попросить змей убить его. Вместо этого Женщина-Вапити сообщила вождю шошонов, что его черноногий противник попросил принести его в жертву духу Солнца. Вождь согласился удовлетворить просьбу своего пленника и распорядился, чтобы Телячьего Взгляда привязали к дереву и оставили на следующий день духу Солнца.

Все это время палатка вождя была битком набита воинами, собравшимися посмотреть на пытки Телячьего Взгляда. Среди толпы находилась старая, неприметная вдова, молча наблюдавшая за мучениями черноногого. Эта старая женщина была в значительной степени заброшена племенем, так как считалась чужой. Много лет назад ее покойный муж-шошон захватил ее в плен в лагере кри и взял себе в жены, так что большинство змей в отряде приняли ее за кри. Однако мало кто знал, что старуха на самом деле - черноногая по крови. Маленькой девочкой она была захвачена кри, и воспитывалась как одна из них, но помнила свои корни и родной язык. А услышав, как Женщина-Вапити «переводит» слова Телячьего Взгляда для вождя змей, поняла, что молодая женщина лжет. Старуха пожалела вождя черноногих и решила ему помочь.

На следующее утро вождь змей сообщил своей группе, что они собираются перенести лагерь. Прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, он приказал нескольким воинам содрать с тополя кору и покрасить его в черный цвет. Когда это было сделано, он велел своим воинам выкрасить лицо черноногого пленника в черный цвет и привязать его к дереву.

Пока воины занимались своими делами, а остальная часть лагеря укладывала пожитки на травуа, старуха отвела свою собаку с волокушей в рощу. Она надела на животное намордник и привязала к дереву, прежде чем собрать свои вещи. Позже, когда вождь объявил, что пора уходить, старуха громко позвала свою собаку. Разумеется, ответа не последовало. Она проклинала животное и бормотала себе под нос, «обыскивая» весь лагерь. Когда вождь спросил ее, почему она не готова ехать, та объяснила свое затруднительное положение. Вождь предложил одну из своих собак, чтобы она тащила её травуа, но женщина отказалась. Вождь в растерянности поскакал во главе колонны и повел отряд змей в прерию.

Когда группа скрылась из виду, старуха взяла свою собаку и подошла к Телячьему Взгляду, привязанному к дереву. Она разрезала кожаные ремни, которыми он был связан, и начала ухаживать за ним, возвращая к жизни. Женщина дала ему воды и пеммикан, а затем, как могла, перевязала ошпаренный череп. Когда Телячий Взгляд спросил, почему она помогает ему, черноногая старуха ответила, что у нее никогда не было сыновей, и она усыновляет его.

Достаточно восстановившись, Телячий Взгляд поблагодарил старую женщину и рассказал свою историю. Он заверил ее, что вернется с военным отрядом и отомстит своей вероломной жене. Когда старуха спросила, чем она может помочь, он сказал ей, чтобы она присоединилась к остальным змеям и путешествовала вместе с ними. Она должна поставить свой типи на небольшом расстоянии от главного лагеря, чтобы он и его воины могли легко опознать ее жилище, когда придет время. Если шошонский отряд разделится, она должна будет отправиться вместе с вождем и его женой и воткнуть зеленую ветку в землю старого лагеря, указывая направление, в котором они пошли. Старуха согласилась.

Телячий Взгляд попрощался со своей новой матерью и пешком проделал долгий путь обратно в своё стойбище. Через некоторое время, он приблизился к лагерю и был подобран черноногим разведчиком. Разведчик привел несчастного вождя в кольцевой палаточный лагерь, где черноногие собрались, чтобы узнать, что случилось с ним и его братьями. Телячий Взгляд поведал соплеменникам о предательстве жены, о том, как она приговорила к смерти своих собственных братьев, и о пытках, которым подвергся в результате ее козней. Вскоре весь лагерь пришел в смятение. Разъяренные воины черноногих подсчитывали свои стрелы и точили томагавки, готовясь к набегу возмездия.

Вскоре черноногие собрали отряд мести из более чем трехсот участников. В отличие от обычных военных походов, в отряды мстителей входили не только воины, но также женщины и мальчики постарше. В лагере остались только совсем молодые, очень старые и горстка стражников, а отряд мстителей двинулся по тропе войны.

Военный отряд остановился у реки, чтобы отдать дань уважения павшим там черноногим воинам. Положив тела на погребальные помосты, отряд перешел реку вброд и двинулся дальше.

Телячий Взгляд послал вперед на поиски врага нескольких разведчиков. Вскоре разведчики обнаружили заброшенное стойбище, которым незадолго до этого пользовались змеи. Оказалось, что их отряд разделился после того, как лагерь был снят.

Разведчики обыскали стойбище и, как предсказывал Телячий Взгляд, нашли зеленую ветку, воткнутую в землю, указывающую в направлении одной из двух змеиных троп. Разведчики крадучись пошли по следу и обнаружили лагерь змей на некотором расстоянии впереди. Они вернулись к группе мести, чтобы сообщить о своих находках.

Вскоре отряд возмездия добрался до оврага, находившегося вне поля зрения вражеского лагеря. Черноногие намеревались напасть на шошонов ночью и захватить их врасплох. Пока черноногие готовились к предстоящей битве, Телячий Взгляд сказал своим воинам, что он первым проберется во вражеский лагерь и предупредит свою новую мать. Воины настаивали, что он должен остаться с отрядом на случай, если старуха предаст его, но Телячий Взгляд был непреклонен.

Вождь черноногих под покровом ночи прокрался в лагерь змей и нашел палатку своей новой матери. Он предупредил ее о готовящемся набеге и спросил, нет ли новостей о его вероломной жене. Старуха рассказала ему, что со времени своего «видения» Женщина-Вапити пользовалась большим почтением и уважением. Она осталась в жилище вождя, самом большом типи в лагере. Телячий Взгляд поблагодарил старуху за новость и, после того как она накормила его пеммиканом, вернулся к отряду мстителей.

Черноногие напали перед самым рассветом. Шошонов застигли врасплох, и многие из них были убиты прежде, чем смогли вооружиться. Женщины и дети побежали к деревьям и кустам, росшим вдоль подножия холмов, в то время как большинство мужчин сражались и умирали в лагере.

Налет закончился быстро. Община змей была почти полностью уничтожена, при этом черноногие понесли незначительные потери. Среди захваченных пленников, была безжалостная Женщина-Вапити.

Черноногие снесли змеиные типи, свалив их в кучу. Затем они надели скальп вождя шошонов на ремешок и повесили его на шею Женщине-Вапити. Воины бросили мстительную жену Телячьего Взгляда на костер и зажгли его, приказав женщине танцевать танец скальпа, пока не сгорит.

Женщина-Вапити стояла на костре с вызывающим видом. Она презрительно усмехнулась своему черноногому мужу и рассказала всем собравшимся, как он трусливо столкнул ее с лошади. Зрители не шелохнулись. Женщина-Вапити совершила величайшее преступление, которое только известно народу черноногих; она предала своих друзей, и теперь будет страдать от последствий. Когда пламя лизнуло ее ноги, кричащая женщина попыталась убежать. Однако каждый раз, когда она спрыгивала с костра, кто-то из черноногих подталкивал ее обратно. В конце концов, она затихла, и пламя поглотило ее.

Телячий Взгляд пригласил свою новую мать снова жить среди черноногих. Старуха согласилась и провела остаток своих дней в лагерях черноногих, почитаемая и уважаемая за то, что спасла их вождя.

 

* The Vengeful Wife-and other Blackfoot Stories, Hugh A. Demspey, 2003

 

РУЧЕЙ СЕМИ ЧЕЛОВЕК

 

X

ью Демпси - известный историк провинции Альберта, которого многие считают главным авторитетом по истории западной канадской границы. В одной из своих статей, которая хранится в Музее Гленбоу в Калгари, рассказывает историю, которая, по-видимому, объясняет, как Севен Персонс Крик получил свое название.

В 1872 году военный отряд индейцев блад во главе с вождём Телячья Рубашка, героем битвы у реки Белли, ехал в прериях к юго-западу от Медисин-Хат. Возле небольшого ручья воины наткнулись на группу кри. Несмотря на формальный мир заключённый двумя индейскими племенами осенью 1871 года, между воинами черноногих (бладов) и кри произошло столкновение. В ходе последовавшей стычки семеро кри были убиты. Когда сражение закончилось, лидер победивших бладов - Телячья Рубашка взял у одного из погибших врагов священную трубку-томагавк из красного камня.

В честь этого сражения, ручей, на котором оно происходило, назвали "Iihkisika-tapee", или «Семь Человек».

Версия Джеймса Сандерсона:

Джеймс Сандерсон был шотландцем-кри, одним из первых жителей провинции Альберта, кто занялся скотоводством. Ранний житель Медисин-Хат в более поздней жизни, Сандерсон собрал истории, рассказанные вокруг костров индейцев и метисов его юности в своей работе «Индейские сказки канадских прерий». Рассказы Сандерсона предлагают уникальный взгляд на события, которые чаще всего рассказывают черноногие индейцы.

Согласно версии Сандерсона о том, как был назван ручей Семи Человек, много лет назад, осенью, отряд черноногих, возглавляемый великим шаманом по имени Желтая Телячья Рубашка, шел по тропе войны к юго-западу от современного Медисин-Хат. Черноногие пересекли упомянутый ручей немного выше по течению от его пересечения с Южным Саскачеваном (около современного поселения Севен Персонс) и обнаружил семь свежих трупов, лежащих на его берегах, как будто они были «внезапно убиты, когда шли друг за другом в индейском строю». При ближайшем рассмотре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: